СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 6 Н.В. Гоголь. Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Гоголя)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6 класс. 

Урок 6 Н.В. Гоголь. Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Гоголя)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 6 Н.В. Гоголь. Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Гоголя)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6-й класс


Урок 6 Н.В. Гоголь. Смешно или страшно? (Изображение нечистой силы в повести Гоголя)

Раздел 1 «Пролетая над снами»

Рабочая тема урока: почему и с чем связывается изображение нечистой силы в повести Гоголя?



Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока.


Цель данного урока – выявить многозначность произведения, дать несколько вариантов его толкования.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.









2. Анализ текста.



































3. Работа с текстом после чтения.
















































– Как вы считаете, в тексте Гоголя нечистая сила возникает сама по себе или её появление является следствием чьих-то действий, поступков? (Ответы детей.)

Формулируем тему урока:

Почему и с чем связывается изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя?





Сравниваем: чёрта и уездного заседателя (работа в парах, делаем две блок-схемы со свойствами характера, ищем сходство и различия).

Сравниваем Солоху и Оксану (работа в парах, делаем две блок-схемы со свойствами характера, ищем сходство и различия).


Работа по группам. Делаем сообщение о Солохе, чёрте и Пацюке.

Параметры:

Солоха:

1. Какие поступки Солохи вызывают у вас осуждение?

2. Напоминает ли она какую-либо сказочную героиню, и если да – то какую?

3. Сильно ли отличается Солоха от других «сорокалетних кумушек»?

4. Можно ли однозначно сказать, что Солоха – ведьма? Или можно разделить её на сказочный и реальный персонажи?

5. В какую ситуацию попадают гости Солохи и по какой причине?

6. Найдите в тексте фрагменты, отражающие характер Солохи.


Чёрт

1. Сильны ли отличия между чёртом и «немцем»? Почему? В чём выражаются?

2. Найдите эпизоды, где чёрт оказывается в «человеческой» ситуации. Как он себя при этом ведёт? Объясните смысл высказывания Н.В. Гоголя «Словом, всё лезет в люди!»

3. Почему чёрт поклялся отомстить кузнецу.

4. Настоящий ли это чёрт или его фольклорный образ?

5. Как, с помощью какой силы кузнец победил чёрта?

Пацюк

1. Что мы знаем о прошлом Пацюка?

2. На какой фольклорный персонаж он походит?

3. За каким занятием застаёт его кузнец?

4. Какие слухи ходят о Пацюке?

5. Принял ли Вакула помощь от Пацюка?


Принимаем работу групп, делаем общий вывод: нечистая сила изображена с комической стороны и сравнивается как с обычными человеческими качествами («чёрт-баба» и др.), так и с начальством, которое для простого народа подчас похуже нечистой силы.


Является ли колдовской антураж (ведьмы, черти, колдуны) чем-то необычным для села, где живёт Вакула?

Что становится для Вакулы настоящей сказкой (путешествие в Петербург). (Фронтальная работа.)

Информация для учителя:

Мир села, где живёт Вакула, в повести более реален, чем картина Петербурга – именно он кажется кузнецу удивительным, фантастическим.


Найдите выразительные средства, с помощью которых описывается Петербург глазами Вакулы (индивидуальная работа).

Какие смыслы присутствуют в повести? (Найти не менее трёх смыслов. Индивидуальная работа.)



Информация для учителя.

Что скрывается за сценой приёма казаков у Екатерины II?

При помощи чёрта кузнец Вакула (кстати, по народным поверьям именно кузнецы чаще всего связываются с нечистой силой) оказывается в Петербурге с целью заполучить царские черевички (туфли). Когда он пролетает, видит торжественную иллюминацию (по случаю победы в Русско-турецкой войне), затем участвует в визите запорожских казаков к царице – при том присутствуют Потёмкин и Фонвизин (эта встреча имела место в декабре 1774 года). Для человека, жившего в то время, данная сцена была насквозь понятна. Понятно было и то, что хотел показать Гоголь, какую просьбу казаков замаскировал наивной просьбой Вакулы.

Екатерина II приняла в декабре 1774 года делегацию с просьбой не трогать Запорожскую Сечь – оплот казачьей вольности. Князь Потёмкин опекал их в этом нелёгком деле. На словах царица пообещала казакам не трогать Сечь, но на деле, спустя всего несколько месяцев, запорожская крепость на Хортице была разрушена, а само слово «запорожец» оказалось под запретом. Таким образом, под мистической историей спрятан ещё и политический смысл.

Не так просто дело обстоит и с Диканькой. Возможно, изначально именно название «Вечера на хуторе близ Диканьки» привлекло читателей к книге никому ещё не известного писателя Н.В. Гоголя. Дело в том, что во времена Гоголя это было не просто село, а резиденция имперского канцлера Виктора Кочубея. Здесь останавливалось не одно поколение российских царей, а дворец для приема высоких гостей не уступал самым известным поместьям Российской империи. Поэтому о Диканьке в Петербурге знали все.

III. Итог урока.

Таким образом, мы видим, что текст Гоголя многослоен и многозначен. Здесь можно найти:

– быт и нравы Малороссии;

– мощную мистическую составляющую повествования, основанную на народных сказках, легендах, поверьях;

– объединение чёрта и уездного заседателя (нечистой силы и царской администрации), сказочного и реального. С равным успехом персонажи достают луну с неба и «черевички» Екатерины Второй;

– политический подтекст – причудливый колорит повести скрывает реальное событие – уничтожение Екатериной Запорожской Сечи и самого имени запорожского казачества, переселение казаков на Кубань.


IV. Домашнее задание.

К следующему уроку читаем стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (стр. 65), выполняем задания 1–4 на стр. 14 в рабочей тетради.


© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!