СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 8 Шуточки писателя А.П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6 класс. 

Урок 8 Шуточки писателя А.П. Чехова

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 8 Шуточки писателя А.П. Чехова»



КОНСПЕКТЫ

Литература 6 класс


Урок 8 Шуточки писателя А.П. Чехова

Раздел 1 «Пролетая над снами»

Рабочее название урока: может ли страшное быть смешным?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока


Цель данного урока – объяснить принцип перерастания мистического в комическое, выяснить, чем отличается мистика от мистификации.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом до чтения.

1.Формулирование темы урока.






2. Работа с текстом во время чтения. Анализ стихотворения с использованием комментированного чтения.






































































3. Работа с текстом после чтения.














- Давайте попробуем по названию рассказа предположить его содержание. (Страшная ночь). Как вы думаете, о чём данное произведение?

Между тем, этот рассказ принято относить к сатирическим.

Выводим тему урока: «Может ли страшное быть смешным»?




Иван Петрович Панихидин побледнел, притушил лампу и начал взволнованным голосом: В (Наверное, что-то ужасное собирается рассказать) О (Какую-нибудь страшную историю)

- Темная, беспросветная мгла висела над землей, когда я, в ночь под Рождество 1883 года, возвращался к себе домой от ныне умершего друга, у которого все мы тогда засиделись на спиритическом сеансе. (Поскольку на улице ночь – темнота вполне оправдана) Переулки, по которым я проходил, почему-то не были освещены, и мне приходилось пробираться почти ощупью. Жил я в Москве, у Успения-на-Могильцах (говорящее название), в доме чиновника Трупова (говорящее имя), стало быть, в одной из самых глухих (третья «говорящая» подробность уже даёт обратный эффект) местностей Арбата. Мысли мои, когда я шел, были тяжелы, гнетущи... П (Пока мы не сомневаемся, что будет что-то ужасное, по крайней мере нас старательно в этом убеждают) В (Почему мысли героя были гнетущи?) О

"Жизнь твоя близится к закату... Кайся..."

Такова была фраза, сказанная мне на сеансе Спинозой, дух которого нам удалось вызвать. Я просил повторить, и блюдечко не только повторило, но еще и прибавило: "Сегодня ночью". (Чрезмерное нагнетание всяческих ужасов продолжает давать обратный эффект – мы уже видим, что нас дурачат). Я не верю в спиритизм, но мысль о смерти, даже намек на нее повергают меня в уныние. П Смерть, господа, неизбежна, она обыденна, но, тем не менее, мысль о ней противна природе человека... Теперь же, когда меня окутывал непроницаемый холодный мрак и перед глазами неистово кружились дождевые капли, а над головою жалобно стонал ветер, когда я вокруг себя не видел ни одной живой души, не слышал человеческого звука, душу мою наполнял неопределенный и неизъяснимый страх. Я, человек свободный от предрассудков, торопился, боясь оглянуться, поглядеть в стороны. Мне казалось, что если я оглянусь, то непременно увижу смерть в виде привидения.

Панихидин порывисто вздохнул, выпил воды и продолжал:

- Этот неопределенный, но понятный вам страх не оставил меня и тогда, когда я, взобравшись на четвертый этаж дома Трупова, отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.

"Если верить Спинозе, - улыбнулся я, - то под этот плач сегодня ночью мне придется умереть. Жутко, однако!"

Я зажег спичку... Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорвавшаяся ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи...

"Плохо в такую ночь бесприютным", - подумал я.

Но не время было предаваться подобным размышлениям. Когда на моей спичке синим огоньком разгоралась сера и я окинул глазами свою комнату, мне представилось зрелище неожиданное и ужасное... Как жаль, что порыв ветра не достиг моей спички! Тогда, быть может, я ничего не увидел бы и волосы мои не стали бы дыбом. Я вскрикнул, сделал шаг к двери и, полный ужаса, отчаяния, изумления, закрыл глаза...

Посреди комнаты стоял гроб.

-Встречались ли вам слова, которые казались вам лишними, чрезмерными? Как вы назовете такие слова?

-Напишите определение литературного штампа (индивидуальная работа).

Информация для учителя: «литературный штамп – это   словосочетание, создающее образ предмета, когда-то кем-то выдуманное, но при этом уже расхожее, не оригинальное, обезличенное (горы – великаны и т.д.). Когда про произведение говорят «набор штампов», этим самым хотят показать, что автор при написании его использовал исключительно чужие словесные кальки, не вникая в смыслы слова). 

Пробуем предположить дальнейшее развитие событий (работа в группах), затем проверяем свои предположения и корректируем смысл.

Делаем вывод (подводим итог урока)

III. Итог урока.

Мистика, которой наполнен рассказ «Страшная ночь», состоит из литературных штампов и на деле является мистификацией, пародируя дурные образцы «страшных» историй, распространённых в то время. Так, автор ещё раз подтверждает нашу мысль о том, что мистическая составляющая произведения на деле всегда служит дополнением к основному смыслу – философскому, поучительному либо сатирическому.


IV. Домашнее задание

К следующему уроку отвечаем на вопросы на с. 73 учебника. Читаем стр. 74-77 и пишем определение слова «мистификация».




© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!