СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 8 класс. Урок 28. «Преступник и благодетель» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 8 класс.

Урок 28. «Преступник и благодетель» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 8 класс. Урок 28. «Преступник и благодетель» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 28. «Преступник и благодетель» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Раздел 2. «Я и Я»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Анализируем сходство и различие в характерах Емельяна Пугачёва, Петра Гринёва и Швабрина.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.





2. Анализ текста.



















































































3. Работа с текстом после чтения.


– Емельян Пугачёв берёт штурмом крепости, убивает дворян, называет себя царём и требует оказывать ему царские почести. При этом он честен и прям с Гринёвым, помогает ему, ценит его прямоту и честность. В чём противоречие этого образа?

Формулируем тему урока:

Преступник и благодетель.


– Проанализируйте эпизод, в котором Гринёв приезжает к Пугачёву в Бердскую слободу (глава XI «Мятежная слобода»).

– Составьте описание избы – «дворца», «царской» позы Пугачёва, готового вместе со своими товарищами, которые принимают вид «притворного подобострастия», принять приехавшего из Оренбурга офицера. Какие характерные особенности есть у сцены? Сочетаются ли они с выражением «ужасная комедия», которое мы встречали в главе «Приступ»? Почему при виде Гринёва «поддельная важность его [Пугачёва] вдруг исчезла», Пугачёв вновь стал самим собою и начал разговаривать тем плутовато-шутливым тоном, каким он любил разговаривать с Гринёвым?

(Может быть, он знал, что Гринёв – единственный человек, перед которым не нужно притворяться?)


– Что вторично спасает Гринёва в этом эпизоде?



Информация для учителя.

Анализируя данный эпизод, необходимо обратить внимание на быструю смену настроений Пугачёва, на то, что он видит только одно средство наказания – виселицу, на разговор Хлопуши и Белобородова о кровопролитии, на душевное состояние Гринёва, который в этот момент отчётливо осознаёт своё положение («Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился»).


– Проанализируйте разговор Гринёва и Пугачёва в кибитке (конец главы XI «Мятежная слобода» от слов «Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту»).

– Какие отношения связывают Гринёва и Пугачёва? Как изменяется их отношение друг к другу?

– Составьте литературные портреты Гринёва и Пугачёва. На какие черты характера указывают данные характеристики?

– Прочитайте и оцените сказку про орла и ворона. Выделите концептуальные смыслы сказки (работа в парах). Сравните с истолкованием самого Пугачёва; с истолкованием Гринёва. В чём они сходятся и в чём различаются?


Информация для учителя.

В этой сцене укрепляются истинно человеческие связи между Гринёвым и Пугачёвым. Гринёв даёт возможность Пугачёву помочь ему, заступиться за «сироту», которую «обижают», – проявить свои лучшие качества, что приятно Пугачёву («Ты видишь, что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братья»). С Гринёвым делится Пугачёв своими планами, сомнениями и опасениями, с Гринёвым заговаривает вновь о своей миссии, как он её понимает. При этом Гринёв не боится сказать Пугачёву правду, когда тот опять заводит разговор о том, что не давало покоя его властолюбивой натуре, – о царствовании Григория Отрепьева (первый раз Пугачёв говорит об этом в главе VIII), и высказать собственное, неожиданное для Пугачёва суждение о смысле сказки про орла и ворона.

Анализируем поведение Пугачёва, Гринёва и Швабрина в эпизоде освобождения Маши Мироновой (глава XII «Сирота»).

– Расскажите этот эпизод от лица Гринёва, Пугачёва, Швабрина (работа в группах, 10 минут).

Информация для учителя.

Можно остановиться на вопросе, что огорчило Пугачёва, когда он узнал, что Гринёв утаил от него правду о происхождении Маши. (Пугачёв понимает, что вокруг него много людей нечестных, готовых играть им и продать его, о чём он говорил Гринёву в главе XI. Гринёв был единственным в повести человеком, к которому Пугачёв чувствовал доверие и истинное расположение именно потому, что Гринёв вёл себя с Пугачёвым как добрый, порядочный и искренний человек. Терять людей и веру в них непросто. Может быть, поэтому Пугачёв так легко принимает объяснения Гринёва.) Важно обратить внимание на те чувства, которые испытывает к Пугачёву Гринёв, на те слова, которые он сказал, благодаря этого странного человека, и на те, которых сказать не успел: «…бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель»; «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему». Кроме того, говоря о Гринёве, нужно сосредоточить внимание учащихся на том, какие чувства вызывал у него Швабрин в эти сложные для них обоих минуты (Гринёв чувствует, что Швабрин испуган, что он унижен Пугачёвым, унижен поведением самого Гринёва, дважды отвернувшегося от него, что он теряет последнюю надежду заставить Машу выйти за него замуж; Гринёв не хочет торжествовать над побеждённым врагом: «Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»; «У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».).

– Составьте на основании анализа главы XIII «Арест» предположение об отношении главного героя к народному восстанию и напишите краткое сообщение на эту тему (5 минут).

– Прочитайте вслух фрагмент от слов «Не стану описывать нашего похода и окончания войны» до конца абзаца, а затем выберите те детали, которые передают отношение писателя и героя к происходящим событиям («бедствие доходило до крайности»; «селения, разорённые бунтовщиками»; «правление было повсюду прекращено»; «шайки разбойников злодействовали повсюду»; «начальники… отрядов самовластно наказывали и миловали»; «состояние… края, где свирепствовал пожар, было ужасно»). «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

– Находим в конце повести, в той её части, которая написана от имени «издателя», сообщение: «Из семейственных преданий известно, что… он [Гринёв] присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу».

– Вспомним, что Пугачёв и раньше подобным образом прощался с Гринёвым: «Пугачёв, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе» (глава IX «Разлука»).

– С какой целью Гринёв приходит к месту казни Пугачёва? Хочет ли он поддержать того, кто помог ему, проститься с ним, доказать свою правоту в предсказании будущего Пугачёва?

– Почему А.С. Пушкин, описывая в этом эпизоде последнюю встречу своих героев, почти дословно повторяет упомянутую выше фразу из IX главы повести? Что это – намеренное подчёркивание того, что для Пугачёва Гринёв всегда был человеком, выделявшимся «из толпы»? Или писатель хочет показать, что Пугачёв остался сам собою, что он не трусит и готов платить за всё?


Отвечаем на главный вопрос урока.



III. Итог урока.

Заканчивая уроки, связанные с образом Пугачёва, необходимо прийти к выводам, к которым хочет привести читателя А.С. Пушкин: добро порождает добро, зло порождает зло; излишнее властолюбие ведёт к преступлениям; верность самому себе, своим принципам и убеждениям достойны уважения даже со стороны противника; предательство вызывает лишь презрение и отвращение; человек должен быть благодарным за проявленную по отношению к нему доброту, не должен помнить зла и наслаждаться торжеством над поверженным и униженным врагом; испытания проверяют человека, выявляют его истинные побуждения, истинную сущность его характера.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся выполняют письменно в «Тетради по литературе» задание II. 5 (с. 18–9) и отмечают закладками в тексте повести все эпизоды, связанные с образом Маши Мироновой.




© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!