СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 52. Что такое истинный шедевр (по рассказу О’Генри «Последний лист»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6  класс.

 

Урок 52. Что такое истинный шедевр (по рассказу О’Генри «Последний лист»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 52. Что такое истинный шедевр (по рассказу О’Генри «Последний лист»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 52. Что такое истинный шедевр (по рассказу О’Генри «Последний лист»)

Раздел 4. «Открывая мир вокруг»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Цель: на примере рассказа ещё раз сформулировать основные задачи искусства.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.



II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.






2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.




























































































































































3. Работа с текстом после чтения.

Название рассказа многозначное: «Последний лист» – так можно сказать и о написанной рукописи, и о последней странице жизни. «Беспечен ветер в вечной книге жизни. Мог и не той страницей шевельнуть», – сказал когда-то Омар Хайям. И эти слова – слова человека, не смирившегося с неизбежностью смерти. Ведь в этом и состоит суть творчества – обманывать неизбежность, оставляя себя в вечности.

Так о чём этот рассказ? О последних днях жизни? О творчестве? Или о чём-то еще?


Формулируем тему урока:

Окончание творчества или окончание жизни.

Учебник 6 класса, часть 3, с. 27.

«Когда упадёт последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе? (В Почему она так думает? О)

– Первый раз слышу такую глупость! – с великолепным презрением отпарировала Сью. – Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься? А ты ещё так любила этот плющ, гадкая девочка! (П Она сравнивает плющ с собой. Плющ цепляется за здание, человек – за смысл жизни.) Не будь глупышкой. Да ведь ещё сегодня доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… позволь, как же это он сказал?.. что у тебя десять шансов против одного. А ведь это не меньше, чем у каждого из нас здесь в Нью-Йорке, когда едешь в трамвае или идёшь мимо нового дома. (В Зачем она говорит неправду? О Надеется поддержать подругу.) Попробуй съесть немножко бульона и дай твоей Сьюзи закончить рисунок, чтобы она могла сбыть его редактору и купить вина для своей больной девочки и свиных котлет для себя.

– Вина тебе покупать больше не надо, – отвечала Джонси, пристально глядя в окно. – Вот и ещё один полетел. Нет, бульона я не хочу. Значит, остаётся всего четыре. Я хочу видеть, как упадёт последний лист. Тогда умру и я. П (Связывая плющ с собой, она хочет видеть подтверждение бессмысленности бытия, когда листья с плюща облетят. То есть она хочет оправдать своё нежелание жить.)

– Джонси, милая, – сказала Сью, наклоняясь над ней, – обещаешь ты мне не открывать глаз и не глядеть в окно, пока я не кончу работать? (В Зачем? О Не хочет, чтобы подруга видела, как опадает плющ?) Я должна сдать иллюстрацию завтра. Мне нужен свет, а то я спустила бы штору.

– Разве ты не можешь рисовать в другой комнате? – холодно спросила Джонси.

– Мне бы хотелось посидеть с тобой, – сказала Сью. – А кроме того, я не желаю, чтобы ты глядела на эти дурацкие листья.

– Скажи мне, когда кончишь, – закрывая глаза, произнесла Джонси, бледная и неподвижная, как поверженная статуя, – потому что мне хочется видеть, как упадёт последний лист. Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит, – лететь, лететь всё ниже и ниже, как один из этих бедных, усталых листьев. П

– Постарайся уснуть, – сказала Сью. – Мне надо позвать Бермана, я хочу писать с него золотоискателя-отшельника. Я самое большее на минутку. Смотри же, не шевелись, пока я не приду.

Старик Берман был художник, который жил в нижнем этаже под их студией. Ему было уже за шестьдесят, и борода, вся в завитках, как у Моисея Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на тело гнома. (То есть он был карликом.) В искусстве Берман был неудачником. Он всё собирался написать шедевр, но даже и не начал его. (В Почему? О) Уже несколько лет он не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба. П Он зарабатывал кое-что, позируя молодым художникам, которым профессионалы-натурщики оказывались не по карману. Он пил запоем, но всё ещё говорил о своём будущем шедевре. (Как вы думаете, почему он пил?) А в остальном это был злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью (В Почему? О) и смотрел на себя как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц. П

Сью застала Бермана, сильно пахнущего можжевеловыми ягодами (можжевеловая водка), в его полутёмной каморке нижнего этажа. В одном углу двадцать пять лет стояло на мольберте нетронутое полотно, готовое принять первые штрихи шедевра. Сью рассказала старику про фантазию Джонси и про свои опасения насчёт того, как бы она, лёгкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет её непрочная связь с миром. Старик Берман, чьи красные глаза очень заметно слезились (возможно, он прослезился), раскричался, насмехаясь над такими идиотскими фантазиями.

– Что! – кричал он. – Возможна ли такая глупость – умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Нет, не желаю позировать для вашего идиота-отшельника. Как вы позволяете ей забивать голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси!

– Она очень больна и слаба, – сказала Сью, – и от лихорадки ей приходят в голову разные болезненные фантазии. Очень хорошо, мистер Берман, – если вы не хотите мне позировать, то и не надо. А я всё-таки думаю, что вы противный старик… противный старый болтунишка. (В Сью говорит это искренне? О)

– Вот настоящая женщина! – закричал Берман. – Кто сказал, что я не хочу позировать? Идём. Я иду с вами. Полчаса я говорю, что хочу позировать. Боже мой! Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси. Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да, да!

Джонси дремала, когда они поднялись наверх. Сью спустила штору до самого подоконника и сделала Берману знак пройти в другую комнату. Там они подошли к окну и со страхом посмотрели на старый плющ. (В Они переживают оба? О) Потом переглянулись, не говоря ни слова. П Шёл холодный, упорный дождь пополам со снегом. Берман в старой синей рубашке уселся в позе золотоискателя-отшельника на перевёрнутый чайник вместо скалы.

На другое утро Сью, проснувшись после короткого сна, увидела, что Джонси не сводит тусклых, широко раскрытых глаз со спущенной зелёной шторы. (В Чего она хочет? О Посмотреть на плющ?)

– Подними её, я хочу посмотреть, – шёпотом скомандовала Джонси.

Сью устало повиновалась.

И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене ещё виднелся один лист плюща – последний! Всё ещё тёмно-зелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землёй. П

– Это последний, – сказала Джонси. – Я думала, что он непременно упадёт ночью. Я слышала ветер. Он упадёт сегодня, тогда умру и я.

– Да бог с тобой! – сказала Сью, склоняясь усталой головой к подушке.

– Подумай хоть обо мне, если не хочешь думать о себе! Что будет со мной?

Но Джонси не отвечала. (В Почему? О) Душа, готовясь отправиться в таинственный, далёкий путь, становится чуждой всему на свете. Болезненная фантазия завладевала Джонси всё сильнее, по мере того как одна за другой рвались все нити, связывавшие её с жизнью и людьми. П

День прошёл, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своём стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низкой голландской кровли.

Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору. (В Что она увидела? О)

Лист плюща всё ещё оставался на месте. П

Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью, которая разогревала для неё куриный бульон на газовой горелке.

– Я была скверной девчонкой, Сьюди, – сказала Джонси. В О – Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немного бульона, а потом молока с портвейном… Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть, как ты стряпаешь. П

Часом позже она сказала:

– Сьюди, надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив.

Днём пришёл доктор, и Сью под каким-то предлогом вышла за ним в прихожую.

– Шансы равные, – сказал доктор, пожимая худенькую, дрожащую руку Сью. – При хорошем уходе вы одержите победу. А теперь я должен навестить ещё одного больного, внизу. Его фамилия Берман. Кажется, он художник. Тоже воспаление лёгких. Он уже старик и очень слаб, а форма болезни тяжёлая. Надежды нет никакой, но сегодня его отправят в больницу, там ему будет покойнее. (В Как вы думаете, где он получил воспаление лёгких? О)

На другой день доктор сказал Сью:

– Она вне опасности. Вы победили. Теперь питание и уход – и больше ничего не нужно.

В тот же вечер Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, с удовольствием довязывая ярко-синий, совершенно бесполезный шарф, и обняла её одной рукой – вместе с подушкой.


– Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, – начала она. – Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления лёгких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который всё ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с жёлтой и зелёной красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана – он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист. П


– Так что такое последний лист – окончание творчества или окончание жизни? (Индивидуальная работа.)


Информация для учителя.

Можно сказать, что это и то и другое. Последний лист – это шедевр, который написал мистер Берман. И это последняя страница его жизни. Он увидел смысл в своём существовании в том, чтобы подарить жизнь человеку, о котором он считал своим долгом заботиться. Понятно, что он опекал двух молодых художниц, которые искренне считали его «противным старикашкой». Его бесплодные поиски «шедевра» – от его нереализованности. Когда он увидел точку приложения своих сил – «шедевр» был написан за очень короткое время.


– Докажите, что мистер Берман спас Джонси.

– Составьте в виде блок-схемы литературный портрет Джонси и Бермана. (Работа в парах.) Объедините общие качества.

– Похожи ли два этих героя? Чем?

– Можно ли назвать мистера Бермана художником?

– Перечислите качества настоящего художника. (Работа в группах.)


– Делаем общий вывод: о чём написан рассказ «Последний лист»?

– Проведите сравнение и найдите общее в рассказах А. Грина и О’ Генри. (Работа на максимум.)


III. Итог урока.

Всё большое начинается с малого. Доктор, который лечил Джонси, услышав, что она хочет написать красками Неаполитанский залив, реагирует бурно: спрашивает, нет ли у неё на душе чего-нибудь такого, о чём действительно стоило бы думать? Он прекрасно понимает, что желание жить строится из кучи мелочей, каждая из которых имеет огромное значение для человека. Если девушку интересует, какого фасона будут носить рукава – она имеет интерес к жизни. Если сфера её желаний нечто отвлечённое – дело плохо. Любой шедевр, любое произведение искусства потому только всегда остаётся актуальным, что завязано на жизнь, на сопереживание. Отвлечённые истины – для философов. Низкие – для биологов и физиологов. Конкретные, жизненные – для нас с вами. Этот рассказ о том, что искусство помогает жить. И даже человек, перевернувший в своей жизни последний лист, успевает создать истинный шедевр – несмотря на то, что этот шедевр – маленький листочек плюща на крошащейся кирпичной стенке. История человечества продолжается только потому, что каждый оставляет что-то после себя в плане материальном либо в плане духовном. Посмотрите на любой предмет цивилизации – будь то машина, дом, предмет бытовой техники и т.д. В каждый из них вложен труд и опыт многих поколений – тех, кого мы не знаем. Тех, кто после своей физической смерти остались в предметах материального и духовного мира, создавая вокруг нас то пространство, в котором только и может жить и творить человек.


Каково же назначение художника и искусства? Спасать жизни и придавать им смысл. Об этом и пишет О’Генри в своём рассказе.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают рассказ А.С. Пушкина «Выстрел» (с. 32).



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!