Как вы думаете, исходя из названия баллады, о чём в ней пойдет речь? Давайте использовать блок-схему, сделанную нами на прошлом уроке. - напомнить о некоем историческом факте, - рассказать поучительную историю, - зло, нерадивость, коварство, отлучение от Бога всегда наказывается в балладе, - часто в балладе присутствует мистика, - в балладе финал не счастливый, а поучительный. Кто такой «Лесной царь», злой он или добрый? (Предположения детей) Что происходит в балладе? (предположения детей) Давайте сформулируем тему урока: О чём рассказывает «Лесной царь»? Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (вечер, над землей стелется болотный туман) Ездок запоздалый, с ним сын молодой. (дорога пустая, разносится топот копыт) К отцу, весь издрогнув, малютка приник; (холодно, сыро, в тумане чудится что-то зловещее) Обняв его, держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» - «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: (вдумайтесь, что может сверкнуть в темное время на болотах?) Он в темной короне, с густой бородой, О нет, то белеет туман над водой. (подтверждается, что речь идет о мокрых местах. Туман здесь вечерами скрывает предметы, и в белой полумгле временами проступают какие-то неясные очертания) «Дитя, оглянися! Младенец, ко мне! Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». (Это говорит с ребенком Лесной царь. Но цвета того мира, о котором он говорит – золото, бирюза, жемчуг – резко диссонируют с окружающей действительностью) «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». – (Ребенок понимает, что во всем этом кроется какой-то страшный обман, и вовсе не золото с жемчугами ждет его в тумане. А взрослый, с более очерствевшей душой, услышав такое наяву, мог бы и поверить, как верят сегодня в возможность быстро разбогатеть) «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». – (взрослый успокаивает малыша, но в сердце его уже поселилась тревога. Ведь за стуком лошадиных копыт он вряд ли может различить шорох листвы) «Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей, При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». – (опять рисуется идиллическая картинка, но ребенок ей не верит) «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». – «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». – (взрослый опять успокаивает малыша, но он не может уверенно сказать, что в ночной глубине все спокойно – он просто не в состоянии это увидеть) «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой!» (Маски сброшены) «Родимый, лесной царь наш хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать!» (страшное уже случилось, и это понимает даже взрослый. В отчаянии он пришпоривает коня) Ездок оробелый не скачет – летит… Младенец тоскует, младенец кричит… Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал. 1.Почему область мистического так притягивает? (Индивидуальная работа. Формулируем ответ, три аргумента в поддержку своего мнения). 2.Что доказывает реальность мистического мира в балладе «Лесной царь»? (Формулируем ответ и аргументы) 3. Какая извечная проблема относительно взаимоотношений взрослого и ребёнка имеется в балладе? (попробуйте ответить одним словом). (непонимание) 4.Попробуйте выявить мистический, познавательный, назидательный смыслы поэмы и доказать их первостепенность (работа в группах) 5.Если бы во времена Жуковского данную балладу написали не в Германии, а у нас, в России, как был бы скомпонован сюжет? (опираемся на «Светлану») (работа в парах, один ученик должен доказать, что развязка всё равно была бы трагической, другой – что счастливой. Предположите ответ. Все ли смыслы баллады, упомянутые в блок-схеме использованы? Почему? (индивидуальная работа) |