Технологическая карта урока литературного чтения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент Проверка д/з:
Речевая разминка | Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем… Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Теперь посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения. Мы рады встрече с вами, друзья, Наверное, встретились мы не зря. Мы будем учиться сегодня читать, исследовать, сравнивать и рассуждать. - Приготовились к проверке д/з Выразительное чтение стихотворения Б.Заходера «Плачет киска»…, - Какое горе приключилось у киски? И.Пивоваровой «Жила-была собака»… - У вас дома есть собака? - Как вы за ней ухаживаете? Вот у теплой печки кот Песенку свою поет? День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко, Мур, мур, мур - Прочтите стихотворение медленно. - Прочитайте весело, с мурлыканьем. | Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся. Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» Читают по очереди выразительно стихотворения, делают вывод. произносят стихотворение медленно, весело, с мурлыканьем. | Личностные: положительный эмоциональный настрой на урок. |
Самоопределение к действию | - Начинаем урок ПОЭЗИИ. - Произведения какого жанра будем читать? (стихи) - Что такое стихотворение? (это небольшое поэтическое произведение в стихах) - Чем отличается стихотворение от прозы? (рифмой, ритмом) - Чем может быть полезен для Вас урок ПОЭЗИИ? (слайд ) Для меня урок ПОЭЗИИ – это …. - новое открытие; - встреча с новыми героями; - работа над выразительным чтением; - радость общения; - встреча с поэтом; - интерес к чтению; - эмоции, переживания; - отношение к герою. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно |
III. Актуализация знаний. | - Как люди называют животных? Наши меньшие братья - Почему животных называем нашими меньшими братьями? (Животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь. Они наши соседи и земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь. Животные доставляют человеку радость общения) - Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке? Я думаю, что будем говорить о животных;…. (слайд ) - Верно, мы продолжаем изучать раздел «О братьях наших меньших». - Какие произведения мы прочитали о животных? ( кто кем становится, плачет киска в коридоре, жила-была собака) Вывод: А что объединяет все произведения? (дружба людей и животных; проблема: люди не всегда обращаются к животным, как к меньшим братьям) | Отвечают на вопросы, делают выводы | Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно |
IV. Постановка темы урока и задач. | -Ребята, вы дома выполняли творческое задание. вам нужно было найти отрывки из стихотворений Валентина Берестова и заучить их. Вы готовы? мы вас сейчас послушаем. - Кто автор этих стихотворений? - Что объединяет эти стихи? ( они о животных) Валентин Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей. Позже – для детей школьного возраста и взрослых. Первая книга вышла для детей и называлась "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад». Вывод: У нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством поэта на страницах учебника «Литературное чтение» 2) – Могут ли дружить животные? О дружбе животных расскажет нам В. Берестов в произведении «Кошкин Щенок» (слайд ) | Читают по очереди выученные стихи. Просматривают презентацию Отвечают на вопросы | Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно |
Физкультминутка | Кошечка проснулась, Сильно потянулась Выпрямила спинку, шейку, И уселась на скамейку | | |
V. Знакомство со стихотворением «Кошкин щенок» 1) Прогнозирование содержания по названию. | - Итак, давйте познакомимся со стихотворением Валентина Берестова «Кошкин Щенок» - Прочитайте название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. - Как вы думаете, о чём это стихотворение? - Кто главные герои? - Слушайте внимательно, после чтения мной этого стихотворения, будем делиться своими впечатлениями. 2) Прослушивание стихотворения «Кошкин щенок» (слайд ) - Понравилось вам стихотворение? - Какие чувства вы испытывали при прослушивании? - Что показалось смешным, забавным?/ что у кошки сынок щенок) | | Познавательные УУД: умение строить свои высказывания |
VI. Анализ произведения.
Разминка для глаз | 1) А сейчас мы проведем «Жужжащее чтение» - 2) Словарная работа (знак «Работа в парах»). Соедините стрелкой понятие и его значение (слайд ) Приёмный сын | содержащее себя в чистоте, опрятный; | Чистоплотное животное | усыновлённый сын; | Верзила | колыхаться, производить всплеск; | Плескайся | полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. | Дремлет | высокий и нескладный человек; | Самопроверка: Приёмный сын – усыновлённый сын; Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный; Верзила – высокий и нескладный человек; Плескайся – колыхаться, производить всплеск; Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Вывод: для чего нужна была словарная работа? (чтобы понятен был текст) 2) Выборочное чтение - (слайд ) 1 : Каким был щенок? Дети: Очень милый, очень скромный, Очень ласковый сынок. 2 : Как кошка ухаживала за ним? Дети: Без воды и без мочала Кошка сына умывала; Вместо губки, вместо мыла Язычком сыночка мыла. Быстро лижет язычок шею, спинку и бочок. 3: Какой была кошка – мать? Дети: Кошка-мать - животное Очень чистоплотное. 4: Каким стал сынок? Дети: Но подрос Сынок приёмный, И теперь он пёс огромный. 5: С какими трудностями встретилась кошка – мать? Дети: Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу. На громадные бока Не хватает языка. Чтобы вымыть шею сыну, Надо влезть ему на спину. - Ох, - вздохнула кошка-мать,- Трудно сына умывать! 6: Какой выход нашла кошка – мать? Дети: Сам плескайся, сам купайся, Сам без мамы умывайся. - Чем закончилось стихотворение? Дети: Сын купается в реке. Мама дремлет на песке. Вывод: для чего нам необходима эта информация? (для составления характеристики главных героев) - | самостоятельно дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова. Соедините стрелкой понятие и его значение Каждый слушает вопрос учителя и ищет ответ в учебнике и читает эти строки | Познавательные: поиск информации в учебной книге. Личностные: учёт позиции собеседника. Коммуникативны е: работа в парах. |
Составление характеристики героя («Работа в паре») | - Каким был щенок? Какой была кошка – мать? (слайд ) На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок | Самостоятельная работа со словами. - Проверяем: Щенок: ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный. Кошка – мать: заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок. Проверь работу (слайд ) Кошка - мать | Щенок | заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок. | ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный. | - Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный) - Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные) - Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын) Вывод: Такие отношения бывают между близкими, родными людьми, даже если дети приёмные. | Берут карточки со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Делят слова на 2 группы: закрашивают каждую группу цветным карандашом. Делают вывод | Личностные: учёт позиции собеседника. Коммуникативны е: работа в парах. Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
VII. Итог. | 1) - Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…) Докажите. - Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? - Какова идея автора? (показать, что…) - Придумайте своё название («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок») - Какой вывод мы сделаем? Вывод: Щенок и кошка могут дружить, заботиться друг о друге и даже жить вместе. 2) Выразительное чтение стихотворения. - Что показалось смешным, забавным в стихотворении? (у кошки щенок) - Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…) - Значит при чтении нужно передать передать все чувства, и характер стихотворения | Подводят итог урока, высказывают свое мнение, свои впечатления | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
VIII. Рефлексия (слайд ) | - Какую цель перед собой ставили? - Дай оценку своей деятельности на уроке: | Отвечают на вопрос Дают оценку своей деятельности на уроке | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
IX. Д/З (слайд ) | - Подготовить выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок», нарисовать иллюстрацию. Спасибо за урок. | записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
Заключительное слово учителя | Кто любит животных, тот долго живёт. И молодость в нём никогда не умрёт. Кто кошке с собакой даст в доме приют, Тому в душе будет покой и уют. Проверено жизнью, известнейший факт, Погладишь собаку – отступит инфаркт, Где «меньшие братья» - в семье доброта. Без них одиноко, вокруг – пустота. Они ежедневно нам радость дают, Быть преданным другом пример подают. | | |