Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» с.Дубовка
Краткая аннотация.
Урок разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы по теме «Круговые диаграммы» по учебнику «Математика, 5 класс» Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурд, издательство «Мнемозина», М-2013. Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Урок имеет практическую направленность. Использование на уроке ИКТ делает его более наглядным и доступным для учащихся. На уроке используются фронтальная и индивидуальная формы обучения.
Задачи.
УУД: К – коммуникативные; П – познавательные, Р – регулятивные, Л - личностные.
Предварительная работа учащихся. Собрать информацию по следующим вопросам: 1) национальный состав класса; 2) сведения о количестве классов начальной школы, классов среднего звена, классов старшего звена школы; 3) любимые учебные предметы в классе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Длительность этапа |
предметные | УУД |
1.Организационный момент. Цель: создать благоприятный психологический настрой учащихся; создать условия для формирования внутренней потребности к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок со следующих слов: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий» (слайд 1). Как вы думаете, почему? | Слушают учителя Примерные ответы: «Сегодня нам надо будет искать ответы на новые, неизвестные для нас вопросы», «Чтобы найти ответ на вопрос или чтобы что-то сделать, надо хорошо подумать, найти свой способ решения» и т.д. | | К – уметь оформлять свои мысли, предполагать П- уметь находить ответ на вопрос | 1 минута |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формулирования новой темы; организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение; | На экране – слайд №2. Выполнить задание и отгадать зашифрованное слово - Какое слово получилось? - А что такое диаграмма? Какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответ на вопрос? - Попробуйте сформулировать цель урока | Выполняют задание, отвечают на поставленные вопросы - Диаграмма Возможный ответ учащихся: «Рисунок» - Сетью Интернет. - Энциклопедией (ищут информацию, дают ответ «Изображение, рисунок, графическое представление данных)» (слайд 3) Формулируют тему и цель (слайд 4) | Учащиеся должны владеть информацией о градусной мере развёрнутого угла, об алгоритме нахождения числа по его проценту и процента от числа Учащиеся должны понять суть определения, выявить существенное, главное | П – уметь ориентироваться в своей системе знаний, Р- контроль и оценка результатов деятельности Л – уметь прислушиваться к мнению своего товарища, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения | 4 минуты |
3. Постановка цели и задач урока | Коррекция и уточнение темы, цели урока | Слушают, записывают тему урока в тетрадь | | | 1 минута |
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. Цели: выявить затруднения и пути выхода из создавшейся ситуации; организовать учащихся для составления плана действий | - Составьте круговую диаграмму по условию следующей задачи: «В детском саду нашего села часть детей посещают младшую группу, часть – старшую группу, а остальные – подготовительную группу. Построить круговую диаграмму» (слайд 4 ) - Вся ли необходимая информация есть у нас? Что ещё надо знать? | Слушают - Необходимо знать общее количество детей, сколько детей посещают каждую из групп. Ещё надо знать, какие углы надо откладывать | Учащиеся должны понять, каких элементов недостаёт в условии данной задачи | К – умение слушать, высказывать свою точку зрения Р – уметь проговаривать последовательность действий н уроке, высказывать предположение | 2 минуты |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: уточнить цели действий учащихся, определить алгоритмы, модели, правила | Учитель организует деятельность учащихся Даёт дополнительную информацию об общем количестве детей и количестве детей в каждой группе (слайд 4) | Читают текст учебника (стр. 256-257), задают вопросы, отвечают на вопросы, поставленные учителем. Работают в группах, строят круговую диаграмму, опираясь на полученные знания Сравнивают свой результат с правильным, вносят коррективы в свою работу (слайд 5 ) | Учащиеся должны знать правило нахождения процентов от числа, часть от числа, выполнять необходимые действия, иметь высокий уровень вычислительных навыков, владеть практическими навыками построения различных углов нужной градусной меры | П – поиск и выделение необходимой информации, Р – планирование своей будущей деятельности, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, внесение необходимых коррективов | 5 минут |
6. Физминутка Цель – смена видов деятельности | Создаёт условия для отдыха | Выполняют под руководством своего товарища | | Л – осознание ценности здоровья | 1 минута |
7. Первичное закрепление. Реализация построенного проекта. Цели – реализовать проект в соответствии с выработанным планом, алгоритмом; закрепить новые знания при решении, уметь использовать новые знания на практике | Организует реализацию проекта. - Ребята, вчера вы получили задание собрать необходимую информацию по своей теме. Сейчас вам надо переработать эту информацию так, чтобы вы смогли построить круговую диаграмму | Выполняют задание в группах. Обрабатывают собранную предварительную информацию, выполняют необходимые вычисления, строят диаграмму. | Уметь применять алгоритм построения круговых диаграмм, анализировать и проверять полученный результат, читать диаграммы | К – вырабатывают коллективное решение Р- анализируют информацию, соизмеряют с конечным результатом | 10 минут |
8. Защита выполненных проектов Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, выяснить причину их появления, коррекция выявленных пробелов, обеспечить закрепления в памяти детей знаний и способов действий | Предлагает выступить группам учащихся с защитой проектов | Выступают, показывают результаты своей работы (на А4), дополняют друг друга (слайды 6-8) | Учащиеся должны уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, владеть полученной информацией | Р – сверяют свой результат с правильным, осуществляют итоговый контроль по результату своей деятельности. Л – осознание ответственности за общее дело | 12 минут |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока. Цели: организовать детей на высказывание своего мнения о своей деятельности и деятельности учебного коллектива на данном уроке | Организует рефлексию учащихся. - Ребята, оцените свою работу на уроке и результаты урока для себя, используя сигнальные кружки: зелёный – «Вопросов по новой теме нет. Я всё понял. Справился без проблем», жёлтый – «Мне есть над чем ещё надо работать», красный – «Я мало что понял. Приду на дополнительные занятия. Поработаю с материалом учебника». Не забудьте показать своё настроение с помощью смайлика -улыбающийся, безразличный, унылый. Проговаривает домашнее задание: стр.256-257 учебника, практическое задание «Составить круговую диаграмму распределения своей занятости в течение суток». | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение об уроке, выясняют, над чем им необходимо ещё поработать (слайд 9 ). В тетрадях делают пометки -сигнальные кружки (в том числе и напротив той части выполненных заданий, которые вызывали наибольшее затруднение) | | К – умение слушать и вступать в диалог, уметь самостоятельно анализировать свои действия Р – контроль и оценка своей деятельности в рамках данного урока П – построение речевого высказывания | 4 минуты |
«Математика, 5 класс», Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, издательство «Мнемозина», М-2013