СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 31. «Бывают дни, когда душа пуста»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

Урок 31. «Бывают дни, когда душа пуста»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 31. «Бывают дни, когда душа пуста»»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 31. «Бывают дни, когда душа пуста»

Раздел 2. «Я и Я»

Рабочее название урока: Отчего у человека бывает ощущение опустошённости, тоски?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Доказать необходимость душевных сомнений для реализации творческого потенциала писателя (поэта) и возможности выбора дальнейшего пути для каждого.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.
























2. Анализ текста.



































































3. Работа с текстом после чтения.


– Читаем дневниковую запись Алексея от 3 ноября (с. 262).

3 ноября. «Как сегодня моему настроению созвучно стихотворение Огарёва «Хандра».

– Читаем стихотворение «Хандра»…


ХАНДРА

Бывают дни, когда душа пуста: (Что это означает?)

Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,

Равно печаль и радости постылы,

И в теле лень, и двигаться нет силы.

Напрасно ищешь, чем бы ум занять, –

Противно видеть, слышать, понимать,

И только бесконечно давит скука,

И кажется, что жить – такая мука!

Куда бежать? чем облегчить бы грудь?

Вот ночи ждёшь – в постель!

скорей заснуть!

И хорошо, что стало всё беззвучно…

И сон нейдёт, а тьма томит докучно! (Было ли у вас такое состояние? Можете ли назвать причину?)

Начало 1840-х

(Огарёв родился в 1813 году, значит, на момент написания данного стихотворения ему было около 37 лет.)

Формулируем тему урока:

Отчего у человека бывает ощущение опустошённости, тоски?


Читаем дневниковую запись Алексея.

«…Но спать ещё рано, попробую писать. Странно: для хандры нет никаких причин. Знаю, что такое состояние называется «юношеской ипохондрией», но от этого не легче. Наверное, более всего одинокими мы бываем в юности, (В Как вы думаете, почему? О) с годами мы привыкаем к одиночеству, и люди вокруг уже не так нам и нужны. (П) Однажды отец сказал мне слова, которые я часто вспоминаю: «В детстве нам необходимо общение с родителями, но им не до нас: (В О) у них свои проблемы, надо зарабатывать на жизнь… (П) Потом мы подрастаем, а родители стареют, и им необходимо наше внимание, но теперь уже нам не до них». Неужели нельзя разорвать этот порочный круг? Не хочу, чтобы мои родители ощущали себя одинокими.

Стоит, пожалуй, перечитать лучший из дневников (на мой взгляд) – дневник Печорина. Это моё любимое место в “Герое нашего времени” Лермонтова».


– Давайте попробуем определить:

– причины душевной тоски героев;

– возможные последствия;

– является ли это состояние нормальным для человека и почему?

(Индивидуальная работа.)


Читаем дневник Печорина (с. 263).

Два часа ночи. Не спится. А надо бы заснуть, (В Почему? О) чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. (П) А! господин Грушницкий! Ваша мистификация вам не удастся... (В По какой причине? О) мы поменяемся ролями: теперь мне придётся отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб... но мы бросим жребий!.. (П) и тогда... тогда... что если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит?.. (В И что? О) И немудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле. Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая: (П) да и мне самому порядочно уж скучно.

Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..

Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. (В О) А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья... (П) Моя любовь никому не принесла счастья, (В Почему? О) потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собою роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображенья, и ему кажется легче... но только проснулся, мечта исчезает... остаётся удвоенный голод и отчаяние! (П)

И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а всё живёшь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! (Как вы думаете, что является основной причиной страданий Печорина? Непонимание? Непризнанность? Поиск смысла существования?)


– Почему в учебнике рядом со стихотворением Н.П. Огарёва «Хандра» (с. 261) помещено изображение стенных часов с маятником, отсчитывающим минуты? (Мини-эссе на тему часов, отсчитывающих минуты, индивидуальная работа.)


– Созвучно ли подобному настроению стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»?

– Прочтите стихотворение А.В. Макаревича «Пока горит свеча». Какое из двух прочитанных стихотворений: стихотворение Н.П. Огарёва или стихотворение А.В. Макаревича – ближе пушкинскому по тону, настроению, идее? (Работа в парах.)


Информация для учителя.

Стихотворение Пушкина, как и стихотворение Макаревича, – о творческих силах, дремлющих в душе поэта, о неизбежном когнитивном диссонансе, о неизбежности и невозможности творчества. А стихотворение Огарёва – об опустошении души (кстати, как и дневник Печорина). Вероятно, Лермонтов лукавил, оставив своему герою тоску, не придав, как себе, творческого потенциала писателя и поэта. Кстати, ни у Пушкина, ни у Макаревича нет слов «скука», «хандра», а пушкинское «тоска» вызвано невозможностью в данный момент реализовать свои творческие силы, и ум у него «празден», а не пуст. Герой же Огарёва признаётся, что у него «мыслей нет», «молчат уста». Стихотворение Пушкина – это скорбное философское раздумье, проникнутое сознанием своих возможностей; стихотворение Макаревича – это грустный самоанализ и надежда, вера в собственные силы; стихотворение Огарёва – это выражение напавшей на человека скуки и хандры.


– Что такое одиночество, с вашей точки зрения? Согласны ли вы с утверждением Алексея, что в юности человек всегда одинок? Как вы относитесь к замечанию Алексея об оторванности детей и родителей друг от друга? Приведите возможные примеры. (Индивидуальная работа.)

– Как вы думаете, зачем люди ведут дневники? Сформулируйте возможные причины. (Работа в группах.)

– Выполняем задания 1, 2, 3 (с. 26–27) из «Тетради по литературе».

– Что даёт писателю такой приём, как включение в повествование фрагментов дневника героя? Для чего вёл дневник лермонтовский Печорин? Сколько «я» Печорина видно из его откровений? (Индивидуальная работа с текстом.)

– Чем могли привлечь Алексея именно эти страницы дневника Печорина?


Информация для учителя.

Вероятно, Алексей тоже чувствует себя одиноким среди окружающих его людей; он тоже хочет разобраться в себе, в собственной душе, понять своё предназначение; ему тоже бывает скучно, досадно; он склонен к философским размышлениям и самоанализу.


– Выполняем (по рядам) задания 4, 5, 6 на с. 27–28 «Тетради по литературе».

– Делаем вывод по теме урока.

III. Итог урока.

Ощущение тоски, опустошённости совершенно нормально для человека творческого и служит для реализации его потенциала. Для обычного человека оно тоже необходимо, так как сопутствует выбору, часто тяжёлому, на жизненном пути. В любом случае это, несомненно, испытание для каждого. Не зря уныние названо одним из смертных грехов, следовательно, впадать, «проваливаться» в это состояние – опасно и не нужно, необходимо преодолевать не только обстоятельства, но и собственное душевное бессилие.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают фрагмент из книги Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» и биографическую справку о писательнице (учебник, с. 266).



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!