– Как вы считаете, в тексте Гоголя нечистая сила возникает сама по себе или её появление является следствием чьих-то действий, поступков? (Ответы детей.) Формулируем тему урока: Почему и с чем связывается изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя? Сравниваем: чёрта и уездного заседателя (работа в парах, делаем две блок-схемы со свойствами характера, ищем сходство и различия). Сравниваем Солоху и Оксану (работа в парах, делаем две блок-схемы со свойствами характера, ищем сходство и различия). Работа по группам. Делаем сообщение о Солохе, чёрте и Пацюке. Параметры: Солоха: 1. Какие поступки Солохи вызывают у вас осуждение? 2. Напоминает ли она какую-либо сказочную героиню, и если да – то какую? 3. Сильно ли отличается Солоха от других «сорокалетних кумушек»? 4. Можно ли однозначно сказать, что Солоха – ведьма? Или можно разделить её на сказочный и реальный персонажи? 5. В какую ситуацию попадают гости Солохи и по какой причине? 6. Найдите в тексте фрагменты, отражающие характер Солохи. Чёрт 1. Сильны ли отличия между чёртом и «немцем»? Почему? В чём выражаются? 2. Найдите эпизоды, где чёрт оказывается в «человеческой» ситуации. Как он себя при этом ведёт? Объясните смысл высказывания Н.В. Гоголя «Словом, всё лезет в люди!» 3. Почему чёрт поклялся отомстить кузнецу. 4. Настоящий ли это чёрт или его фольклорный образ? 5. Как, с помощью какой силы кузнец победил чёрта? Пацюк 1. Что мы знаем о прошлом Пацюка? 2. На какой фольклорный персонаж он походит? 3. За каким занятием застаёт его кузнец? 4. Какие слухи ходят о Пацюке? 5. Принял ли Вакула помощь от Пацюка? Принимаем работу групп, делаем общий вывод: нечистая сила изображена с комической стороны и сравнивается как с обычными человеческими качествами («чёрт-баба» и др.), так и с начальством, которое для простого народа подчас похуже нечистой силы. Является ли колдовской антураж (ведьмы, черти, колдуны) чем-то необычным для села, где живёт Вакула? Что становится для Вакулы настоящей сказкой (путешествие в Петербург). (Фронтальная работа.) Информация для учителя: Мир села, где живёт Вакула, в повести более реален, чем картина Петербурга – именно он кажется кузнецу удивительным, фантастическим. Найдите выразительные средства, с помощью которых описывается Петербург глазами Вакулы (индивидуальная работа). Какие смыслы присутствуют в повести? (Найти не менее трёх смыслов. Индивидуальная работа.) Информация для учителя. Что скрывается за сценой приёма казаков у Екатерины II? При помощи чёрта кузнец Вакула (кстати, по народным поверьям именно кузнецы чаще всего связываются с нечистой силой) оказывается в Петербурге с целью заполучить царские черевички (туфли). Когда он пролетает, видит торжественную иллюминацию (по случаю победы в Русско-турецкой войне), затем участвует в визите запорожских казаков к царице – при том присутствуют Потёмкин и Фонвизин (эта встреча имела место в декабре 1774 года). Для человека, жившего в то время, данная сцена была насквозь понятна. Понятно было и то, что хотел показать Гоголь, какую просьбу казаков замаскировал наивной просьбой Вакулы. Екатерина II приняла в декабре 1774 года делегацию с просьбой не трогать Запорожскую Сечь – оплот казачьей вольности. Князь Потёмкин опекал их в этом нелёгком деле. На словах царица пообещала казакам не трогать Сечь, но на деле, спустя всего несколько месяцев, запорожская крепость на Хортице была разрушена, а само слово «запорожец» оказалось под запретом. Таким образом, под мистической историей спрятан ещё и политический смысл. Не так просто дело обстоит и с Диканькой. Возможно, изначально именно название «Вечера на хуторе близ Диканьки» привлекло читателей к книге никому ещё не известного писателя Н.В. Гоголя. Дело в том, что во времена Гоголя это было не просто село, а резиденция имперского канцлера Виктора Кочубея. Здесь останавливалось не одно поколение российских царей, а дворец для приема высоких гостей не уступал самым известным поместьям Российской империи. Поэтому о Диканьке в Петербурге знали все. |