СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы "СПЕЦИФИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА В РОМАНЕ ПАТРИКА МОДИАНО МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы к магистерской работе. Данное исследование посвящено изучению специфики постмодернизма в романе Патрика Модиано «Маленькое чудо».

Просмотр содержимого документа
«Тезисы "СПЕЦИФИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА В РОМАНЕ ПАТРИКА МОДИАНО МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО"»

СПЕЦИФИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА В РОМАНЕ ПАТРИКА МОДИАНО МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО


Асанова Д.Т.1

1студентка кафедры теории языка и литературы и социолингвистики факультета иностранной филологии Таврической академии КФУ

научный руководитель: профессор, доктор филол. н. Ищенко Н.А.

Данное исследование посвящено изучению специфики постмодернизма в романе Патрика Модиано «Маленькое чудо».

Одной из наиболее заметных фигур на современном литературном поприще стал обладатель Нобелевской премии «за искусство памяти, благодаря которому он описал самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл жизненный мир оккупации», Патрик Модиано.

9 октября в Стокгольме было объявлено, что лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2014 год стал французский романист Патрик Модиано. История собственной семьи, а также история переживаний европейца в годы оккупации и после Второй мировой войны, тема антисемитизма красной нитью проходят через все творчество нобелевского лауреата. «Мой сюжет – время», — такую краткую характеристику своего творчества дал Модиано в одном из интервью. Многие его романы, так или иначе, связаны с темой нацистской оккупации Франции, а их действие разворачивается в Париже или его ближайших предместьях. Как правило, в своих книгах Модиано не стремится строго соблюдать хронологию событий, потрясших в те годы Францию. Для него это только фон, на котором писатель изучает своих героев, представителей «неприкаянного, лишнего поколения».

На протяжении всего творческого пути Модиано никогда не оставляло внимание критики, он является лауреатом, кажется, всех возможных литературных премий, включая Большую премию Французской академии за «Бульварное кольцо» в 1972 году и Гонкуровскую премию, присужденную ему в 1978 году за роман «Улица темных лавок». В 1984 году за совокупность творчества ему был вручен приз князя Монако. Тогда же, в начале 80-х годов, он был назван «самым прекрасным, самым необычным и, бесспорно, самым талантливым из молодых французских писателей».

Конечно, восхищение не было всеобщим, и Модиано приветствовала, прежде всего, критика, видевшая в нем ниспровергателя канонов авангардистского романа. Такую репутацию поддерживал и сам писатель: «Литература ради литературы, поиски в области письма, все это византийство, уместное на научных дискуссиях и коллоквиумах,— нет, меня это не интересует. Я пишу, чтобы знать, кто я есть, чтобы понять свою сущность».

Актуальность работы обусловлена тем, что произведения современного французского писателя Патрика Модиано мало исследованы в отечественном литературоведении.

Научная новизна работы заключается в том, что произведение «Маленькое чудо» весьма редко становится предметом анализа с точки зрения постмодернизма. Ведь как считают критики, Патрик Модиано продолжает традицию модернистской литературы ХХ века, представленную такими именами, как Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Трумен Капоте.

Однако Модиано — писатель «коварный», т.к. в его произведениях все оказывается вовсе не таким, как кажется поначалу. В них есть герой, но этот расплывчатый, подвижный, постоянно изменяющийся образ, в котором происходят постоянные «подмены», конечно же, не имеет ничего общего со стабильным, социально детерминированным героем реалистического романа.

В книгах Патрика Модиано всегда есть определенный сюжет и рассказывается история, но для того, чтобы ее выстроить, нужно сложить ее из многих разрозненных частей. Впрочем, это — характерная примета романа XX века.

Цели данного исследования - выявление и описание признаков литературы постмодернизма, изучение биографии автора и литературной критики.

Данные цели предопределили следующие задачи:

  1. Проанализировать содержание научного понятия «постмодернизм» и показать его место в литературе.

  2. Рассмотреть существующие признаки постмодернизма.

  3. Проанализировать литературные средства и приёмы, в которых проявляется постмодернизм на основе заданного романа.

  4. Дать характеристику биографии и творчества Патрика Модиано.

  5. Показать место произведения «Маленькое чудо» в художественном наследии автора.

Для решения поставленных задач в настоящем исследовании был использован комплекс лингвистических методов:

- метод сплошной выборки с последующим обобщением полученных результатов.

- метод анализа словарных дефиниций;

- описательный метод – при изложении общих положений работы;

Предметом исследования являются литературные приёмы, в которых проявляются признаки литературы постмодернизма в произведении «Маленькое чудо».

Объектом исследования является постмодернизма, как литературного течения в произведении во французской литературе XX.

Результаты исследований: в ходе проделанной работы были изучены теоретические материалы по заданной теме, прочитан и проанализирован роман «Маленькое чудо» на русском и французском языках.

Выводы. Во французской литературе последних лет Патрик Модиано занимает особое место. Постмодернизм и его представителей в самых разных странах принято упрекать в отрыве от корней – с Модиано, образцовым французским постмодернистом, все совсем не так. Он одержим поиском родственных нитей, дружеских уз, восстановлением разорванных связей (былого и настоящего времени, поколений), поиском общей доминанты, объединяющей различных людей.

Все его произведения пропитаны желанием воскресить страницы прошлого, вспомнить давно забытые встречи и прежних приятелей, пережить снова все эти мгновения, чувства, еще раз ощутить то, что когда-то с тобой было в этих же местах – в домах, на улицах, которые находятся сейчас перед твоими глазами. Все это непременно надо вспомнить. Надо восстановить даже то, что было не с тобой, а с твоими близкими и знакомыми, когда ты еще не родился. Восстановить все то, что было с Парижем, с Францией, с ее народом во время гитлеровской оккупации, утвердить преемственность всего человеческого, доброго, преемственность поколений и бытия и найти свое собственное место в череде времен.

Поиск собственных корней определяет психологизм и структурные особенности всех модиановских произведений. И это несмотря на безнадежность, почти всех попыток отыскать утраченные корни.

В этом видении представлены все основные мотивы творчества писателя: зависимость настоящего от прошлого, поиск корней, которые ощущаются в настоящем и притягивают к себе даже своей «смутностью».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!