Читаем текст на стр. 102-104 и отвечаем на следующие вопросы: - Какие драматические произведения вы читали? - Назовите их особенности? - Как Вы предполагаете, в чём особенность «Синей птицы»? (Индивидуальная работа, предположение ответа записываем) Формулируем тему урока: В чём особенность «Синей птицы»?
Текст или распечатываем и раздаем, или читаем вместе. Просим выделить ключевые слова, говорящие о характере персонажей. К.С.Станиславский. В гостях у Метерлинка …Пьеса бельгийского поэта впервые должна была увидеть свет рампы - в Москве, в нашем Московском Художественном театре. Такая ответственность обязывала В (К чему?) О, и я счел своим долгом хорошо сговориться с ее автором и с этой целью, во время летнего отдыха, съездить к М. Метерлинку, П тем более что я получил от него очень любезное приглашение. Он жил в только что приобретенном бывшем аббатстве в Нормандии, в шести часах езды от Парижа. Я собрался в путь по-русски: В (Это как?) О с множеством свертков, всяких подарков, конфет и проч. П В вагоне мной овладело волнение. В О Еще бы! Я ехал к знаменитому писателю, философу, - надо же приготовить для встречи какую-нибудь умную фразу. Что-то пришло в голову, и я записал на манжете пышное приветствие В (Зачем на манжете?) О, чтобы можно было, в случае надобности, подчитать его. Но вот поезд подошел к конечной станции: надо было слезать. На перроне не оказалось ни одного носильщика. Около станции стояло несколько автомобилей; у входной калитки толпились шоферы. Нагруженный массой свертков, которые валились из рук, я подошел к выходу. Спросили билет. Пока я шарил по карманам, мои свертки полетели в разные стороны. Как раз в эту критическую для меня минуту один из шоферов окликнул меня; "Monsieur Stanislavsky?!" Я оглянулся и увидел бритого, почтенных лет, седого коренастого красивого человека в сером пальто и фуражке шофера. (Как вы думаете, шофёр ли это? Что заставляет вас сомневаться?) Он помог мне собрать мои вещи. Упало пальто, он поднял его и заботливо перекинул через руку; потом повел к автомобилю, усадил рядом с собой, уложил багаж, мы тронулись и полетели. Шофер искусно лавировал среди ребятишек и кур по пыльной деревенской улице и несся как вихрь. Невозможно было любоваться видами очаровательной Нормандии при быстроте, с которой мы мчались. На одном из поворотов, у выступающей скалы, мы едва не налетели на проезжавший экипаж. Но шофер ловко свернул, не задев лошади. При более тихой езде мы перекидывались замечаниями об автомобиле, об опасности скорой езды. Наконец, я спросил, как поживает господин Метерлинк. "Maeterlink? - воскликнул он удивленно. В (Как вы думаете, почему он удивился?) О - C'est moi Maeterlinck!" (Метерлинк? Я и есть Метерлинк!) П Я всплеснул руками, а потом мы оба долго и громко хохотали. Таким образом, пышная фраза заготовленного приветствия не пригодилась. И отлично, потому что наше простое и неожиданное знакомство сразу сблизило нас. … Сначала мы долго говорили о самой пьесе, о характеристике ролей, о том, что хочет сам Метерлинк. Во время этих переговоров он высказывался чрезвычайно определенно. Но когда речь переходила на режиссерскую почву, он не мог себе представить, как его указания будут выполнены на сцене. В этой области мне пришлось образно объяснять ему, играть целую пьесу, рассказывать кое-какие трюки, выполнявшиеся домашним способом. Я сыграл ему все роли, и он хватал мои намеки на лету. Метерлинк, подобно Чехову, оказался сговорчивым. Он легко увлекался тем, что казалось ему удачным, и охотно фантазировал в подсказанном направлении. - Попробуем ответить на вопросы: - Как вы представляете себе характер М. Метерлинка? - Что вы можете сказать о Станиславском? - Предположите, о чем расскажет вам пьеса «Синяя птица»? Пьеса Мориса Метерлинка написана в духе символизма. Как вы думаете, что такое символизм? Предполагаем ответ. Информация для учителя: Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. … Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную" или трансцендентную Красоту, символисты выразили … тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб…. Современная энциклопедия. 2000. Попробуем прочитать стихотворение Л.Н. Гумилёва «Слово» и снова ответить на вопрос: что же такое символизм? Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. 1921 - Как вы думаете, для чего служил символизм? - Что являлось главным в произведениях, написанных в духе символизма? - Попробуем еще раз ответить на вопрос: как вы думаете, о чём пьеса Мориса Метерлинка «Синяя птица» (предположите). - Можем ли мы сказать, что пьеса Мориса Метерлинка похожа на самого М. Метерлинка в его восприятии Станиславским – совсем не то, чем кажется изначально? Почему? - Почему символизм появился в годы социальных потрясений? - Можно ли назвать вопросы, поднимаемые символистами «вечными»? - Какие символы, на ваш взгляд, должны присутствовать в произведениях, написанных в духе символизма? Попробуйте перечислить. |