– Давайте ответим на вопросы на с. 100 учебника: – Есть ли что-то общее, кроме темы, в произведениях этого раздела? (Чертим сравнительную таблицу героев всех прочитанных произведений и сравниваем их по следующим параметрам: возраст, устремления, обстоятельства жизни, цели жизни, выводы.) (Индивидуальная работа.) – Как ты думаешь, почему многие писатели в своём творчестве обращаются к теме детства? Почему у них возникает потребность вспомнить и осмыслить своё детство? (Вспоминаем сделанные ранее выводы о том, что детство – главная пора в нашей жизни, которую потом взрослый осмысливает всё оставшееся время.) – Перечитай эпиграф к разделу «Я и моё детство». Как ты понимаешь его смысл? Как соотносится эпиграф с каждым из произведений, включённых в этот раздел? (Фронтальная работа с классом, 5 минут.) Формулируем тему урока: Как детство помогает взрослой жизни. – Читаем текст на с. 101, выделяем ключевые слова, определяем главные смыслы текста. Отвечаем на вопрос: – В чём отличие мемуарной литературы от художественных автобиографических произведений? – Давайте возвратимся к началу раздела и попробуем дать собственное истолкование детали картины Сальвадора Дали «Мадонна Порта Льигата», основываясь на материалах, предложенных в разделе. Информация для учителя Великий художник XX века Сальвадор Дали (1904–1989) в своих произведениях создал особый сюрреалистический мир, полный сложных внутренних связей и ассоциаций. Серия картин «Мадонна Порта Льигата» (Порт Льигат, место, где некоторое время жил Дали, находится в Каталонии, одной из областей Испании) была создана в 1949 году. На картине, открывающей I раздел учебника, мы видим Мадонну, сложившую руки в молитвенном жесте, и эти же руки тем же жестом укрывают от солнца, защищают от невзгод её дитя. Руки матери охраняют ребёнка. В груди матери – открытое окно в мир. Там воздух, свобода, море. Это окно у Дали – одновременно рама картины. Мать выпустила ребёнка в широкий мир. Что он понесёт людям? В его груди – такое же окно-картина, и там то же море, а на фоне его – преломленный хлеб, который Христос захочет разделить с людьми. – Сочинение по разделу 1 «Я и моё детство» пишется дома. Мы составляем планы к некоторым из тем, приведённых в учебнике на с. 101. Темы сочинений 1. Как (когда) я ощутил себя взрослым. 2. Человек, который повлиял на меня. 3. Доброта и жестокость в жизни героев А. Герцена, Л. Толстого, М. Горького, Ш. Бронте (по выбору). 4. Я писатель. Зачем я пишу? Примерные планы к одной из предложенных тем. Тема III. Доброта и жестокость в жизни героев А. Герцена, Л. Толстого, М. Горького, Ш. Бронте (по выбору). а) По повести Л.Н. Толстого «Детство». I. Вступление. Цель писателя – разобраться в самом себе. II. Основная часть. «Диалектика души» Николеньки Иртеньева. 1. Добр я или жесток по отношению к близким людям? 2. Могу ли я, добрый мальчик, попасть под влияние жестокого друга? 3. Кто дал мне уроки любви и добра? III. Заключение. Учимся работать над собой, читая Льва Толстого. б) По главам из романа Ш. Бронте «Джейн Эйр». I. Вступление. Во что бы то ни стало сохранить своё «я». II. Основная часть. Нужно быть упорным и стойким в жизненной борьбе. 1. Жизнь жестока к сиротам и беднякам. 2. «Эта девочка – лгунья!» 3. «Если… ты чиста перед собственной совестью, ты всегда найдёшь друзей». 4. «Мы будем считать тебя такой, какой ты себя покажешь, дитя моё». III. Заключение. Человек расцветает под лучами добра. Делаем вывод по теме урока: как детство помогает взрослой жизни |