СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 6. «Как мне быть с самим собой?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

Урок 6. «Как мне быть с самим собой?»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 6. «Как мне быть с самим собой?»»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 6. «Как мне быть с самим собой?»

Раздел 1. Вспоминаю детство

Рабочее название урока: О чём вспоминается чаще?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На примере текста «Детство» Л.Н. Толстого говорим об особенностях детских и юношеских воспоминаний, отражённых в дневнике; о том, что такое мировоззрение и как оно формируется с детских лет.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.



















2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.























































3. Работа с текстом после чтения.




– Зачем люди возвращаются в своё прошлое с помощью дневников?

(Они пытаются найти там что-то важное для себя.)

– Что для них важно в первую очередь, как вы думаете: вещи, предметы, действия или чувства?

(Наверное, чувства.)

– Как вы думаете, о каких чувствах чаще всего хочется вспоминать?

(Возможно, о каких-то хороших, добрых?)

– Какой будет главный вопрос нашего урока?

О чём вспоминается чаще?

– Давайте попробуем найти ответ в тексте.


С. 3940.

– Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! (В Почему автор говорит это? О)

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.

– Так ты меня очень любишь? – Она молчит с минуту, потом говорит: – Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька? (П Вероятно, автора ждёт какое-то испытание, связанное с матерью.)

Информация для учителя
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: Николай (1823–1860), Сергей (1826–1904) и Дмитрий (1827 –1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария. Спустя несколько лет умерла мать. В автобиографическом «Детстве» Толстого мать Иртеньева умирает, когда мальчику исполняется 10–12 лет и он является вполне сознательным. Однако портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. Он помнил её по ускользающим детским воспоминаниям, когда ему было около двух лет. Отсюда и эта грусть в повести. После смерти матери осиротевших детей взяла на воспитание дальняя родственница Т.А. Ергольская.

Она ещё нежнее целует меня.

– Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! – вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз – слёзы любви и восторга. (П)

После этого, как, бывало, придёшь наверх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». (В Почему именно в такие моменты? О) Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство. (П)

После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, – но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (Забота о других, выраженная в молитве, даёт чувство сопричастности к миру, ощущение, что ты тоже что-то можешь сделать.) Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи (В Почему именно о нём? О) – единственном человеке, которого я знал несчастливым, – и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». (П) (Ощущение возможности участия в чужой судьбе и детское заблуждение о совершенстве мира.) Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь в угол подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (Существо, которое полностью зависит от тебя.) Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, (Всё в одном ряду.) повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом.

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (В Чего именно недостаёт?) (О чём конкретно грустит автор?) (О) Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни? (П)

Где те горячие молитвы? где лучший дар – те чистые слёзы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слёзы эти и навевал сладкие грёзы неиспорченному детскому воображению.

Неужели жизнь оставила такие тяжёлые следы в моём сердце, что навеки отошли от меня слёзы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?


– Попробуем нарисовать литературный портрет главного героя, каковым является автор (индивидуальная работа).

– Давайте попробуем определить, какие чувства автор считает для себя главными? (Работа по группам.)

1. Печаль по умершей матери.

2. Печаль по чистоте детских понятий добра и зла.

3. Желание вернуться в детство и прожить всю жизнь сначала.

– Делаем общий вывод: о чём вспоминается чаще? Ответ записываем на доске (фронтальная работа).

III. Итог урока.

Детство автором дневника воспринимается как время, когда идеалы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Он вспоминает в первую очередь не о людях и вещах, но о тех чистых чувствах, которых в его возрасте уже нельзя достичь, отчасти и потому, что «жизнь оставила тяжёлые следы» в его сердце. Возможно, поэтому автор вновь и вновь возвращается к счастливому для него времени, чтобы с его помощью измерять настоящее.


IV. Домашнее задание.

Учащимся предлагается прочитать «Детство» Л.Н. Толстого до с. 45. Задания в тетради IV–V на с. 6.



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!