СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 13 Морис Метерлинк «Синяя птица». О писателе Метерлинке.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта Литература, 6 класс. 

 

 

 

Урок 13 Морис Метерлинк «Синяя птица». О писателе Метерлинке.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 6 класс. Урок 13 Морис Метерлинк «Синяя птица». О писателе Метерлинке.»



КОНСПЕКТЫ

Литература 6 класс


Урок 13 Морис Метерлинк «Синяя птица». О писателе Метерлинке.

Раздел 1 «Пролетая над снами»

Рабочее название урока: В чём особенность «Синей птицы»?

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока


Цель данного урока – раскрыть понятие «символизм» и рассказать о писателе Морисе Метерлинке


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II.Формулирование темы урока












III. Работа с текстом

1.Работа с текстом во время чтения. Использование диалога с автором и комментированного чтения.


.











































































































2. Работа с текстом после чтения. Ответы на вопросы, формулирование вывода по уроку.






Читаем текст на стр. 102-104 и отвечаем на следующие вопросы:

- Какие драматические произведения вы читали?

- Назовите их особенности?

- Как Вы предполагаете, в чём особенность «Синей птицы»?

(Индивидуальная работа, предположение ответа записываем)


Формулируем тему урока:
В чём особенность «Синей птицы»?



Текст или распечатываем и раздаем, или читаем вместе. Просим выделить ключевые слова, говорящие о характере персонажей.

К.С.Станиславский. В гостях у Метерлинка

…Пьеса бельгийского поэта впервые должна была увидеть свет рампы - в Москве, в нашем Московском Художественном театре. Такая ответственность обязывала В (К чему?) О, и я счел своим долгом хорошо сговориться с ее автором и с этой целью, во время летнего отдыха, съездить к М. Метерлинку, П тем более что я получил от него очень любезное приглашение. Он жил в только что приобретенном бывшем аббатстве в Нормандии, в шести часах езды от Парижа.

Я собрался в путь по-русски: В (Это как?) О с множеством свертков, всяких подарков, конфет и проч. П В вагоне мной овладело волнение. В О Еще бы! Я ехал к знаменитому писателю, философу, - надо же приготовить для встречи какую-нибудь умную фразу. Что-то пришло в голову, и я записал на манжете пышное приветствие В (Зачем на манжете?) О, чтобы можно было, в случае надобности, подчитать его.

Но вот поезд подошел к конечной станции: надо было слезать. На перроне не оказалось ни одного носильщика. Около станции стояло несколько автомобилей; у входной калитки толпились шоферы. Нагруженный массой свертков, которые валились из рук, я подошел к выходу. Спросили билет. Пока я шарил по карманам, мои свертки полетели в разные стороны. Как раз в эту критическую для меня минуту один из шоферов окликнул меня;

"Monsieur Stanislavsky?!"

Я оглянулся и увидел бритого, почтенных лет, седого коренастого красивого человека в сером пальто и фуражке шофера. (Как вы думаете, шофёр ли это? Что заставляет вас сомневаться?) Он помог мне собрать мои вещи. Упало пальто, он поднял его и заботливо перекинул через руку; потом повел к автомобилю, усадил рядом с собой, уложил багаж, мы тронулись и полетели. Шофер искусно лавировал среди ребятишек и кур по пыльной деревенской улице и несся как вихрь. Невозможно было любоваться видами очаровательной Нормандии при быстроте, с которой мы мчались. На одном из поворотов, у выступающей скалы, мы едва не налетели на проезжавший экипаж. Но шофер ловко свернул, не задев лошади. При более тихой езде мы перекидывались замечаниями об автомобиле, об опасности скорой езды. Наконец, я спросил, как поживает господин Метерлинк.

"Maeterlink? - воскликнул он удивленно. В (Как вы думаете, почему он удивился?) О - C'est moi Maeterlinck!" (Метерлинк? Я и есть Метерлинк!) П

Я всплеснул руками, а потом мы оба долго и громко хохотали. Таким образом, пышная фраза заготовленного приветствия не пригодилась. И отлично, потому что наше простое и неожиданное знакомство сразу сблизило нас.

Сначала мы долго говорили о самой пьесе, о характеристике ролей, о том, что хочет сам Метерлинк. Во время этих переговоров он высказывался чрезвычайно определенно. Но когда речь переходила на режиссерскую почву, он не мог себе представить, как его указания будут выполнены на сцене. В этой области мне пришлось образно объяснять ему, играть целую пьесу, рассказывать кое-какие трюки, выполнявшиеся домашним способом. Я сыграл ему все роли, и он хватал мои намеки на лету. Метерлинк, подобно Чехову, оказался сговорчивым. Он легко увлекался тем, что казалось ему удачным, и охотно фантазировал в подсказанном направлении.

- Попробуем ответить на вопросы:

- Как вы представляете себе характер М. Метерлинка?

- Что вы можете сказать о Станиславском?

- Предположите, о чем расскажет вам пьеса «Синяя птица»?


Пьеса Мориса Метерлинка написана в духе символизма. Как вы думаете, что такое символизм? Предполагаем ответ.

Информация для учителя:

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. … Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную" или трансцендентную Красоту, символисты выразили … тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений.

Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб….

Современная энциклопедия. 2000.

Попробуем прочитать стихотворение Л.Н. Гумилёва «Слово» и снова ответить на вопрос: что же такое символизм?



Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.


И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.


А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.


Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.


Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.


Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

1921

- Как вы думаете, для чего служил символизм?

- Что являлось главным в произведениях, написанных в духе символизма?

- Попробуем еще раз ответить на вопрос: как вы думаете, о чём пьеса Мориса Метерлинка «Синяя птица» (предположите).

- Можем ли мы сказать, что пьеса Мориса Метерлинка похожа на самого М. Метерлинка в его восприятии Станиславским – совсем не то, чем кажется изначально? Почему?

- Почему символизм появился в годы социальных потрясений?

- Можно ли назвать вопросы, поднимаемые символистами «вечными»?

- Какие символы, на ваш взгляд, должны присутствовать в произведениях, написанных в духе символизма? Попробуйте перечислить.


III. Итог урока.

Мы сделали вывод о том, что символизм – это попытка сказать сразу о многом с помощью ограниченного количества слов-символов.


IV. Домашнее задание

К следующему уроку мы читаем первую главу пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица».




© ООО Баласс, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!