I. Цель урока. | Цель: узнать, как и для какой цели может писаться личный дневник? Как он отличается от дневника писателя? Нужно ли людям читать дневники писателя и почему? | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Прочитайте эпиграф к тексту на с. 5. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» – Почему история человеческой души любопытнее и полезнее истории целого народа? – Как можно узнать историю человеческой души? Формулируем тему урока: Как и зачем пишутся дневники? То, что мы предлагаем тебе читать в этом году, по правде сказать, человеку воспитанному читать не полагается (В Почему? О Это что-то личное?), ибо это дневник. (П В Что такое дневник? О) Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что дневник – это, во-первых, «записи, ведущиеся изо дня в день», а во-вторых, «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах». Как ты, конечно, догадался, мы ведём речь о дневнике в первом значении этого слова. П Чужие дневники читать не принято. Однако существуют исключения из правил. (В Какие? О Наверное, это то, о чём мы говорили в начале урока – писательские дневники.) Опубликованы дневники великих людей: писателей, учёных, людей искусства. Чтение их даёт возможность глубже понять личность великого человека, его творчество, динамику мысли. Эти дневники публикуются только с разрешения автора или его родных. П – Итак, что мы можем найти в дневнике? (Индивидуальная работа, каждый выписывает для себя, затем фронтальное подведение итогов и написание общей блок-схемы.) Примерные элементы блок-схемы (кластера): – описание событий; – подведение итогов; – взросление; – понимание мира; – понимание смысла взаимоотношений с другими людьми; – самооценка; – оценка окружающих; – формулирование своего отношения к политике; – формирование собственных взглядов; – самооправдание; – анализ и самоанализ. – Отвечаем на вопросы на с. 6 учебника (вопросы 1–9 на повторение курса литературы, индивидуальная работа). Анализируем по группам три отрывка из дневников. Задача – предположить историю о человеке, его устремлениях, его жизненном пути на основе дневника. Если возможно, предположить, кем мог быть написан этот дневник. 1-й вариант. «Минус восемь месяцев. И хоть бы что изменилось…» (Дневник неизвестной девушки.) 2-й вариант. 16 ноября Вы не знаете людей; их вообще трудно судить. Да и знают ли они сами себя? Если бы я продолжал преуспевать, большинство из тех, кто оставил меня, вероятно, никогда не заподозрили бы себя в предательстве. В любом случае, я был более одинок, чем предан; было больше слабости, чем измена; они были ратью Святого Петра, – покаяние и слёзы могут стоять в воротах! Кроме того, кто там в истории имел больше приверженцев, больше друзей? Кто был более популярен, более любим? О ком более всего сожалели? Взгляните на Францию: разве не может сказать любой, что с этой своей скалы я всё ещё правлю ею? (Дневник Наполеона Бонапарта, 1815 год, остров Святой Елены.) 3-й вариант. «У меня нет никаких особых талантов. Я просто безумно любопытен». Некоторые перерастают возраст «почемучки» и после него считают, что невежливо задавать много вопросов. А некоторые умудряются сохранить эту ценную смесь любопытства и детской непосредственности на протяжении всей жизни. Да, некоторые мудрые люди любят говорить, что любопытство погубило кошку. Но некоторым кошкам оно спасло жизнь. Мне всегда казалось, что любопытство можно сравнить с яркими платочками в связке, которые вы начинаете вытягивать из шляпы фокусника. Сначала кажется, что он там один. Затем, когда вы его почти вытянули, за ним показывается второй, затем третий и так далее! Вам интересно, что же будет дальше, когда они наконец-то закончатся?! Иногда кажется, что эта связка не имеет конца. Точно так же и с вопросами — задавая один, вы находите на него ответ, который, в свою очередь, тянет за собой ещё больше вопросов. И вы никогда не можете быть уверены в том, насколько длинной будет эта цепочка и к чему она в итоге приведёт». (Дневник Альберта Эйнштейна.) – Попробуйте найти общее во всех трёх вариантах. Предположительно: – отношение к миру и к себе; – подведение итогов. – Делаем общий вывод. Как и зачем пишутся дневники. |
III. Итог урока. | Дневники пишутся по разным причинам. Это чувство одиночества, необходимость описания событий для фиксирования в памяти, подведение итогов, самооценка, анализ жизненных ситуаций, характеристика окружающих и себя. Дневник писателя интересен тем, что мы видим в нём как фрагменты будущих произведений, так и рост, взросление личности на основе происходящего внутри и вовне. Даже если сами мы не занимаемся написанием дневников, всегда интересно наблюдать за ходом мысли и выводами другого человека, потому что познание и деятельность являются процессами коллективными: в жизни человечества трудно назвать изобретение, от начала и до конца придуманное кем-то одним – всегда это делается на основе трудов и мыслей тех, кто уже двигался, вольно или невольно, в этом же направлении. Для чего нам нужен чужой дневник? Наверное, для того, чтобы лучше понять самого себя. | |