СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 62. Смешное и грустное в рассказах Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6 класс.

Урок 62. Смешное и грустное в рассказах Чехова. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 62. Смешное и грустное в рассказах Чехова.»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 6 класс


Урок 62. Смешное и грустное в рассказах Чехова.

Раздел 5. «Смеясь сквозь слёзы»

Рабочее название урока: Почему умер чиновник?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока.


Цель: выделить сочетание личного, циничного и трагичного в построении образов героев сатирического произведения на примере рассказов А.П. Чехова.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.




2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.


























































































3. Работа с текстом после чтения.










– Как вы думаете, почему рассказ называется «Смерть чиновника»?

– Он весёлый, грустный или трагический?

– Как можно сформулировать тему нашего урока?

Почему умер чиновник?


– Попробуем найти ответ в тексте.


В один прекрасный вечер не менее прекрасный (оксюморон, сочетание несочетаемого, ирония) экзекутор 1, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола» (опера с лёгким сюжетом, любовная история). Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... (В Что? О Произошло что-то ужасное?) В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились,

дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. П Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.

Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться.

(В Почему? О) Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. П

В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо». (То есть если бы это был не начальник, а подчинённый, извиняться не следовало?)

Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:

– Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

– Ничего, ничего... (На этом бы и закончить, но…)

– Ради Бога, извините. Я ведь... я не желал!

– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. (В Почему? О) В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

– Я вас обрызгал, ваше-ство... Простите... Я ведь... не то чтобы... П

– Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно (В Почему показалось? О) отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. П

– А всё-таки ты сходи, извинись, – сказала она. (В Зачем? О) – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! П


– То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить... Войдя в приёмную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал приём прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

– Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, – начал докладывать экзекутор, – я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

– Какие пустяки... Бог знает что! В О Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю. П

«Говорить не хочет! – подумал Червяков бледнея. (В Боится? О) – Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...» П

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

– Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо (В Почему? О) и махнул рукой.

– Да вы просто смеётесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью. П

«Какие же тут насмешки? – подумал Червяков.– Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» (В О чём беспокоился Червяков? О)

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

– Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, – забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, – не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. П Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... – а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы

будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

– Пошёл вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. (В Откуда такая реакция? О)

– Что-с? – спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

– Пошёл вон!! – повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и... помер.


– Почему умер чиновник?

– Составьте литературные портреты Бризжалова и Червякова. Найдите общие черты (работа в парах).

– Смоделируйте ситуацию наоборот: Бризжалов обрызгал Червякова. Мог ли в этом случае рассказ закончится смертью Червякова? Почему?

– Какую роль в происшедшем играла жена Червякова?

– Бывают ли «большие» и «маленькие» люди? Можно ли назвать Червякова «маленьким» человеком?

– Над чем смеялся Чехов?

– Так почему умер чиновник? (Работа в группах, моделируем три разных ответа, которые сводим в один.)

Делаем вывод к теме урока.


III. Итог урока.

Давайте посмотрим на сочетание личного, циничного и трагичного в рассказе «Смерть чиновника», где главный герой имеет говорящую фамилию «Червяков». Существует совершенное рассогласование между генералом и экзекутором Червяковым. Первый ведёт себя в общем-то нормально: ну, чихнул человек. Ну, обрызгал лысину. Как говорится, с кем не бывает. Поворчал – и забыл. Но вот экзекутор Червяков в процессе общения с чужим генералом (это Чехов выделяет, то есть данный чиновник никак не мог повлиять на служебное положение Червякова) ведёт себя, как человек, охваченный ужасной гордыней: ему мнится, что любые его слова и поступки, во-первых, всеми замечены, во-вторых, обязательно имеют какие-либо зримые последствия. Это поведение абсолютно безосновательно и более подходит генеральскому. Остаётся порадоваться, что экзекутор не пробился в генералы. Сколько таких вот мелочных, крохотных царьков, получив более или менее значимый пост, начинают куражиться над другими, считая, что вот теперь-то им всё позволено.



IV. Домашнее задание.

Прочитать дома рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Говорящая фамилия», «Хамелеон».



© ООО «Баласс», 2014




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!