СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс Урок 1. Трудный путь к станции «Я»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс

 

Урок 1.  Трудный путь к станции «Я» 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс Урок 1. Трудный путь к станции «Я»»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 1. Трудный путь к станции «Я»

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: узнать, как и для какой цели может писаться личный дневник? Как он отличается от дневника писателя? Нужно ли людям читать дневники писателя и почему?


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.






Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.











2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.













































































3. Работа с текстом после чтения.



– Прочитайте эпиграф к тексту на с. 5.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


– Почему история человеческой души любопытнее и полезнее истории целого народа?

– Как можно узнать историю человеческой души?

Формулируем тему урока:

Как и зачем пишутся дневники?



То, что мы предлагаем тебе читать в этом году, по правде сказать, человеку воспитанному читать не полагается (В Почему? О Это что-то личное?), ибо это дневник. (П В Что такое дневник? О) Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что дневник – это, во-первых, «записи, ведущиеся изо дня в день», а во-вторых, «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах». Как ты, конечно, догадался, мы ведём речь о дневнике в первом значении этого слова. П


Чужие дневники читать не принято. Однако существуют исключения из правил. (В Какие? О Наверное, это то, о чём мы говорили в начале урока – писательские дневники.) Опубликованы дневники великих людей: писателей, учёных, людей искусства. Чтение их даёт возможность глубже понять личность великого человека, его творчество, динамику мысли. Эти дневники публикуются только с разрешения автора или его родных. П


– Итак, что мы можем найти в дневнике? (Индивидуальная работа, каждый выписывает для себя, затем фронтальное подведение итогов и написание общей блок-схемы.)

Примерные элементы блок-схемы (кластера):

– описание событий;

– подведение итогов;

– взросление;

– понимание мира;

– понимание смысла взаимоотношений с другими людьми;

– самооценка;

– оценка окружающих;

– формулирование своего отношения к политике;

– формирование собственных взглядов;

– самооправдание;

– анализ и самоанализ.


– Отвечаем на вопросы на с. 6 учебника (вопросы 1–9 на повторение курса литературы, индивидуальная работа).


Анализируем по группам три отрывка из дневников. Задача – предположить историю о человеке, его устремлениях, его жизненном пути на основе дневника. Если возможно, предположить, кем мог быть написан этот дневник.



1-й вариант.

«Минус восемь месяцев. И хоть бы что изменилось…» (Дневник неизвестной девушки.)


2-й вариант.

16 ноября
Вы не знаете людей; их вообще трудно судить. Да и знают ли они сами себя? Если бы я продолжал преуспевать, большинство из тех, кто оставил меня, вероятно, никогда не заподозрили бы себя в предательстве. В любом случае, я был более одинок, чем предан; было больше слабости, чем измена; они были ратью Святого Петра, – покаяние и слёзы могут стоять в воротах! Кроме того, кто там в истории имел больше приверженцев, больше друзей? Кто был более популярен, более любим? О ком более всего сожалели? Взгляните на Францию: разве не может сказать любой, что с этой своей скалы я всё ещё правлю ею? (Дневник Наполеона Бонапарта, 1815 год, остров Святой Елены.)


3-й вариант.

«У меня нет никаких особых талантов. Я просто безумно любопытен». Некоторые перерастают возраст «почемучки» и после него считают, что невежливо задавать много вопросов. А некоторые умудряются сохранить эту ценную смесь любопытства и детской непосредственности на протяжении всей жизни. Да, некоторые мудрые люди любят говорить, что любопытство погубило кошку. Но некоторым кошкам оно спасло жизнь. Мне всегда казалось, что любопытство можно сравнить с яркими платочками в связке, которые вы начинаете вытягивать из шляпы фокусника. Сначала кажется, что он там один. Затем, когда вы его почти вытянули, за ним показывается второй, затем третий и так далее! Вам интересно, что же будет дальше, когда они наконец-то закончатся?! Иногда кажется, что эта связка не имеет конца. Точно так же и с вопросами — задавая один, вы находите на него ответ, который, в свою очередь, тянет за собой ещё больше вопросов. И вы никогда не можете быть уверены в том, насколько длинной будет эта цепочка и к чему она в итоге приведёт».

(Дневник Альберта Эйнштейна.)


– Попробуйте найти общее во всех трёх вариантах.

Предположительно:

– отношение к миру и к себе;

– подведение итогов.


– Делаем общий вывод. Как и зачем пишутся дневники.

III. Итог урока.

Дневники пишутся по разным причинам. Это чувство одиночества, необходимость описания событий для фиксирования в памяти, подведение итогов, самооценка, анализ жизненных ситуаций, характеристика окружающих и себя. Дневник писателя интересен тем, что мы видим в нём как фрагменты будущих произведений, так и рост, взросление личности на основе происходящего внутри и вовне. Даже если сами мы не занимаемся написанием дневников, всегда интересно наблюдать за ходом мысли и выводами другого человека, потому что познание и деятельность являются процессами коллективными: в жизни человечества трудно назвать изобретение, от начала и до конца придуманное кем-то одним – всегда это делается на основе трудов и мыслей тех, кто уже двигался, вольно или невольно, в этом же направлении. Для чего нам нужен чужой дневник? Наверное, для того, чтобы лучше понять самого себя.



IV. Домашнее задание.

Учащимся предлагается прочитать с. 9–10 учебника и письменно ответить на вопросы на с. 10.


© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!