СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс Урок 1 Прощай детство! Здравствуй отрочество!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6 класс

Урок 1 Прощай детство! Здравствуй отрочество!

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс Урок 1 Прощай детство! Здравствуй отрочество!»



КОНСПЕКТЫ

Литература 6 класс


Урок 1 Прощай детство! Здравствуй отрочество!


Рабочая тема урока: о чём рассказывает учебник «Год после детства»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: наша задача выявить, чем детство

отличается от отрочества, и объяснить,

как это отразилось на содержании

учебника.




Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.



















2. Работа с текстом во время чтения.




3. Работа с текстом после чтения



































































Чтение названия учебника и высказывание предположений по его значению.

1.Капельки солнца

2.Маленькая дверь в большой мир

3.В одном счастливом детстве

4.В океане света

5.Шаг за горизонт

6.Год после детства

Предположите, на какие вопросы может давать ответы каждый из учебников, если судить по его названию и по опыту изучения. (Индивидуальная работа, дети пишут названия учебников и через тире их концептуальное содержание)

Тема урока: О чём рассказывает учебник «Год после детства»?







Читаем текст на стр. 3-4 учебника в режиме диалога с автором (групповая работа).

Отвечаем на вопросы.



- Давайте попробуем ответить на вопрос Веры: если детство кончилось, что же наступило теперь? Какой возраст следует после детства? (отрочество)

- Предполагаем, чем отрочество может отличаться от детства. (Отрочество – переходный возраст между детством и юностью)

- Можем ли мы определённо сказать, как это отражается на содержании учебника? (предполагаем, какие произведения могут быть в данном учебнике. Возможно, те, которые могут ответить на более серьёзные жизненные вопросы).


Цитируем отрывок из повести «Отрочество» Л.Н. Толстого, рекомендованной для внеклассного чтения.

«Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных; но странно, приходя в столкновение с этими смертными, я робел перед каждым, и чем выше ставил себя в собственном мнении, тем менее был способен с другими не только выказывать сознание собственного достоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое своё самое простое слово и движение». (Л.Н. Толстой, собр. соч. в двадцати двух томах, т.1 – М.: Худож. лит. , 1978, с. 168)

Попробуем проанализировать данный отрывок. Полученные выводы должны дополнить картину состояния отрочества.

Попробуем нарисовать блок-схему (кластер) на тему : что характерно для состояния отрочества, используя этот текст (индивидуальная работа)



- Как вы считаете, какие книги могут помочь в формировании мировоззрения? (Ответы детей)

Как мы понимаем выражение «хорошая книга»?

Рисуем блок-схему (кластер) (групповая работа). Ответы фиксируем на доске.

Возможные ответы:

- интересная,

- со смыслом,

- узнаем новое,

- хочется перечитывать,

- доставляет радость,

- учит добру,

- все хорошо кончается (и т.д.)


Что бы было, если бы мы заранее знали, что в любой книге нас ждет хорошая концовка?

(Для сравнения можно вспомнить о том, что в древней Спарте были запрещены все лирические мелодии и звучали только марши. В результате люди росли крепкими, здоровыми, жизнерадостными… но все великие философы родились в других местах.)

Может ли хорошая книга пугать? Держать в напряжении? Озадачивать? Оставлять неразгаданными какие-нибудь из своих секретов? (ответы детей)

Всегда ли необходимо, чтобы добро побеждало зло и почему? (ответы детей)

Поучительная история в разных видах – сказка, песня, предание, - с давних времен существовала в народной среде. Далеко не всегда она была жизнерадостной и хорошо заканчивалась, но, тем не менее, передавалась и пересказывалась из поколения в поколение. Почему? (ответы детей)

Таким образом, пытаемся подвести итог, что более важно для произведений, в той или иной мере формирующих мировоззрение? (ответы детей)

Попробуйте самостоятельно в тетрадях составить ответ на вопрос: что, по-вашему должна давать книга (индивидуальная работа)

Формулируем общий вывод по теме урока.

III. Итог урока.

Таким образом, отрочество – это не только новый взгляд на мир, но и период самоосознания; время, когда приходит пора выбирать и быть готовым взять на себя ответственность за этот выбор. Эта тема, вместе с множеством других, является сквозной в курсе шестого класса. Мотив нравственного выбора, как правило, очень силен в литературных произведениях разного жанра, особенно изначальных: ведь первой задачей художественно-образного построения всегда было назидание, дидактика, нравоучение.



IV. Домашнее задание

К следующему уроку учащиеся читают балладу В.А. Жуковского «Светлана» с. 6–14). Также рекомендуется познакомиться с балладой Г.-А. Бюргера «Ленора» в переводах В.А. Жуковского и В. Левика и постараться сформулировать ответ на вопрос о главном отличии этих баллад от произведения Жуковского «Светлана».





© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!