СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 5. «Что такое мемуары?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс.

Урок 5. «Что такое мемуары?»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 5. «Что такое мемуары?»»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 5. «Что такое мемуары?»

Раздел 1. Я и мое детство.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На примере текстов «Былое и думы» А.И. Герцена и «Детство» Л.Н. Толстого формулируем главные особенности мемуарного жанра.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.


5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.



Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.


После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.


1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.


















2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.


















































































































3. Работа с текстом после чтения.




– Как можно назвать произведение А.И. Герцена «Былое и думы»?

(Воспоминания, дневник)

– Как называют опубликованные воспоминания известных людей?

(Мемуары)

– Давайте попробуем ещё раз сформулировать, что это такое?

(Предположения записываем на доске)

– Какой будет главный вопрос нашего урока?


Что такое мемуары?


Информация для учителя

Мемуарная литература (от фр. mémoire – память) – произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания их авторов о прошлом. Приближаясь подчас к художественной литературе, в частности, например, к таким жанрам, как семейная  хроника и различные виды исторической беллетристики, мемуарная литература отличается, однако, от них стремлением к точному воспроизведению определённого участка действительности. В отличие от художественной литературы произведения мемуарной литературы несут на себе исключительно или преимущественно познавательные функции без каких-либо специальных художественных установок. Однако чёткую грань между ними и художественной литературой иногда провести крайне трудно. 






25 сентября. Я замечаю, что моя страсть к чтению стала трансформироваться: (В Как? О Стал читать более внимательно?) от увлечения занимательным сюжетом, тем, что «интересно», я перешёл к внимательному наблюдению за развитием мысли писателя, за ходом его рассуждений, за внутренним развитием героев, их взрослением. (П) Любопытно наблюдать, как из детства человек переходит в отрочество. Удивительное слово: (В Почему? О) старинное и торжественное. Я знаю, что отрок – слово устаревшее, так раньше называли мальчика в возрасте между ребёнком и юношей, а девочку – отроковица. Может быть, отрочество – это уже ощущение себя частью большого мира? (П)

…Интересно, а кто те люди, что оказали влияние на меня? (Задайте этот вопрос самому себе.) Родители, кто-то из учителей, старшие ребята во дворе, кумиры из телевизионного мира, музыканты? И что это значит – «оказать влияние»? Я научился у них чему-то или они заставили меня что-то понять? Больше вопросов, чем ответов. Наверное, у всех есть кумиры, которые кажутся нам воплощением идеала, однако, (В Однако что? Это ошибочное впечатление? О) как правило, это обычные люди со своими слабостями и недостатками. Мы сами идеализируем их и не хотим верить в их обычность, потому что они смогли задеть в нас особые струны души. А потом страдаем или начинаем мстить, если разочаровываемся в них. «Не сотвори себе кумира!..» Вся история человечества – это построение и разрушение памятников. (П)

Думаю, на нас оказывают влияние самые обычные люди, которые живут рядом, но мы не всегда это осознаём. Более того, боюсь, что ценить их мы начинаем только тогда, когда их не станет. Мои мама и папа, как я вас люблю и как часто расстраиваю вас, как я обещаю себе сегодня сделать для вас что-нибудь очень хорошее, но опять не хватает времени. Я нахожу у себя много ваших черт и привычек, иногда мне кажется, что я вижу мир вашими глазами. Может, любовь и развитие чувств начинается с того, что надо научиться любить своих родителей, близких? (Попробуйте ответить на авторский вопрос.)

«Детство» Л. Толстого – удивительный документ. (В Почему? О Там какие-то удивительные откровения.) Как откровенно, не стесняясь, он анализирует своё прошлое, не щадя себя. Недавно перечитал эту книгу ещё раз, и, мне кажется, я понял, откуда у Толстого взялись силы на тот многолетний труд и доброту, которые он отдавал людям. (П)



– Попробуйте на основании этого текста выделить отличительные особенности мемуарной литературы, составив таблицу (индивидуальная работа).


Мемуарная литература

Художественная литература

События

Рассказывает о реальных событиях

Использует реальные события или реальные человеческие отношения для построения интриги

Герои



Факты



Сюжет



Основная задача



Место в истории



Принцип построения




Л.Н. Толстой (1828–1910)

ДЕТСТВО (главы)

Глава I

Учитель Карл Иваныч (Вероятно, личность учителя была чем-то очень важна для Л.Н. Толстого. Чем же?)

12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет (В Зачем такая точность? О) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной

бумаги на палке – по мухе. (В Почему именно это запомнилось автору? О Возможно, было связано с важным событием?) Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову. (П Предположение не подтверждается.) Я высунул нос из-под одеяла, остановил рукою образок, который продолжал качаться, скинул убитую муху на пол и хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Карла Иваныча. (В Что рассердило героя? О То, что его разбудили?) Он же, в пёстром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать.

«Положим, – думал я, – я маленький, но зачем он тревожит меня? (П В Так почему же?) Отчего он не бьёт мух около Володиной постели? вон их сколько! (В По какой причине? О) Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, – прошептал я, – как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… (П) противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!» (Давайте попробуем сформулировать, на основании каких фактов автор мемуаров делает такой вывод?)

В то время как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Иваныча, он подошёл к своей кровати, взглянул на часы, которые висели над нею в шитом бисером башмачке, повесил хлопушку на гвоздик и, как заметно было, в самом приятном расположении духа повернулся к нам.

– Auf, Kinder, auf!.. s’ist Zeit. Die Mutter ist schon im Saal (вставать, дети, вставать! Пора. Мать уже в зале), – крикнул он добрым немецким голосом, потом подошёл ко мне, сел у ног и достал из кармана табакерку. Я притворился, будто сплю. (В Зачем? О Не хотелось вставать.)

Карл Иваныч сначала понюхал, утёр нос, щёлкнул пальцами и тогда только принялся за меня. Он, посмеиваясь, начал щекотать мои пятки.

– Nu, nun, Faulenzer! (Ну, ну, лентяй!) – говорил он.

Как я ни боялся щекотки, я не вскочил с постели и не отвечал ему, а только глубже запрятал голову под подушки, изо всех сил брыкал ногами и употреблял все старания удержаться от смеха.

«Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нём думать!» (Что заставило автора переменить мнение о Карле Иваныче?)

Мне было досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, (В Почему? О) хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены. (П)

– Ach, lassеn sie (Ах, оставьте меня!), Карл Иваныч! – закричал я со слезами на глазах, высовывая голову из-под подушек.

Карл Иваныч удивился, оставил в покое мои подошвы и с беспокойством стал спрашивать меня: о чём я? не видел ли я чего дурного во сне?.. Его доброе немецкое лицо, участие, с которым он старался угадать причину моих слёз, заставляли их течь ещё обильнее: (В Почему? О) мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, всё это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты. (П) Я сказал ему, что плачу оттого, что видел дурной сон – будто maman умерла и её несут хоронить. Всё это я выдумал, (В Почему? О) потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слёзы полились уже от другой причины. (П)

Когда Карл Иваныч оставил меня и я, приподнявшись на постели, стал натягивать чулки на свои маленькие ноги, слёзы немного унялись, но мрачные мысли о выдуманном сне не оставляли меня.

Вошёл дядька Николай – маленький, чистенький человечек, всегда серьёзный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нёс наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда ещё несносные башмаки с бантиками. При нём мне было бы совестно плакать; притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся, стоя над умывальником, что даже серьёзный Николай, с полотенцем на плече, с мылом в одной руке и с рукомойником в другой, улыбаясь говорил:

– Будет вам, Владимир Петрович, извольте умываться.

Я совсем развеселился.

– Sind sie bald fertig?3 – послышался из классной комнаты голос Карла Иваныча.

Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слёз. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник…



– Предлагаем разбиться на группы и разработать следующие точки зрения относительно Карла Иваныча:

А) Карл Иваныч был очень важным человеком, от него зависело многое в росте и становлении характера Л.Н. Толстого.

Б) Карл Иваныч был второстепенным, проходным персонажем, которого упомянули в основном для исторической достоверности, как и многих людей вместе с ним.

В) На окружающих его людях, в том числе на Карле Иваныче, Лев Николаевич Толстой показывает становление собственного характера, мировоззрения, мироощущения.


Индивидуальная работа (написать литературный портрет Карла Иваныча).

Делаем вывод по теме урока:

Что такое мемуары (в виде определения и составляющих его в перечислении)?

III. Итог урока.

Мемуарная литература – это документ, позволяющий разобраться автору в себе, а читателю – в личности автора. По сути, мемуары – это автопортрет, где индивидуальные черты характера автора даны в отражении тех персонажей, о которых он рассказывает, и событий, описанных им. Таким образом, мемуарная литература – это исповедь, рассказанная опосредованно, через других людей.


IV. Домашнее задание.

Учащимся предлагается прочитать «Детство» Л.Н. Толстого до с. 38.

Задания в тетради I–II на с. 4–5.



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!