-
| ФИО (полностью) | Ибрагимова Минзифа Зайдулловна |
-
| Место работы | МБОУ Кзыл-Тауская средняя общеобразовательная школа им.М.Х.Гайнуллина» |
-
| Должность | Учитель информатики и математики |
Предмет: информатика и ИКТ.
Класс: 9.
Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11классы. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы/[авт.-сост. Л.Л Босова]
Тема урока: Компьютерное представление текстовой информации.
Практическая работа «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе».
Учебник : Семакин, информатика и ИКТ
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.
Методы обучения:
наглядные;
словесные;
письменные.
Задачи:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Предметные результаты:
Знать:
Уметь:
Метапредметные результаты:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе;
умение осознанно строить речевое высказывание;
умение вести самостоятельную работу с материалом учебника;
формирование способности регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные образовательные результаты:
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор, экран;
MS Office Word 2007;
доступ в Интернет;
пакеты дополнительного материала для учеников (раздается таблица кодировки ASCII).
15. Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель: Вспомните. Чем мы занимались на последних уроках информатики?
Какие коды мы еще знаем, вспомните, какими способами мы шифровали информацию? (обсуждаем ответы)
На слайде азбука «Морзе» (слайд 2)
Сколько знаков используется в данном коде?
Какие это знаки?
Что это вам напоминает?
Заменим «●» – на «0» , «▬» – на «1»
Давайте зашифруем слово «память»:
п | а | м | я | т | ь |
● ▬ ▬ ● | ● ▬ | ▬ ▬ | ● ▬ ● ▬ | ▬ | ▬ ●● ▬ |
0110 | 01 | 11 | 0101 | 1 | 1001 |
А теперь запишем шифровку в строчку: ● ▬ ▬ ●● ▬ ▬ ▬ ● ▬ ● ▬ ▬ ▬ ●● ▬ |
или в двоичном коде: 01100111010111001 |
Таким образом, получили двоичный код слова «память»
А теперь попробуем расшифровать следующий код: 001010111101
● ● ▬ ● ▬ ●▬ ▬ ▬ ▬ ● ▬
Кто справился? У кого нет ответа?
Учитель:Что вы не смогли сделать?
Учитель:Рассмотрите это задание. Что мешает вам расшифровать его?
С остальными буквами ситуация не легче.
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Учитель: Значит в чем причина затруднения?
Учитель: Сформулируйте цель урока.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Запишите в тетрадь число и тему урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Что вам может помочь в достижении цели?
Учитель: Составьте план действий.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Историческая справка (слайд 3, 4)
Учитель: А что происходит, когда символ выводится на экран монитора?
(слайд 5)
Учитель: А если много символов подряд вводится? Компьютер также как и мы запутается, но мы знаем, что компьютер – бездумный исполнитель алгоритмов. Как же ему помочь?
Учитель: Если мы сделаем длину кода (количество двоичных цифр в коде) постоянной?
Например, код символа “d” – 1100100 (7 цифр)
“я” – 11101111 ( 8 цифр)
Как можно сделать одинаковую длину? Какая длина должна быть?
Почему?
Учитель:Запомнить! Цепочка из 8 «0» и «1» называется БАЙТ. (слайд 6)
Учитель:Что нужно сделать с кодами длина которых меньше 8-ми? Если мы к любому десятичному числу припишем слева «0» или несколько нулей, оно измениться?
Учитель:А код – это тоже число, только двоичное. Можем дописать столько «0», сколько не хватает до 8-ми цифр.
Тогда код символа “d” – 01100100 (8 цифр). (слайд 7, 8)
Учитель:Теперь осталось определить какой код – какому символу соответствует. Для этого была создана кодовая таблица ASCII(American Standard Code for Information Interchange). В таблице каждому символу компьютерного алфавита (т.е. символы, которые можно набрать с помощью клавиатуры ) ставится в соответствие двоичное число. (слайд 9, 10)
Учитель: Кодовая таблица в система Windows (слайд 11)
Учитель:Теперь компьютер может поделить весь двоичный код на группы по 8 символов и бездумно декодировать их.
Учитель:Знакомимся с другими таблицами кодировки: кодировка русского алфавита, таблица кодировки Unicode, таблицы кодировки русскоязычных символов (слайд 12, 13, 14, 15).
Учитель:Кодирования символов в различных таблицах (слайд 16)
6. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: Задание 1. Закодировать с помощью ASCII-таблицы: "Информатике учиться всегда пригодится".
Включение в систему знаний и повторение.
Задание 2. Декодировать с помощью ASCII-таблицы:
11010000 10010100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111110 11010000 10110011 11010001 10000011 100000 11010000 10111110 11010001 10000001 11010000 10111000 11010000 10111011 11010000 10111000 11010001 10000010 100000 11010000 10111000 11010000 10110100 11010001 10000011 11010001 10001001 11010000 10111000 11010000 10111001 101100 100000 11010000 10110000 100000 11010000 10111000 11010000 10111101 11010001 10000100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111100 11010000 10110000 11010001 10000010 11010000 10111000 11010000 10111010 11010001 10000011 100000 101101 100000 11010000 10111100 11010001 10001011 11010001 10000001 11010000 10111011 11010001 10001111 11010001 10001001 11010000 10111000 11010000 10111001
Рефлексия деятельности
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Домашнее задание произвести кодирование стихотворения из 4-х строк (до 100 символов), п. 3.1. (слайд 19)
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий, например, демонстрация ЭОР) | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | 1 | Приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | 2 |
2 | Актуализация знаний | 2
1 | Вспомните. Чем мы занимались на последних уроках информатики? Какие коды мы еще знаем, вспомните, какими способами мы шифровали информацию? (обсуждаем ответы) На слайде азбука «Морзе» (слайд 2) Сколько знаков используется в данном коде? Какие это знаки? Что это вам напоминает? Заменим «●» – на «0» , «▬» – на «1» Давайте зашифруем слово «память»: п | а | м | я | т | ь | ● ▬ ▬ ● | ● ▬ | ▬ ▬ | ● ▬ ● ▬ | ▬ | ▬ ●● ▬ | 0110 | 01 | 11 | 0101 | 1 | 1001 | А теперь запишем шифровку в строчку: ● ▬ ▬ ●● ▬ ▬ ▬ ● ▬ ● ▬ ▬ ▬ ●● ▬ | или в двоичном коде: 01100111010111001 | Таким образом, получили двоичный код слова «память» А теперь попробуем расшифровать следующий код: 001010111101 ● ● ▬ ● ▬ ●▬ ▬ ▬ ▬ ● ▬ Кто справился? У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? Рассмотрите это задание. Что мешает вам расшифровать его? С остальными буквами ситуация не легче. Значит в чем причина затруднения? Сформулируйте цель урока. Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь число и тему урока. Что вам может помочь в достижении цели? Составьте план действий. Историческая справка (слайд 3, 4) | 1.Узнали, что всякая информация в ПК представляется в виде «0» и «1», т.е. в двоичном коде 2. Азбука Морзе, числа. Два «точка» и «тире» Два символа -двоичный код «урок» Мы не смогли расшифровать слово одним способом. Первой буквой может быть Е (● ), И(● ●) , У(● ● ▬ ), Ф(● ● ▬ ● . Много кодов подходит, потому что не знаем длины кода, она всегда разная, посмотрим таблицу : длина ровна от 1 до 6 узнать как кодируются текстовая информация в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации Изученное на прошлом уроке. Чтобы кодировать информацию нужно сделать одинаковую длину кода | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | 6
|
3 | Проблемное объяснение нового знания |
1
| Что происходит в компьютере, когда мы нажимаем какую-либо клавишу на клавиатуре? А что происходит, когда символ выводится на экран монитора? (слайд 5) А если много символов подряд вводится? Компьютер также как и мы запутается, но мы знаем, что компьютер – бездумный исполнитель алгоритмов. Как же ему помочь? Если мы сделаем длину кода (количество двоичных цифр в коде) постоянной? Например, код символа “d” – 1100100 (7 цифр) “я” – 11101111 ( 8 цифр) Как можно сделать одинаковую длину? Какая длина должна быть? Почему? Запомнить! Цепочка из 8 «0» и «1» называется БАЙТ. (слайд 6) Что нужно сделать с кодами длина которых меньше 8-ми? Если мы к любому десятичному числу припишем слева «0» или несколько нулей, оно измениться? А код – это тоже число, только двоичное. Можем дописать столько «0», сколько не хватает до 8-ми цифр. Тогда код символа “d” – 01100100 (8 цифр). (слайд 7, 8) Теперь осталось определить какой код – какому символу соответствует. Для этого была создана кодовая таблица ASCII(American Standard Code for Information Interchange). В таблице каждому символу компьютерного алфавита (т.е. символы, которые можно набрать с помощью клавиатуры ) ставится в соответствие двоичное число. (слайд 9, 10) Кодовая таблица в система Windows (слайд 11) Теперь компьютер может поделить весь двоичный код на группы по 8 символов и бездумно декодировать их. Знакомимся с другими таблицами кодировки: кодировка русского алфавита, таблица кодировки Unicode, таблицы кодировки русскоязычных символов (слайд 12, 13, 14, 15). Кодирования символов в различных таблицах (слайд 16) Задание. Декодировать текст с помощью кодовой таблицы ASCII 111 109 112 117 116 101 114 (слайд 17) Задание. Работа в текстовом редакторе MS Word (слайд 18) | Происходит кодирование нажатого символа при помощи двоичного кода и запись полученного кода передается в оперативную память. Происходит обратный процесс – декодирование (в памяти двоичный код , а на экране символ ) Надо выбрать максимальную из возможных длин (8). Чтобы было возможно закодировать символы код которых имеет длину 8. Нет. Обучающимся раздаются соответствующие кодовые таблицы, декодируют текст и получают computer. Обучающиеся выполняют задание на компьютере в MS Word. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | 16
|
|
| | Физическая минутка. |
|
|
|
4 | Закрепление
| 2 | Практическое задание выполняется Задание 1. Закодировать с помощью ASCII-таблицы: "Информатике учиться всегда пригодится". Задание 2. Декодировать с помощью ASCII-таблицы: 11010000 10010100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111110 11010000 10110011 11010001 10000011 100000 11010000 10111110 11010001 10000001 11010000 10111000 11010000 10111011 11010000 10111000 11010001 10000010 100000 11010000 10111000 11010000 10110100 11010001 10000011 11010001 10001001 11010000 10111000 11010000 10111001 101100 100000 11010000 10110000 100000 11010000 10111000 11010000 10111101 11010001 10000100 11010000 10111110 11010001 10000000 11010000 10111100 11010000 10110000 11010001 10000010 11010000 10111000 11010000 10111010 11010001 10000011 100000 101101 100000 11010000 10111100 11010001 10001011 11010001 10000001 11010000 10111011 11010001 10001111 11010001 10001001 11010000 10111000 11010000 10111001 | выполняется в группах, каждой группе необходимо закодировать слово, затем расставить полученные слова так, чтобы получилось предложение). В группе договариваются кто будет вводить правильный ответ в интеллектуальную карту | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усвоенного содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | 16 |
5 | Итог урока (рефлексия деятельности) | 2 1 | - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Домашнее задание произвести кодирование стихотворения из 4-х строк (до 100 символов), п. 3.1. (слайд 19) | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | 5 |
Приложение 1
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»