СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Техника безопасности на производстве. Оказание первой помощи при поражении электрическим током».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

урока производственного обучения

по профессии:

«Машинист на открытых горных работах»

 

Просмотр содержимого документа
««Техника безопасности на производстве. Оказание первой помощи при поражении электрическим током».»




КГБПОУ «Техникум горных разработок имени В.П. Астафьева»










Мастер п/о: Домоводова Е.Б.






Тема урока:


«Техника безопасности на производстве.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током».


























Методическая разработка

урока производственного обучения

по профессии:

«Машинист на открытых горных работах»



Разработала мастер п/о: Домоводова Е.Б.



«Не стыдно не знать, стыдно не учиться!»

Поговорка

Тема урока: Техника безопасности на производстве. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. (Слайд №1)

Тип урока: Изучение нового материала

Профессия: Машинист на открытых горных работах

Место проведения: Филиал ОАО «СУЭК-Красноярск» «Разрез-Бородинский» (учебный комбинат)

Цель урока: ознакомить обучающихся с правилами техники безопасности на производстве, при работе с электрическим током. (Слайд №2)

Задачи: (Слайд №2)

- ознакомить обучающихся с техникой безопасности на производстве, при работе с электрическим током; формировать у обучающихся представление о приемах оказания первой помощи при поражении электрическим током;

- систематизировать полученные знания по оказанию первой помощи, при поражении электрическим током;

- воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за соблюдение требований безопасности на производстве; воспитывать самостоятельность, интерес к профессии, умение работать в команде.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный

Оборудование: презентация в Power Point, робот-тренажер «Гоша», видеоролик по ТБ.

Структура урока (Слайд №3)

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Введение в тему урока

4.Изучение нового материала

5.Закрепление пройденного материала

6.Итого урока

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока, формы его проведения.

II. Актуализация опорных знаний

-Что вы понимаете под словом травма?

-Что называется производственной травмой?

-Что называется опасным производственным фактором? и т.д.

-Вредный производственный фактор – это…

-Травмы подразделяются на:… и т.д.


III. Введение в тему урока

Загадка

Он бежит по проводам, и не виден никогда.

Лампочки он зажигает, и приборы оживляет.

Телевизор, холодильник, всё, всё, всё и кипятильник.

Но он строг, с ним не шути, лучше всё же обойти.

Может взять, да и изранить, иль обжечь, что не исправить.

Кто такой бежит в цепи, но не лезь и не смотри! (Электричество)


Известно, что электрический ток может быть не только полезен для человека, но и представлять для нас серьёзную опасность. Каждый год от поражения электрическим током гибнет около 30 тыс. человек. Сухая статистика цифр, а за ней чьи-то слезы, крушения надежд и человеческих жизней.

Мы не представляем свою жизнь без холодильника, телевизора, компьютера. Электричество прочно вошло в нашу жизнь, стало обыденным явлением. И мы со временем становимся беспечными, забыв о том, какую опасность таит электрический ток.

IV. Изучение нового материала

1. Опасность поражения электрическим током

Итак, тело человека способно проводить электрический ток. Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную нервную систему, тем самым, нарушая дыхание и сердечную деятельность.

При поражении электрическим током можно получить электрический ожог, механическую травму и ослепление электрической дугой. Поражения электротоком (Слайд №4,Слайд № 5) может возникнуть непосредственно при контакте с токоведущими частями и на расстоянии через воздух и землю, под действием тока высокого напряжения.

Самым опасным для человека является - поражение сердца. (Слайд №6) Нужно помнить, что по истечении 4 минут остановившееся сердце уже невозможно заставить биться даже с помощью самого совершенного дефибриллятора.

Степень этих нарушений и тяжесть поражения зависят от различных факторов: (Слайд №7) напряжения и силы тока, продолжительности его действия на организм, величины сопротивления ему тканей организма, физического и психического состояния человека.

Опасность поражения электрическим током усугубляется еще и тем, что: (Слайд №8)

-ток не имеет внешних признаков;

-воздействие тока на человека приводит к серьезным нарушениям дыхания, функций нервной системы, сердца;

-ток способен вызвать интенсивные судороги мышц, приводящие к не отпускающему эффекту, то есть человек не может самостоятельно освободиться от его воздействия;

-воздействие тока вызывает у человека потерю сознания.

Различают четыре степени электрических ударов:

I степень — судорожное сокращение мышц без потери сознания;

II степень — судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимся дыханием и работой сердца;

III степень — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (либо того и другого вместе);

IV степень — клиническая смерть, то есть отсутствие дыхания и кровообращения.


Действие электрического тока бывает: (Слайд №9)


1. Тепловое действие тока - ожоги определённых участков, нагрев кровеносных сосудов, крови, нервов.

2. Электролитическое действие тока - разложение крови и других органических жидкостей.

3. Биологическое - раздражение и возбуждение живых тканей организма, судороги скелетных мышц, в том числе мышц сердца и лёгких.

4. Механическое действие тока - разрыв тканей.


Может быстро наступить мнимая смерть (остановка дыхания и сердца), но её нельзя рассматривать, как истинную смерть. (Слайд №10) Поэтому, во всех случаях, после оказания первой медицинской помощи, пострадавшего необходимо направить в медицинское учреждение.

Согласно статистике, 75-80% смертельных поражений электрическим током происходит в установках до 1000 В., а это как раз то напряжение, с которым работает машинист экскаватора, но есть и свыше, 6000 В., с которым также приходится ежедневно ему сталкиваться.

Поражение током чаще всего происходит во время проведения ремонтных работ на экскаваторе, при неправильном пользовании электроприборами и оборудованием (электродвигатели, трансформаторы, выпрямители и т.п.)

Большую опасность для людей представляет близость экскаваторов к голым проводам воздушных линий.

В случае неправильного действия машиниста экскаватора, при подъеме, или повороте стрелы, тросы стрелы могут задеть за голый провод линии, что повлечет появление электрического напряжения на всем металлическом корпусе экскаватора, а люди, соприкасающиеся с тросом, или корпусом машины, стоя на земле, попадут под фазное напряжение электросети и будут поражены электрическим током. Поэтому, работа на экскаваторах, непосредственно под проводами любого напряжения, запрещается.

Все работы, связанные с монтажами и демонтажами экскаваторов, производить только при полном снятии напряжения, независимо от того, к какому напряжению подключены электроустановки. Также, необходимо оградить то место, где ведутся работы, для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям.

Работа и перемещение экскаваторов, вблизи проводов воздушных линий, в связи с ее опасностью, производятся под непосредственным руководством инженерно-технического персонала.

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются - незнание и не соблюдение правил техники безопасности, технические неисправности электрооборудования и т.п.

2.Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током (Слайд №11-17)

- Пострадавшего необходимо немедленно освободить от действия тока и оттащить от источника тока.

При этом, необходимо соблюдать меры личной предосторожности: использовать резиновые перчатки, сапоги, галоши, резиновые коврики, подстилки из сухого дерева, деревянные сухие палки и т.п.

-Тщательно осмотреть пострадавшего. Если поражённый электрическим током потерял сознание, но дыхание и пульс сохранены, необходимо после освобождения от действия тока на месте поражения освободить стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой. Если поражённый пришёл в сознание, ему нужно обеспечить полный покой и вызвать скорую помощь.

Но бывает и так, что состояние больного ухудшается – появляются сердечная недостаточность, частое прерывистое дыхание, бледность кожных покровов и наступает клиническая смерть. В таких случаях, если помощь оказывает один человек, он должен тут же приступить к выполнению искусственного дыхания «изо рта в рот» и одновременно осуществлять непрямой массаж сердца.

Если есть помощник, то оказание первой помощи проводят двое. Один производит искусственное дыхание, другой – непрямой массаж сердца. (Показ на тренажере «Гоша»).

3. Методы обеспечения защиты от поражения электрическим током

а). Инструктаж

Цель инструктажа - сообщение работникам знаний, необходимых для правильного и безопасного выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

б). Применение средств индивидуальной защиты

Защитные средства делятся на три группы: изолирующие, ограждающие, предохранительные.

Изолирующие средства - обеспечивают изоляцию человека от токоведущих частей и от земли. Изолирующие защитные средства делятся на - основные и дополнительные.

Основные изолирующие средства - способны длительное время выдерживать рабочие напряжения (до 1000 в. - резиновые перчатки, инструмент с изолированными рукоятками).

Дополнительные изолирующие средства - до 1000 в. диэлектрические калоши, коврики.

Ограждающие средства - временное ограждения - щиты, переносное заземление.

Предохранительные средства- защитные очки, противогазы, предохранительные пояса.

Средства индивидуальной защиты предназначены для защиты тела, органов дыхания, зрения, слуха, головы, лица и рук от травм и воздействия неблагоприятных производственных факторов.

V. Закрепление пройденного

1. Решение обучающимися ситуационной задачи (задачи прилагаются.) За правильный ответ - команде медаль «Лучший инструктор».

2. Отработка обучающимися знаний и умений, по оказанию первой помощи, на роботе -тренажере «Гоша».

VI. Обобщение пройденного материала

Итак, основными причинами электротравматизма являются: неисправность приборов, или средств защиты; замыкание фазовых проводов на земле; нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами.

Запомните! Крайне опасно касаться оборванных висячих, или лежащих на земле проводов, или даже приближаться к ним. Электротравму возможно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения.

Нельзя:

-вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая электропроводка;

-сверлить стены в местах возможной электропроводки, не зная монтажной схемы;

-работать с включенными электроприборами;

- работать с неисправными электроприборами;

-ремонтировать не обесточенные электроприборы.


Недопустимо:

-приближаться к лежащему на земле проводу бегом, или большими шагами;

-пытаться оттащить человека от источника тока;

-терять время на поиски рубильника, или выключателей, если можно сбросить провода с потерпевшего или перерубить их;


И в заключение, ознакомимся с некоторыми фактами, касающимися опасности, которую может представлять для человека электрический ток. (Показ видеоролика)

VII. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?









































Ситуационная задача № 1

Во время ремонта оборудования экскаватора произошел сильный разряд электрического тока. Машинист потерял сознание и упал, продолжая крепко сжимать провод. Лицо поражено судорогой.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.

1.Вызвать «Скорую помощь».

2.Позвать кого-нибудь на помощь.

3.Как можно скорее нанести прекардинальный удар и приступить к непрямому массажу сердца.

4.Перебить провода топором .

5.Перерезать каждый провод по отдельности.

6.Подложить пострадавшему под голову подушку.

7.Убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине, приступить к непрямому массажу сердца.

8.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после прекардинального удара начать сердечно-легочную реанимацию.

9.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок.

















Ситуационная задача № 2

После удара молнии в одиноко стоящее дерево путник, укрывшийся под ним, замертво упал. У пораженного молнией левая рука черная, обожженная по локоть; зрачки широкие, не реагируют на свет; пульса на сонной артерии нет.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности.

1.Закопать пораженного молнией в землю.

2.Нанести прекардинальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.

3.Накрыть обожженную поверхность чистой тканью.

4.Поручить кому-нибудь вызвать «Скорую помощь».

5.Повернуть пострадавшего на живот и ждать прибытие врача.

6.Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет.

7.Поднести ко рту зеркальце, ватку или перышко – по запотеванию стекла и движению ворсинок определить наличие дыхания.

8.Положить холод на голову.

9.Положить холод на место ожога.

10.Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!