I. Цель урока. | На этом уроке мы формулируем понятие «вечные ценности» на примере текста К.Г. Паустовского. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Формулирование темы урока. 2. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Посмотрите на название, с которого начинается в нашем учебнике «Мещорская сторона». Почему эта земля названа обыкновенной? – С какой целью К.Г. Паустовский делает акцент на «обыкновенности» Мещорской стороны? Формулируем тему урока: Прекрасное в обычном в творчестве Паустовского. – Выполните задание I. 3 (c. 54–55) в «Тетради по литературе». (Индивидуальная работа.) – В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман пишет: «Родные просторы Паустовский исходил и исколесил из края в край. Ему довелось побывать в Англии, и в Италии, и в любимой им Франции. Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но даже приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещорской стороне и её людям». Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции? (Работа в группах.) – Какое значение имеют слова «обыкновенная земля»? Какой смысл вкладывает в них К.Г. Паустовский? Почему он так называет главу своей книги? Выполняем задание I. 4 «Тетрадь по литературе», c. 55. (Индивидуальная работа.) – Формулируем значение слов «Обыкновенная земля» у Г.К. Паустовского. Информация для учителя. «Обыкновенная земля» – земля, в которой нет ничего примечательного, привычная нашему глазу; в ней «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Но у Паустовского эти слова имеют какой-то особый оттенок. Словно писатель сам же с ними и спорит: обыкновенная, но милая сердцу земля; обыкновенная, но необычайно трогательная; обыкновенная, но прекрасная. И в тексте главы мы находим это «но»: «Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть, всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы». – Мы говорили, что художественный принцип Паустовского – изображать «прекрасное в обыкновенном». Можете ли вы доказать, опираясь на текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле? (Работа в группах.) Информация для учителя. Учащиеся должны обратить внимание на знаменитые «перечисления» тех деталей мещорского пейзажа, которыми любуется Паустовский. При всей простоте своей эти детали почему-то, может быть, благодаря удивительному лаконизму и точности, может быть, вследствие необыкновенного лиризма каждой фразы, потрясают душу читателя: «Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, пойменные и лесные озёра, заросшие чёрной кугой, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. …В Мещорском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа». – Найдите в тексте определения, которые позволяют назвать К.Г. Паустовского «тонким наблюдателем». (Работа в парах.) Информация для учителя. Паустовский действительно тонкий наблюдатель, и его сравнения всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате». Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли». – Того, что сумел увидеть писатель в Мещорском крае в первые дни своего пребывания там, уже очень много. Почему же он говорит, что этого «мало»? (Работа в парах.) Информация для учителя. Писателю хочется слиться с этим миром, стать своим для него, не посторонним наблюдателем, а участником, другом, знающим все тайны этой обыкновенной, но удивительной земли, которую он полюбил всем сердцем: «Потом с каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу, и наконец наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории». Паустовский, подобно обожаемому им Андерсену, хочет рассказывать «удивительные истории» о простом и повседневном, окружающем нас с детства. Он хочет показать читателю красоту, скрытую в деревьях, цветах, травах, лесах, лугах, озёрах. – Почему Паустовский «нарушил обычай географов» и сообщил о местонахождении Мещорской стороны только в конце главы «Обыкновенная земля»? (Работа в парах.) Информация для учителя. Писателю важно создать эмоциональный образ, передать своё художественное восприятие, что и делает Паустовский в начале главы. – Каковы в изображении Паустовского люди, живущие на «обыкновенной земле»? (Работа в парах.) Информация для учителя. Люди здесь тоже обыкновенные, как и сама земля, но в них, как и в этой земле, Паустовский находит неповторимый колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором. Это и ко всему привычные, отчаянные «довольно древние старухи», прыгающие на ходу с поезда вслед за своими узлами, и замечательный «косматый дед», едущий в музей, и Манька с «рваными коленками», и баба – её мать, и прочие пассажиры «мерина». Автору, чувствуется, очень хорошо среди этих людей в этом вагоне, где стоит запах «белой гвоздики, нагретой солнцем». Он слушает рассказы деда, которые для него тоже ключ к тайнам «обыкновенной земли». – Почему К.Г. Паустовский посвящает лишь одно предложение тому, что может дать Мещорский край человеку в узком, «материальном» смысле? Почему он не хочет об этом писать подробнее? (Индивидуальная работа: сформулировать предположение.) – Что означает для К.Г. Паустовского любить родину? Чему научила его Мещорская сторона? (Индивидуальная работа: перечислить то, чему, по мнению Паустовского, научила его Мещорская сторона.) – Почему последняя глава книги «Мещорская сторона» названа «Бескорыстие»? (Работа в группах, предположения детей.) Информация для учителя. Нужно уделить особое внимание мысли Паустовского о том, что любить родную землю надо не за то, что она может дать тебе для твоей суетной повседневной жизни, а за то, что она дарит твоей душе, за то, что она учит тебя «видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было», за то, что она твоя родная земля. Любить родину надо бескорыстно. Делаем вывод по теме урока: В чём состоит прекрасное в обычном в творчестве Паустовского? (Фронтальная работа, записываем в тетрадь.) |