СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6 класс.  Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).»



КОНСПЕКТЫ

Литература 6 класс


Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).

Раздел 1 «Пролетая над снами»

Рабочая тема урока: Как Ленора стала Светланой?


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: наша задача выявить коренные отличия

«Леноры» и «Светланы». Сформулировать, в чём особенности

русского варианта баллады




Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Работа с текстом.

1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.























2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение произведения В.А. Жуковского.













































































































































































































































































































































3. Работа с текстом после чтения











Вы прочитали «Ленору» Бюргера в переводе В.А. Жуковского, и «Светлану», написанную Жуковским. Что можно сказать об этих двух произведениях? (Они похожи по сюжету, это одна и та же история и т.д.)

Можно ли сказать, что эти произведения принципиально отличаются, и если да – то чем? (Окончанием, в «Светлане» оно счастливое).

Известно, что Жуковский написал свою «Светлану» под влиянием баллады Бюргера. Сегодня мы будем её анализировать. Как вы думаете, что нам необходимо узнать прежде всего?

Формулируем тему урока:

Как «Ленора» стала «Светланой»?


Информация для учителя: Жуковского не зря назвали «Певцом Светланы». До него этого имени просто не существовало. Впервые придумал и использовал его в романсе «Светлана и Мстислав» А.Х. Востоков в 1802 году, но только в 1813 году, после публикации «Светланы» Жуковского оно приобрело известность именно как имя. Будучи неканоническим (в святцах его нет, аналог – Фотина), общеупотребительным оно стало после Октябрьской революции, параллельно с Октябриной, Энгельсиной и т.д.

То есть, можно сказать, что Светлана – единственное имя, родившееся под пером литератора и обретшее жизнь.


Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали; (самый распространенный способ, позволяющий узнать, с какой стороны придет суженый: куда башмачок обращен носом, оттуда он и явится)

Снег пололи (отыскивали спрятанное в снегу кольцо, кто отыщет – тому повезет); под окном

Слушали; (если у соседей скандал, значит и у вас год будет «веселый», если тихо – хорошим и гармоничным) кормили

Счетным курицу зерном; (считали зерна и отдавали курице как в «любишь-не любишь»: выйдет или не выйдет замуж. Осталось одно последнее зерно – выйдет, нет – нет)

Ярый воск топили; (растопленный воск выливали в блюдечко с молоком и смотрели на получившиеся фигурки)

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны. (под специальные святочные (подблюдные) песни-загадки из-под белого платка извлекались вещи участников: какая песня – такая и судьба)

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана (сравнение с луной и одновременно, упоминание о времени суток)

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое» (гадание на жениха). –

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой. (заметьте, в отличие от Леноры Светлана и не думает роптать, она просто грустит)

Год промчался – вести нет,

Он ко мне не пишет;

Ах! А им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел – утешитель». (опять-таки: Ленора, в отличие от Светланы, предполагает одинаково страшные для себя вещи – или гибель жениха, или его женитьбу на сопернице).

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с двери запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

(Само по себе подобное гадание с православной точки зрения является грехом, так как предполагает общение с потусторонними силами. Об этом говорит еще и то, что человеку, осуществлявшему гаданию, требовалось снять с себя нательный крест. Вот, собственно, в чем пока только и состоит вина Светланы).

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Тёмно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье… (нарастает напряжение)

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок.

Вестник полуночи… (от ожидания обостряется слух и становятся слышными все, до той поры незаметные звуки)


Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит…

Вот… легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит; (от напряжения начинаются видения)

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

Занялся от страха дух…

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!» (начинается действие)


Оглянулась… милый к ней

Простирает руки.

Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами». (достаточно странно для полуночи. Венчания в такое время проводятся по очень большой просьбе. Еще более странно выглядит чин отпевания в полночь. Но Светлану, похоже, не смущает ни то, ни другое)

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпенья кони рвут

Повода шелковы (шелковые поводья – праздничные, дорогие)

Сели… кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут… пусто всё вокруг, (возникает легкая тревога)

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг; (к метели, непогоде)

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит; (девушка чувствует недоброе)

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый. (тут совпадение с Ленорой, но дальше опять пойдут разночтения. Луну называют «солнцем мертвых», имея в виду то, что нечисть обычно появляется при лунном свете)


Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий…(то есть, едут по непроезжим местам)

Вот в сторонке Божий храм

Виден одинокий; (в сторонке и одинокий – выделяется)

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме; (выделяется слово «тьма» от «темный»)

Яркий свет паникадил

Тускнет в фимиаме; (фимиам – благовония, выделяется слово «тускнет»)

На средине черный гроб; (обычно – с левой стороны: с правой – крестят, с левой – отпевают, некий круговорот, т.к. церковь символизирует мир)

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!» (таких слов и близко нет в заупокойной службе. Тут бы Светлане уже и понять, что происходит что-то совсем нехорошее)

Пуще девица дрожит;

Кони мимо; друг молчит,

Бледен и унылый. (повторяется во второй раз, подчеркивая неподвижность и некую неодушевленность спутника Светланы)


Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками; (вот почему луна была в ореоле)

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль! (увидеть во сне ворона, летящего над вами и каркающего, согласно народным поверьям – к смерти близкого человека)

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом. (ситуация успокаивается)

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом

Вот примчалися… и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали. (для сказок – обычная ситуация: морок, привидения. Вообще, множество страшных поверий на Руси связано с ночной дорогой)

Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться – следу нет…

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась; (для человека того времени абсолютно естественное поведение)

В дверь с молитвою стучит…

Дверь шатнулася… скрыпит… (опять нагнетание страха)

Тихо растворилась.


Что ж? В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой… (тоже вполне нормальная картина – никаких ужасов)

Ах, Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке

Под святыми в уголке

Робко притаилась. (опять-таки, абсолютно нормальное поведение для того времени)


Всё утихло… вьюги нет…

Слабо свечка тлится, (тлеет. Опять тишина, звон в ушах, слышны даже самые тихие звуки)

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится…

Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье…

Чу, Светлана!.. в тишине

Легкое журчанье…

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами. (в православной символике – Святой Дух)

Смолкло все опять кругом…

Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвый шевелится…

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь: на лбу венец,

Затворёны очи.

Вдруг… в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы…

Что же девица? Дрожит…

Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.


Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул…

Всей лишенный силы, (Святой Дух своим присутствием лишил нечистое создание силы)

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами…

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась…

Глядь Светлана… о Творец!

Милый друг ее – мертвец!

Ах!... и пробудилась.


Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Свет луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит… Светланин дух

Смутен сновиденьем. (хорошо, реально написанная картина зимнего утра)

«Ах! Ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он –

Горькую судьбину; (по толкованию сновидений так и выходит)

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана; (туман – значит оттепель, снег тает).

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…(на фоне пронзительно синего неба, озаренный красным, восходящим солнцем, виден тонкий, легкий дымок из труб)

Чу!. В дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны; (повторение ночного сна, но уже в позитивном смысле)

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет…

Кто? Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры. (Не ропщи, не сомневайся, не верь предсказаниям)

Отворяйся ж, Божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты; (итак, счастливая концовка, а теперь последует авторское резюме)

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Улыбнись, - моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу. (Жуковский скромничает)

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье». (Вот оно, коренное отличие двух текстов!)

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь, Создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа, как ясный день;

Ах! Да пронесется

Мимо – бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.


Работаем по группам. Первая группа доказывает, что «Светлана» и «Ленора» - по сути один и тот же текст. Вторая – что это два совершенно разных текста. Третья выступает после первых двух и анализирует отличия «Светланы» и «Леноры».

Работа в парах: составление литературного портрета Светланы и Леноры. Выявление отличий.

Индивидуальная работа (рабочая тетрадь, стр. 7, задания 1-2).

Для того, чтобы понять, почему Ленора и Светлана отличаются, давайте вспомним разные национальные традиции составления баллад (работа по группам, вспоминаем домашнее задание прошлого урока).

Вывод: Баллада в традициях разных народов – в большинстве случаев – произведение трагическое. В исполнении Жуковского трагедия превращается просто в историю про девушку Светлану со счастливой развязкой.


Информация для учителя

Балладу немецкого поэта Г.А. Биргера (Бюргера) «Ленора» Жуковский переводил трижды. В первый раз, в 1808 году, он переименовал героиню в Людмилу (кстати сказать, популярным это имя, изначально старославянское, стало тоже благодаря «отцу русского романтизма». Затем, в 1812 году появилась «Светлана», хотя и написанная по мотивам Биргера, но ставшая оригинальным творением Жуковского. Затем, третьим переводом, стала собственно «Ленора», переведенная близко к тексту. Жуковский лишь смягчил хулу на Бога, которую возводила героиня баллады.

В разных истолкованиях «Сказания о мертвом женихе» четко видна разная традиция – русская и западная – истолкования подобных событий.


III. Итог урока.

Таким образом, в западной стилистике очень сильна тема возмездия – наказания за грехи. В русской – перевешивает тема прощения и покаяния. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье».



IV. Домашнее задание

К следующему уроку учащиеся выполняют задание 3 (рабочая тетрадь, стр.7-10) читают балладу И.-В. Гёте «Лесной царь».




© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!