– Прочитайте эпиграф к разделу на с. 8. «Смотрит ребёнок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые… Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». И.А. Гончаров «Обломов» – О чём говорит этот эпиграф? Давайте разобьём его на значимые части. 1. Ни одна мелочь не ускользает от пытливого внимания ребёнка. 2. Врезается в душу картина домашнего быта. 3. Ум бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей. – Какой вывод можно сделать? Всё важное в человеке закладывается с детства. – Но всё ли из того, что кажется нам исключительным в детстве, пригождается затем, в отрочестве и в зрелые годы? Почему? Формулируем тему урока: Что в детстве кажется важным? К.М. Симонов * * * Тринадцать лет. Кино в Рязани. Тапёр с жестокою душой И на заштопанном экране Страданья женщины чужой; (Представили? Как вы думаете, почему тапёр (пианист, сопровождающий звуковым рядом немое кино) назван жестоким?) Погоня в Западной пустыне, Калифорнийская гроза И погибавшей героини Невероятные глаза. (Представили? Вы когда-нибудь мечтали в кино? О чём, по-вашему, мечтает автор?) Но в детстве можно всё на свете, И за двугривенный в кино Я мог, как могут только дети, Из зала прыгнуть в полотно. (Как можно «прыгнуть в полотно»? Что имеет в виду автор?) Убить врага из пистолета, Догнать, спасти, прижать к груди. И счастье было рядом где-то, Там, за экраном, впереди. (Как вы думаете, в чём было счастье «за экраном?» В нереализованных возможностях? В мечтах? В ожидании чуда?) Когда теперь я в тёмном зале Увижу вдруг твои глаза, В которых тайные печали Не выдаст женская слеза, Как я хочу придумать средство, Чтоб счастье было впереди, Чтоб хоть на час вернуться в детство, Догнать, спасти, прижать к груди… (О чём жалеет автор? Что он хочет вернуть? Почему?) Май 1941 (Обратите внимание на дату написания стихотворения. Через месяц произойдёт то, что изменит жизнь многих людей в России, в том числе и жизнь будущего автора книг «Сто дней войны», «Живые и мёртвые»; стихотворений «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Объясните, почему даты написания стихотворений бывают очень важны.) 21 сентября. Интересно, почему я не заметил, как кончилось моё детство? И вообще, что это такое – окончание детства? (В Попробуем ответить на этот вопрос. О Стал умнее и взрослее?) Всё осталось прежним, только я стал выше ростом, и взрослые перестали разговаривать со мной снисходительно. И ещё меня покинуло чувство защищённости и покоя. П Но, надеюсь, во мне осталось что-то от него. (В Почему хочется остаться в детстве и одновременно стать взрослым? О) «Детство было у каждого...», «Всё начинается с детства...» – расхожие, знакомые фразы. Но, если всё начинается с детства, почему, вырастая, мы становимся такими разными? П Помню, как жадно одно время я вчитывался в книги-воспоминания о детстве великих людей: (В Зачем? О Чтобы узнать какую-то тайну?) что такое почувствовали и поняли они, что потом определило всю их жизнь? П Герцен, Лев Толстой, Горький, Марина Цветаева и другие писатели, чьи книги я читал, обязательно на определённом этапе жизни вспоминали детство, (В Зачем? О) пытались осмыслить то, как шло становление их души и характера. Что особенно повлияло, дало импульс к развитию? Исторические события? Особые, выдающиеся люди, встретившиеся на пути? П Мне кажется, если я смогу найти ответы на эти вопросы, то пойму для себя что-то очень важное... – Давайте попробуем ответить на вопрос: что в детстве кажется важным? – Почему люди всё время возвращаются мыслями ко временам, когда они были детьми? – Что вы для себя считаете важным в детстве? (Индивидуальная работа с составлением блок-схемы.) Подводим итоги. |