СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 6 класс.  Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)»



КОНСПЕКТЫ

Литература 6 класс


Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)

Раздел 1 «Пролетая над снами»

Рабочая тема урока: ?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: наша задача выявить смыслы баллады И.-В.

Гёте «Лесной царь». Разобрать понятия материального

и «тонкого» миров на примере баллады.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.














2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение баллады «Лесной царь».




























































3. Работа с текстом после чтения. Анализ баллады, выявление смыслов.














Как вы думаете, исходя из названия баллады, о чём в ней пойдет речь? Давайте использовать блок-схему, сделанную нами на прошлом уроке.

- напомнить о некоем историческом факте,

- рассказать поучительную историю,

- зло, нерадивость, коварство, отлучение от Бога всегда наказывается в балладе,

- часто в балладе присутствует мистика,

- в балладе финал не счастливый, а поучительный.

Кто такой «Лесной царь», злой он или добрый? (Предположения детей)

Что происходит в балладе? (предположения детей)

Давайте сформулируем тему урока:

О чём рассказывает «Лесной царь»?




Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

(вечер, над землей стелется болотный туман)

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

(дорога пустая, разносится топот копыт)

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

(холодно, сыро, в тумане чудится что-то зловещее)

Обняв его, держит и греет старик.


«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» -

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

(вдумайтесь, что может сверкнуть в темное время на болотах?)
Он в темной короне, с густой бородой,

О нет, то белеет туман над водой.

(подтверждается, что речь идет о мокрых местах. Туман здесь вечерами скрывает предметы, и в белой полумгле временами проступают какие-то неясные очертания)

«Дитя, оглянися! Младенец, ко мне!

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

(Это говорит с ребенком Лесной царь. Но цвета того мира, о котором он говорит – золото, бирюза, жемчуг – резко диссонируют с окружающей действительностью)

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит». –

(Ребенок понимает, что во всем этом кроется какой-то страшный обман, и вовсе не золото с жемчугами ждет его в тумане. А взрослый, с более очерствевшей душой, услышав такое наяву, мог бы и поверить, как верят сегодня в возможность быстро разбогатеть)

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы». –

(взрослый успокаивает малыша, но в сердце его уже поселилась тревога. Ведь за стуком лошадиных копыт он вряд ли может различить шорох листвы)

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей,

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять». –

(опять рисуется идиллическая картинка, но ребенок ей не верит)


«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –

«О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне». –

(взрослый опять успокаивает малыша, но он не может уверенно сказать, что в ночной глубине все спокойно – он просто не в состоянии это увидеть)


«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой!»

(Маски сброшены)

«Родимый, лесной царь наш хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать!»

(страшное уже случилось, и это понимает даже взрослый. В отчаянии он пришпоривает коня)


Ездок оробелый не скачет – летит…

Младенец тоскует, младенец кричит…

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.


1.Почему область мистического так притягивает?

(Индивидуальная работа. Формулируем ответ, три аргумента в поддержку своего мнения).

2.Что доказывает реальность мистического мира в балладе «Лесной царь»? (Формулируем ответ и аргументы)

3. Какая извечная проблема относительно взаимоотношений взрослого и ребёнка имеется в балладе? (попробуйте ответить одним словом). (непонимание)


4.Попробуйте выявить мистический, познавательный, назидательный смыслы поэмы и доказать их первостепенность (работа в группах)

5.Если бы во времена Жуковского данную балладу написали не в Германии, а у нас, в России, как был бы скомпонован сюжет? (опираемся на «Светлану») (работа в парах, один ученик должен доказать, что развязка всё равно была бы трагической, другой – что счастливой.

Предположите ответ.

Все ли смыслы баллады, упомянутые в блок-схеме использованы? Почему? (индивидуальная работа)


III. Итог урока.

О чем можно сказать по прочтении стихотворения «Лесной царь»?

1.На всякий мистический вопрос ребенка, у взрослого заготовлен реалистический ответ.

2.Существуют так называемые материальный и тонкий миры. Причем к тонкому миру ребенок более восприимчив, его душа открыта.

3.Момент, когда тонкий мир напрямую пересекается с материальным – смерть ребенка.

4.Ребенок с самого начала воспринимает все всерьез. Взрослый – скептически.



IV. Домашнее задание

К следующему уроку учащиеся читают Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (с.17-61)




© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!