1. | Организационный (1 мин.) | Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку | Проверяют свою готовность к уроку | Личностные: - мотивация к познанию. Познавательные: - осознание необходимости новых знаний, формулировка темы урока; - самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; - выбор источников информации, поиск информации; - анализ и обобщение фактов и явлений; - выявление причинно-следственных связей. Регулятивные: - определение и формулировка цели деятельности; - составление плана по решению учебной задачи; - осуществление действий по его реализации; оценка своей работы; - соотнесение результатов деятельности с целью урока. Коммуникативные: - организация учебного взаимодействия в группах; - владение монологической и диалогической речью; - умение доносить свою позицию до других. |
2. | Актуализация знаний. Постановка цели урока. (4 мин) | Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами уже изучили природу нескольких регионов России. - С какими физико – географическими районами мы познакомились? - Прошу выйти к карте и показать эти районы. - К какой части света эти регионы относятся? - Теперь нам предстоит начать изучение ее Азиатской части. В поэме А. Твардовского «За далью – даль» (слайд 1) говорится: «Урал! Невольною печалью Я отдаю прощенью дань… А за Уралом – Зауралье, И там своя, иная даль…» - Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? - Итак, как же звучит тема нашего урока? - Запишите тему урока в тетрадь. «Западно-Сибирская равнина. Особенности природы» (слайд 2) «Неведомая, дикая, седая Медведицею белою Сибирь, За камни, за Уралом пропадая, Звала, звала меня в неведомую ширь. Что в этой шири, где конец раздолью, А может быть, и нет у ней конца, Но к ней тянулись за вольготной долей Отчаянные русские сердца» - Действительно, изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадаем в восточную, азиатскую часть нашей необъятной страны. А что мы знаем о Западной Сибири? Откуда появилось такое название? Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной. Возможно это слово произошло от слова «Сибир» (шибур) - названия группы финно-угорских народов, населяющих эту территорию, а может от монгольского слова «Шибир», означающего болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингиз-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги. В конце 15 века русские проникли на Иртыш, а на рубеже 15-16 веков в низовье Оби. С похода, какого землепроходца в 1581 – 1584 годах началось быстрое освоение и заселение русскими Сибири? (Ермак) Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные области. М.В.Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладом богатств. Давайте сформулируем цель нашего урока.(дети вместе с учителем формулируют цель урока) - А что мы с вами знаем о Западной Сибири? Запишите свои сведения о Западной Сибири в левую колонку таблицы. (приложение 1) | Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы: Отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока. Учащиеся показывают на карте районы – Русскую равнину, Северный Кавказ и Урал. Это Европейская часть нашей страны. Ответы учащихся - Западная Сибирь. Природа Западной Сибири. Формулируют цель урока: Изучить особенности Западно-Сибирской равнины. Учащиеся заполняют таблицу (приложение 1) |
3. | Изучение нового материала (30 мин) | А теперь давайте забудем, что Западная Сибирь уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами. Предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей, я буду вашим научным руководителем, а наши гости экспертами ученого совета, на котором нам с вами предстоит озвучить наши результаты исследований. Наша цель – выявить уникальные черты природы Западной Сибири и ответить в конце урока на вопрос: Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий? (вопрос записывается на доске) А для этого что мы должны изучить? Но, прежде, чем приступить к изучению данного объекта, нужно знать его точны адрес, т.е. географическое положение. Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи: - на севере – береговая линия Карского моря (сл.3); - на юге – подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Кузнецкого Алатау, Салаирского Кряжа) (сл.4); - на западе – восточнее предгорий Урала,(сл.5) - на востоке – долина р. Енисей,(сл.6). Протяженность с З на В -1000-2000 км(расширяясь к югу), и С С на Ю - 2500 км.(сл.7) Очертания равнины имеют форму - трапеции. В северной части равнину пересекает северный полярный круг. Какие черты географического положения равнины мы можем выделить? Мы отправляемся в путешествие и начинаем работать. Для выполнения работы вы разделились на группы. Я выдаю вам инструктажи и маршрутные листы. У каждой группы на маршрутном листе указан вопрос, на который вы должны будете дать ответ по итогам своего исследования. На работу отводится 10 минут. Учащиеся отчитываются о проделанной работе. | Ответы учащихся – рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Записывают в тетради ГП Западносибирской равнины По карте определяют, какую геометрическую фигуру напоминают очертания равнины? Выделяют черты ФГП: 1 – удаленность от Атлантического и Тихого океанов; 2 – открытость к Северному Ледовитому океану; 3 – большая протяженность по широте и долготе; 4 – расположенность в умеренных широтах. Включение в деятельность в группах: сбор, поиск материала. Выступление учащихся от каждой группы. | |
4. | Подведение итогов (2 мин) | Мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. Готовы ли вы ответить на наш вопрос «Может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?» Западная Сибирь – ее необъятные просторы, ее бескрайняя тайга, ее богатые природные ресурсы, ее плодородные земли степей – все это наша Родина. Ее нельзя не любить! Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живет в волшебных словах наших писателей и поэтов. Вот такие слова написал об этой равнине поэт И. Фролов: Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади. Равнина – на север, Равнина – на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой-то гигантский утюг. | Учащиеся дают ответы на вопрос. | |
5. | Закрепление и обобщение новых знаний. (4 мин.) | Для закрепления изученного материала я предлагаю вам поработать с карточками. Вставьте пропущенные слова в предложения (приложение 2). Для обобщения новых знаний я прошу вас составить синквей. СИНКВЕЙ – пятистишие: 1 строка – главное слово 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – крылатая фраза, утверждение 5 строка – существительное-синоним, который выражает суть слова | Учащиеся заполняют карточки (приложение 2) Учащиеся составляют синквей. | |