СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 23. «Дар напрасный? Дар случайный» (А.С. Пушкин, творчество поэта)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

Урок 23. «Дар напрасный? Дар случайный» (А.С. Пушкин, творчество поэта)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 23. «Дар напрасный? Дар случайный» (А.С. Пушкин, творчество поэта)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 23. «Дар напрасный? Дар случайный» (А.С. Пушкин, творчество поэта)

Раздел 2. «Я и Я»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На материале стихотворения А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» разбирается смысл человеческого существования, анализируется разница между понятиями «миссия», «предназначение», «смысл жизни» и раскрываются эти понятия.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.










2. Анализ текста.



















































































































3. Работа с текстом после чтения.


– Давайте прочитаем дневниковую запись Алексея от 19 октября (с. 167). Он ставит перед собой вопрос о том, что такое миссия человека на земле. А как вы думаете, что это?

(Ответы детей.)

– В чём разница между понятиями «миссия», «предназначение» и «смысл жизни»?

(Ответы детей.)

А как А.С. Пушкин ответил на данный вопрос в своём стихотворении?

– Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока:

«Дар напрасный? Дар случайный?»



– Стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» само по себе представляет высокий образец философской лирики поэта и является, кроме того, прекрасным поводом для рассуждений о предназначении человека. Известно, что это стихотворение А.С. Пушкин написал в день своего рождения, 26 мая (по новому стилю 6 июня) 1828 года. Поэту исполнилось 29 лет. Как вы думаете,

почему этот день он ознаменовал созданием подобного стихотворения?


(Работа в группах. Возможные варианты: поэт размышляет «не всерьёз», поэт находится в состоянии «перелома», кризиса середины жизни, не понимает, что ему делать дальше; поэт задаёт общечеловеческие, философские вопросы, не относящиеся к нему лично.)

Вывод:

Совершенно очевидно, что поэт всерьёз размышляет над тем, зачем ему дана жизнь, зачем она, данная ему, теперь осуждена на казнь.

Информация для учителя.

Приближаясь к своему тридцатилетию, по его мнению, определённому рубежу в жизни человека (вспомним его горько-удивлённый вопрос в конце шестой главы «Евгения Онегина»: «Ужель мне скоро тридцать лет?»), Пушкин считал необходимым остановиться и задуматься над собственным назначением в этом мире. Делает он это не в добрую для себя минуту. Ему кажется, что перед ним нет цели, его томит «однозвучный жизни шум, жизнь свою он считает «даром напрасным, даром случайным».


– Как вы думаете, в чём А.С. Пушкин видел свою жизненную миссию? Действительно ли его жизнь – «дар напрасный»? Нет ли противоречия в содержании 2-й и 3-й строф стихотворения?

(Парная работа, лучший сформулированный ответ записывается в тетрадях.)


Информация для учителя.

Думается, что свою миссию Пушкин видел в том, чтобы своим творчеством, своим «глаголом» жечь людские сердца, не оставлять людей равнодушными, пробуждать в них «чувства добрые».

Каков же должен быть поэт, тот, кто на всё это способен? Исходя из контекста данного стихотворения, он поднят «из ничтожества» (в некоторых комментариях толкуют слово «ничтожество» как «небытие», а может быть, ничтожество – это состояние посредственности, над которой должен быть поднят поэт?), душа его пылает страстями, ум взволнован сомнением. Поэт таков, но жизнь не даёт ему возможности применить свои силы, проявить свой талант. Мы не видим противоречия в содержании 2-й и 3-й строф: поэт страдает именно потому, что такой человек, как он, осознающий свой талант, богатство духа, не может найти применения себе в «однозвучном шуме жизни». Жизнь не нуждается в поэте. Он чувствует себя убитым, опустошённым, ум его в бездействии. Отсюда и мысль А.С. Пушкина, что его жизнь – «дар напрасный, дар случайный».


– Мы прочли две повести о людях искусства: «Слепой музыкант» В.Г. Короленко и «Ранний восход» Л.А. Кассиля. Герой одной из них, музыкант, – слепорождённый, герой другой – художник, погиб в 15 лет из-за нелепой случайности. Можно ли сказать, что их жизнь – «дар напрасный, дар случайный»? Или эти люди не зря прожили жизнь, осознали и выполнили свою миссию на земле?

(Индивидуальная работа, таблица, где сравниваются герои «Слепого музыканта» и «Раннего восхода»: какой дар был дан, к чему стремились, чего успели достичь, в чём заключалась миссия.)


Информация для учителя.

И В.Г. Короленко, и Л.А. Кассиль показывают процесс формирования творческой личности, которая постепенно осознаёт своё назначение, свою миссию – открыть людям то, чего они сами не замечают, показать им прекрасное в обычном, повседневном, сделать их сердца чуткими к чужому страданию. В этом назначение того искусства, которому служат Пётр Попельский и Коля Дмитриев. О назначении искусства, о задачах и облике истинного художника неустанно размышляет А.С. Пушкин.


– В 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени, А.С. Пушкин пишет в числе других «маленьких трагедий» трагедию «Моцарт и Сальери», которая была задумана и, возможно, предварительно набросана в 1826 году в Михайловском, а завершена 26 октября 1830 года в Болдине. Рукопись трагедии до нас не дошла, но на сохранившейся обложке её имеется первоначальное заглавие «Зависть».

Впервые напечатана пьеса в альманахе «Северные цветы на 1832 год». «Моцарт и Сальери» – единственная пьеса, увидевшая сцену при жизни А.С. Пушкина (дважды шла в 1832 году в петербургском

Большом театре).

В 1825 году в печати широко распространилось известие, что итальянский композитор Антонио Сальери (1750–825) на смертном одре признался в отравлении им Вольфганга Амадея Моцарта (1756– 1791). Друзья Сальери выступили против этого сообщения как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. Для Пушкина же эта версия послужила поводом создать трагедию о зависти – страсти, разрушающей человеческую личность.

Пушкин считал факт отравления Моцарта его другом Сальери установленным и психологически вполне вероятным. В заметке о Сальери (1833) Пушкин пишет: «В первое представление «Дон Жуана», в то время когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы – в бешенстве, снедаемый завистью... Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».


– Давайте прочитаем первый монолог Сальери из трагедии Пушкина.


– В каком душевном состоянии Сальери произносит свой первый монолог? Объясните смысл его первой фразы.

– Можно ли считать Сальери бездушным человеком? Какие черты его характера вызывают уважение автора?


– Считает ли Сальери свою жизнь «даром напрасным», «даром случайным»? В чём он видел свою миссию до встречи с Моцартом?

– Сальери говорит, что прежде он «зависти не знал», он наслаждался «трудами и успехами друзей, товарищей… в искусстве дивном». Почему же он завидует Моцарту?

– Выполните в «Тетради по литературе» задание II. 2 на с. 23.


Информация для учителя.

Сальери произносит свой монолог в состоянии глубокой обиды на судьбу, на непонятную ему Божью волю: «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет – и выше». Он, человек, всей душой преданный музыке, великий труженик (С.М. Бонди в своих комментариях пишет: «Пушкин нигде не говорит, что Сальери бездарен, что он ремесленник, а не художник. Ремесло он ставит только «подножием» искусству. Мысль Сальери об «усильном, напряжённом постоянстве», о труде и усердии как залоге высокого художественного совершенства вполне правильна. Пушкин всегда подчёркивал значение труда в создании художественного произведения»*), может быть, не такой одарённый, как другие, поверивший «алгеброй гармонию», но ради творчества забывавший «и сон и пищу», проливавший слёзы, когда звучал орган в старинной церкви, не сомневался в своём великом назначении. Его миссия – служить музыке, тронуть ею людские сердца. Сальери с радостью и гордостью признаётся, что он пошёл в искусстве за новатором Глюком, что в сердцах людей он «нашёл созвучия своим созданьям». Он не считал свою жизнь напрасно прожитой:

Я счастлив был: я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой; также

Трудами и успехами друзей,

Товарищей моих в искусстве дивном.

Нет! Никогда я зависти не знал…

И теперь он завидует Моцарту. В чём же причина?


Сальери завидует гениальности Моцарта, которую он чувствует («священный дар», «бессмертный гений») и которая, видимо, в его представлении превосходит талант других композиторов. Но Сальери при этом тревожит и другое: он видит высшую несправедливость в том, что такой дар дан Моцарту – «гуляке праздному», а не ему, труженику. Сальери не может простить Моцарту его талант в сочетании с полнотой жизни, которой живёт гениальный композитор. Сальери кажется, что гениальность Моцарта и есть «дар напрасный, дар случайный». С этим он не хочет и не может смириться.


Делаем вывод по проблеме урока:

Что такое творческий дар? Можно ли его назвать «напрасным» или «случайным»? Почему?


III. Итог урока.

Говоря о «даре напрасном», «даре случайном», А.С. Пушкин говорит одновременно и о своём творческом даре, и о миссии, и о смысле человеческого существования вообще. Его стихотворение – это попытка подведения итогов. Как человек творческий, он склонен гиперболизировать ощущение своего лирического героя (последнее четверостишье) и при этом хорошо понимать бессмысленность стремления к «званиям и чинам», «успеху и славе» на фоне вечности. Здесь, как и во многих других вещах, А.С. Пушкин полемизирует сам с собой, говоря о сути творчества, и задаёт сам себе и другим сложные вопросы, ответы на которые каждый находит для себя сам.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают трагедию «Моцарт и Сальери» полностью.



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!