I. Цель урока. | На примере текста «Детство» Л.Н. Толстого говорим об особенностях детских и юношеских воспоминаний, отражённых в дневнике; о том, что такое мировоззрение и как оно формируется с детских лет. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Зачем люди возвращаются в своё прошлое с помощью дневников? (Они пытаются найти там что-то важное для себя.) – Что для них важно в первую очередь, как вы думаете: вещи, предметы, действия или чувства? (Наверное, чувства.) – Как вы думаете, о каких чувствах чаще всего хочется вспоминать? (Возможно, о каких-то хороших, добрых?) – Какой будет главный вопрос нашего урока? О чём вспоминается чаще? – Давайте попробуем найти ответ в тексте. С. 39–40. – Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! (В Почему автор говорит это? О) Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени. – Так ты меня очень любишь? – Она молчит с минуту, потом говорит: – Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька? (П Вероятно, автора ждёт какое-то испытание, связанное с матерью.) Информация для учителя Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: Николай (1823–1860), Сергей (1826–1904) и Дмитрий (1827 –1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария. Спустя несколько лет умерла мать. В автобиографическом «Детстве» Толстого мать Иртеньева умирает, когда мальчику исполняется 10–12 лет и он является вполне сознательным. Однако портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. Он помнил её по ускользающим детским воспоминаниям, когда ему было около двух лет. Отсюда и эта грусть в повести. После смерти матери осиротевших детей взяла на воспитание дальняя родственница Т.А. Ергольская. Она ещё нежнее целует меня. – Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! – вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз – слёзы любви и восторга. (П) После этого, как, бывало, придёшь наверх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». (В Почему именно в такие моменты? О) Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство. (П) После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, – но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. (Забота о других, выраженная в молитве, даёт чувство сопричастности к миру, ощущение, что ты тоже что-то можешь сделать.) Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи (В Почему именно о нём? О) – единственном человеке, которого я знал несчастливым, – и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». (П) (Ощущение возможности участия в чужой судьбе и детское заблуждение о совершенстве мира.) Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь в угол подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (Существо, которое полностью зависит от тебя.) Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, (Всё в одном ряду.) повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом. Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (В Чего именно недостаёт?) (О чём конкретно грустит автор?) (О) Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни? (П) Где те горячие молитвы? где лучший дар – те чистые слёзы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слёзы эти и навевал сладкие грёзы неиспорченному детскому воображению. Неужели жизнь оставила такие тяжёлые следы в моём сердце, что навеки отошли от меня слёзы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания? – Попробуем нарисовать литературный портрет главного героя, каковым является автор (индивидуальная работа). – Давайте попробуем определить, какие чувства автор считает для себя главными? (Работа по группам.) 1. Печаль по умершей матери. 2. Печаль по чистоте детских понятий добра и зла. 3. Желание вернуться в детство и прожить всю жизнь сначала. – Делаем общий вывод: о чём вспоминается чаще? Ответ записываем на доске (фронтальная работа). |