– Читаем дневниковую запись Алексея от 3 ноября (с. 262). 3 ноября. «Как сегодня моему настроению созвучно стихотворение Огарёва «Хандра». – Читаем стихотворение «Хандра»… ХАНДРА Бывают дни, когда душа пуста: (Что это означает?) Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста, Равно печаль и радости постылы, И в теле лень, и двигаться нет силы. Напрасно ищешь, чем бы ум занять, – Противно видеть, слышать, понимать, И только бесконечно давит скука, И кажется, что жить – такая мука! Куда бежать? чем облегчить бы грудь? Вот ночи ждёшь – в постель! скорей заснуть! И хорошо, что стало всё беззвучно… И сон нейдёт, а тьма томит докучно! (Было ли у вас такое состояние? Можете ли назвать причину?) Начало 1840-х (Огарёв родился в 1813 году, значит, на момент написания данного стихотворения ему было около 37 лет.) Формулируем тему урока: Отчего у человека бывает ощущение опустошённости, тоски? Читаем дневниковую запись Алексея. «…Но спать ещё рано, попробую писать. Странно: для хандры нет никаких причин. Знаю, что такое состояние называется «юношеской ипохондрией», но от этого не легче. Наверное, более всего одинокими мы бываем в юности, (В Как вы думаете, почему? О) с годами мы привыкаем к одиночеству, и люди вокруг уже не так нам и нужны. (П) Однажды отец сказал мне слова, которые я часто вспоминаю: «В детстве нам необходимо общение с родителями, но им не до нас: (В О) у них свои проблемы, надо зарабатывать на жизнь… (П) Потом мы подрастаем, а родители стареют, и им необходимо наше внимание, но теперь уже нам не до них». Неужели нельзя разорвать этот порочный круг? Не хочу, чтобы мои родители ощущали себя одинокими. … Стоит, пожалуй, перечитать лучший из дневников (на мой взгляд) – дневник Печорина. Это моё любимое место в “Герое нашего времени” Лермонтова». – Давайте попробуем определить: – причины душевной тоски героев; – возможные последствия; – является ли это состояние нормальным для человека и почему? (Индивидуальная работа.) Читаем дневник Печорина (с. 263). Два часа ночи. Не спится. А надо бы заснуть, (В Почему? О) чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. (П) А! господин Грушницкий! Ваша мистификация вам не удастся... (В По какой причине? О) мы поменяемся ролями: теперь мне придётся отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб... но мы бросим жребий!.. (П) и тогда... тогда... что если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит?.. (В И что? О) И немудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле. Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая: (П) да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты. Но карета готова... прощайте!.. Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. (В О) А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья... (П) Моя любовь никому не принесла счастья, (В Почему? О) потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собою роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображенья, и ему кажется легче... но только проснулся, мечта исчезает... остаётся удвоенный голод и отчаяние! (П) И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а всё живёшь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! (Как вы думаете, что является основной причиной страданий Печорина? Непонимание? Непризнанность? Поиск смысла существования?) – Почему в учебнике рядом со стихотворением Н.П. Огарёва «Хандра» (с. 261) помещено изображение стенных часов с маятником, отсчитывающим минуты? (Мини-эссе на тему часов, отсчитывающих минуты, индивидуальная работа.) – Созвучно ли подобному настроению стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»? – Прочтите стихотворение А.В. Макаревича «Пока горит свеча». Какое из двух прочитанных стихотворений: стихотворение Н.П. Огарёва или стихотворение А.В. Макаревича – ближе пушкинскому по тону, настроению, идее? (Работа в парах.) Информация для учителя. Стихотворение Пушкина, как и стихотворение Макаревича, – о творческих силах, дремлющих в душе поэта, о неизбежном когнитивном диссонансе, о неизбежности и невозможности творчества. А стихотворение Огарёва – об опустошении души (кстати, как и дневник Печорина). Вероятно, Лермонтов лукавил, оставив своему герою тоску, не придав, как себе, творческого потенциала писателя и поэта. Кстати, ни у Пушкина, ни у Макаревича нет слов «скука», «хандра», а пушкинское «тоска» вызвано невозможностью в данный момент реализовать свои творческие силы, и ум у него «празден», а не пуст. Герой же Огарёва признаётся, что у него «мыслей нет», «молчат уста». Стихотворение Пушкина – это скорбное философское раздумье, проникнутое сознанием своих возможностей; стихотворение Макаревича – это грустный самоанализ и надежда, вера в собственные силы; стихотворение Огарёва – это выражение напавшей на человека скуки и хандры. – Что такое одиночество, с вашей точки зрения? Согласны ли вы с утверждением Алексея, что в юности человек всегда одинок? Как вы относитесь к замечанию Алексея об оторванности детей и родителей друг от друга? Приведите возможные примеры. (Индивидуальная работа.) – Как вы думаете, зачем люди ведут дневники? Сформулируйте возможные причины. (Работа в группах.) – Выполняем задания 1, 2, 3 (с. 26–27) из «Тетради по литературе». – Что даёт писателю такой приём, как включение в повествование фрагментов дневника героя? Для чего вёл дневник лермонтовский Печорин? Сколько «я» Печорина видно из его откровений? (Индивидуальная работа с текстом.) – Чем могли привлечь Алексея именно эти страницы дневника Печорина? Информация для учителя. Вероятно, Алексей тоже чувствует себя одиноким среди окружающих его людей; он тоже хочет разобраться в себе, в собственной душе, понять своё предназначение; ему тоже бывает скучно, досадно; он склонен к философским размышлениям и самоанализу. – Выполняем (по рядам) задания 4, 5, 6 на с. 27–28 «Тетради по литературе». – Делаем вывод по теме урока. |