I. Цель урока. | Цель урока: понять, что является самым важным для автора в воспоминаниях, дневниках, мемуарах – факты или эмоции? | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока. 2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста. 3. Работа с текстом после чтения. | – Дневник, мемуары – это способы оживить прошлое, найти в нём что-то, особенно для нас важное. Но что считать важным? Имена, даты, события? Или нет? Формулируем тему урока: Что считать важным в воспоминаниях? Сегодня мы поговорим о Марине Ивановне Цветаевой. Прежде чем мы ознакомимся с её воспоминаниями, давайте найдём основные даты жизни и творчества поэтессы (выписываем в тетрадь, индивидуальная работа, с. 52–54). Информация для учителя «Отец и его музей» (Mon pere et son Musee) – так называла свои воспоминания сама писательница во французском варианте (воспоминания о своём отце, Иване Владимировиче Цветаеве (1847–1913), Цветаева писала дважды: в 1933 году – три очерка на русском языке, в связи с двадцатилетием со дня его кончины, и семь – по-французски, в 1936 году, откуда и взято заглавие). Готовясь к работе над очерками, 26 августа 1933 года Цветаева писала В.Н. Буниной: «Большая просьба: у кого и где бы можно было узнать точную дату открытия музея… Я, как дочь, не вправе не знать, а я не знаю, только помню чудную погоду, лето и слово (и чувство) МАЙ… Я всё помню эмоционально, и почти ничего не помню достоверного: ни числа, ни часа…» Подобные «не помню», видимо, были свойственны Цветаевой. Так, в очерке «Шарлоттенбург» она пишет: «Три года назад умерла наша мать». Это неточно: И.В. Цветаев ездил в Германию летом 1910 года, четыре года спустя после смерти Марии Александровны Мейн, своей второй жены, матери Марины и Анастасии. Следовательно, самим девушкам в это время было неполных восемнадцать и шестнадцать лет. Казалось бы, непростительная неточность для автора мемуарной прозы. Но важно ли это для самой Цветаевой, для её читателей? Может быть, в какой-то незначительной степени – да. Но гораздо важнее тот эмоциональный образ, который выходит из-под её пера и воссоздаёт всё, что действительно важно: лица, характеры, переживания, раздумья. Особое внимание можно посвятить именно этой особенности творческой манеры Цветаевой – умению создать эмоциональный образ на основе жизненного факта, пусть даже сама Цветаева не помнит «ни числа, ни часа», когда этот факт произошёл. В этом, в частности, её индивидуальность, неповторимость, тот принцип «быть самой собой», который провозглашён ею ещё в юности. – Человек мыслит образами. Текст – это тоже образ, картина, созданная талантом автора. Давайте попробуем воссоздать его с помощью ключевых слов. Начнём с главы «Шарлоттенбург» (с. 54). Итак, две дочери в жаркий день идут со своим отцом в скульптурную мастерскую немецкого города Шарлоттенбурга. – Какой же эмоциональный образ создаёт здесь Цветаева? Выделяем опорные слова и выражения. Информация для учителя Предположительно, они могут быть следующими: «Водопады, потоки, обвалы солнца», «тиски... капканы...», «не платья – тюрьмы», «Ноги чёрные!», «естественный ходок», «Шарлоттенбург вымер начисто», «…иду, не поднимая головы, загипнотизированная движением собственных чёрных ног по белой мостовой», «…из гордости врождённого пешехода – и прочих своих гордостей – молчу», «Всё это – только сон», «Стоило лишь убедиться – усталости как не бывало». – Итак, каков же образ? Информация для учителя Страшная жара, два цвета: чёрный и белый, другие как будто исчезают, мир для Цветаевой становится чёрно-белым, а не цветным, теряет всю живую прелесть (поэтому в следующей сцене два леденца, зелёный и красный, будут выглядеть такими яркими и сверкающими «в развёрстых пастях» раскалённых гипсовых статуй). Отец, не замечающий или не желающий замечать жары, самим своим видом отвергающий возможность нытья и жалоб. Гордое молчание самой Марины (младшая, Ася, время от времени задаёт вопрос: «Папа, скоро?»). Уже тогда Марина – характер: не хочет жаловаться, находит возможность убедить себя, что вовсе не устала. Она, как и отец, не желает подчиняться обстоятельствам, не позволяет им себя сломить, уничтожить свою волю. Вторая картина – девочки выбирают для себя слепки в мастерской. – Каково содержание картины? Какие эмоциональные образы рождает она? В чём видит Цветаева предзнаменование будущего при выборе гипсовых слепков? Что говорит о характере Марины её выбор? Возможные ключевые фразы «По правде сказать, я не очень люблю скульптуру. Вот если бы отец предложил мне вместо двух слепков на выбор две книги, я бы тотчас назвала с десяток самых вожделенных». «Постараемся хотя бы напасть на что-нибудь не слишком статуйное. Расходимся в разные стороны, чтобы, упаси господи, не выбрать одно и то же». «И правда – ничего. Потому, что хочу чего-то очень своего, не выбранного, а полюбленного с первого взгляда, предначертанного. Что не менее трудно, чем найти жениха. Ах, если бы здесь была голова Бонапарта!» «И – вот она! Вот – отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик. Живое лицо меж всех этих бездушных красот! Кто она? – Не знаю. Знаю одно – моя! И так как столь же моего мне больше не найти, и так как мне ничего (никого!), кроме неё, не нужно – не раздумывая, присоединяю к ней некую благонравную и туповатую девицу с чем-то вроде шарфика на волосах – первую попавшуюся!» Из этих фраз рождается перед нами образ героини с её любовью к книгам, с желанием найти во всём что-то своё, никогда не повторять чьего-то пути, чьего-то выбора, пусть даже выбора любимой сестры, со страстью к живому, оригинальному, наделённому тем же внутренним пылом, тем же трагизмом, что ощущала и сама Марина. Пусть лучше не будет ничего, чем не будет «своего», близкого только ей и никому другому. Так должно быть и на пути к личному счастью, и на пути к искусству, и в жизни вообще. Не повторяйся! Не подражай! Ищи своё! Таковы принципы Цветаевой в жизни и творчестве. И образ Амазонки, как будто собственный облик поэтессы, спустя много лет: «…отброшенная к плечу голова, скрученные мукой брови, не рот, а – крик». Даже «первая попавшаяся» оказывается Аспазией – случайный ли это выбор? Информация для учителя Аспазия, знаменитая гречанка родом из Милета, отличавшаяся удивительным умом и образованностью, а также красотой и грацией, была возлюбленной Перикла, возглавлявшего афинскую рабовладельческую республику в V веке до н.э. При Перикле Афины достигли небывалого расцвета, и этот период вошёл в историю как «золотой век Перикла». Перикл развёлся с женой и до самой своей смерти (он умер в 429 году до н.э.) прожил с горячо любимой им Аспазией. Дом Перикла и Аспазии стал умственным культурным центром Афин. Тема третьей картины – шитьё отцу нового мундира, соответствующего званию «Почётного опекуна» (см. иллюстрацию на с. 57). Это бытовое событие рождает ещё один эмоциональный образ – образ отца, «скупого в превосходной степени». – Давайте попробуем выделить перечисленные Цветаевой виды (причины) отцовской скупости. Цветаева выделяет несколько видов (вернее, причин) отцовской скупости: скупость, являющая собой сыновнее уважение; скупость – верность своей юности; скупость – верность земле; скупость аскета, сделавшего выбор между вещью и сутью; скупость – экономия времени, скупость – духовность; скупость дающего: быть скупым, чтобы мочь раздаривать. – Распределяем по группам данные качества. Докажите, что «скупость» отца героини носит положительный (отрицательный) характер. Возможный вывод Дело в том, что скупость И.В. Цветаева была направлена на себя, а не на окружающих. Это была скупость учёного, предпочитавшего послать какого-нибудь студента в Рим, чем шить себе новый костюм или мундир. Скупость интеллигента, своим трудом пробившегося в жизни, учёного, для которого главным было духовное, а не материальное. Какая изумительная, характерная для такого человека черта – черта истинного мужчины: «…На моей памяти отец ни разу не бросил сознательного взгляда на зеркало». Абсолютное отсутствие самолюбования, рисовки, взгляд, устремлённый внутрь себя, а не на себя. «Скупость в превосходной степени» у Цветаевой не означает: «в степени, во много раз увеличенной», а означает: «великолепная, прекрасная, превосходная скупость, которой можно гордиться». Сама Цветаева гордится тем, что унаследовала от отца эту черту. Четвёртая картина, нарисованная в главе «Лавровый венок»… Какова её тема? Друг семьи Цветаевых, Лидия Александровна Гаврино, привозит Ивану Владимировичу подарок ко дню открытия музея – лавровый венок, сплетённый ею лично из веток римского лавра. – Каким человеком представляется здесь И.В. Цветаев? – Кто такой созидатель? – Почему Лидия Александровна так назвала отца Марины и Аси? – Что символизировал для близких И.В. Цветаева этот венок, положенный в гроб выдающегося учёного? – Почему М.И. Цветаева именно таким образом заканчивает главу? Информация для учителя Венок символизирует победу этого человека в борьбе за создание одного из величайших музеев мира (см. иллюстрацию на с. 60). Это и символ той благодарности, которую испытывали и испытывают к нему современники и потомки. Он заслужил эту награду своими знаниями, энтузиазмом, своим подвижническим трудом. Столь эмоционально обрисованная сцена, когда красавица Лидия Александровна со всем пылом южанки возлагает лавровый венок на голову смущённого пожилого учёного, стоящего в халате в зале собственного дома, разрастается в нашем сознании в сцену общего признания заслуг И.В. Цветаева, может быть, благодаря последней фразе главы. Но эта же фраза придаёт воспоминаниям свойственный Цветаевой трагизм: дело завершено, но отца не стало. Делаем вывод по теме урока. Что же важнее всего в воспоминаниях – факты, события или эмоции? |