СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 2. Вспоминаю детство

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 2. Вспоминаю детство 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 2. Вспоминаю детство»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 2. Вспоминаю детство

Раздел 1. «Я и моё детство»

Рабочее название урока: Что в детстве кажется важным?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: выделить те составляющие детского восприятия, которые влияют в дальнейшем на всю сознательную жизнь и выделить, на этом фоне, важность дневника, как документа, позволяющего вернуться к истокам.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.





















2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.





































































3. Работа с текстом после чтения.




– Прочитайте эпиграф к разделу на с. 8.


«Смотрит ребёнок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые…

Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

И.А. Гончаров «Обломов»


– О чём говорит этот эпиграф? Давайте разобьём его на значимые части.

1. Ни одна мелочь не ускользает от пытливого внимания ребёнка.

2. Врезается в душу картина домашнего быта.

3. Ум бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.

– Какой вывод можно сделать?

Всё важное в человеке закладывается с детства.

– Но всё ли из того, что кажется нам исключительным в детстве, пригождается затем, в отрочестве и в зрелые годы? Почему?

Формулируем тему урока:

Что в детстве кажется важным?



К.М. Симонов

* * *


Тринадцать лет. Кино в Рязани.

Тапёр с жестокою душой

И на заштопанном экране

Страданья женщины чужой;


(Представили? Как вы думаете, почему тапёр (пианист, сопровождающий звуковым рядом немое кино) назван жестоким?)

Погоня в Западной пустыне,

Калифорнийская гроза

И погибавшей героини

Невероятные глаза.


(Представили? Вы когда-нибудь мечтали в кино? О чём, по-вашему, мечтает автор?)

Но в детстве можно всё на свете,

И за двугривенный в кино

Я мог, как могут только дети,

Из зала прыгнуть в полотно.


(Как можно «прыгнуть в полотно»? Что имеет в виду автор?)

Убить врага из пистолета,

Догнать, спасти, прижать к груди.

И счастье было рядом где-то,

Там, за экраном, впереди.


(Как вы думаете, в чём было счастье «за экраном?» В нереализованных возможностях? В мечтах? В ожидании чуда?)

Когда теперь я в тёмном зале

Увижу вдруг твои глаза,

В которых тайные печали

Не выдаст женская слеза,

Как я хочу придумать средство,

Чтоб счастье было впереди,

Чтоб хоть на час вернуться в детство,

Догнать, спасти, прижать к груди…


(О чём жалеет автор? Что он хочет вернуть? Почему?)

Май 1941


(Обратите внимание на дату написания стихотворения. Через месяц произойдёт то, что изменит жизнь многих людей в России, в том числе и жизнь будущего автора книг «Сто дней войны», «Живые и мёртвые»; стихотворений «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Объясните, почему даты написания стихотворений бывают очень важны.)


21 сентября. Интересно, почему я не заметил, как кончилось моё детство? И вообще, что это такое – окончание детства? (В Попробуем ответить на этот вопрос. О Стал умнее и взрослее?) Всё осталось прежним, только я стал выше ростом, и взрослые перестали разговаривать со мной снисходительно. И ещё меня покинуло чувство защищённости и покоя. П Но, надеюсь, во мне осталось что-то от него. (В Почему хочется остаться в детстве и одновременно стать взрослым? О) «Детство было у каждого...», «Всё начинается с детства...» – расхожие, знакомые фразы. Но, если всё начинается с детства, почему, вырастая, мы становимся такими разными? П Помню, как жадно одно время я вчитывался в книги-воспоминания о детстве великих людей: (В Зачем? О Чтобы узнать какую-то тайну?) что такое почувствовали и поняли они, что потом определило всю их жизнь? П

Герцен, Лев Толстой, Горький, Марина Цветаева и другие писатели, чьи книги я читал, обязательно на определённом этапе жизни вспоминали детство, (В Зачем? О) пытались осмыслить то, как шло становление их души и характера. Что особенно повлияло, дало импульс к развитию? Исторические события? Особые, выдающиеся люди, встретившиеся на пути? П Мне кажется, если я смогу найти ответы на эти вопросы, то пойму для себя что-то очень важное...


– Давайте попробуем ответить на вопрос: что в детстве кажется важным?

– Почему люди всё время возвращаются мыслями ко временам, когда они были детьми?

– Что вы для себя считаете важным в детстве?

(Индивидуальная работа с составлением блок-схемы.)

Подводим итоги.


III. Итог урока.

Детство – это счастливое время. Вы под опекой, но ещё не замечаете собственной несвободы. У вас мало обязанностей, и все они достаточно условные. Все вас любят, и вам кажется, что мир создан для вас. Вместе с тем вы раскрыты навстречу будущему, планы которого вы строите, исходя из собственных наблюдений, которые остаются с вами на всю жизнь, как и люди, которые казались вам в детстве самыми важными в мире.

При этом в детстве закладывается ваш индивидуальный взгляд на мир, опираясь на который, вы будете строить всю свою дальнейшую жизнь. И поэтому в том числе любое воспоминание о детстве драгоценно.

Наверное, именно поэтому дневники известных людей всегда интересно читать – по ним можно проследить процесс взросления и осмысления жизни.



IV. Домашнее задание.

Учащимся предлагается прочитать биографию А.И. Герцена (с. 11), предположить содержание его дневника и выполнить задания 1–7 в тетради (с. 1–2).



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!