СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по обществознанию по теме "Познавательная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и проверка знаний.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по обществознанию по теме "Познавательная деятельность"»

Тема: Познавательная деятельность

Вариант 1


При выполнении заданий этой части ответы записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.


1. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

1) знания,  2) теории,  3) легенды,  4) мифы,  5) гипотезы.

2. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.

1) ощущение цвета, вкуса, запаха

2) абстрактность

3) наглядность

4) обобщённость

5) предметность

6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

 

3. Выберите верные суждения о  чув­ствен­ном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.


4. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждому элементу, данному в пер­вом столбце, подберите элемент из второго столбца.

характеристики

уровни научного познания

А) объяснение существующих взаимосвязей

Б) наблюдение явлений окружающего мира

В) выдвижение и обоснование гипотез

Г) создание логической модели изучаемого объекта

Д) описание изучаемых явлений

1) эмпирическое познание

2) теоретическое познание

 


5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Успехи____________ (А) тесно свя­за­ны с раз­ви­ти­ем науки как одной из форм об­ще­ствен­но­го сознания. Без науки не­воз­мож­но пред­ста­вить со­вре­мен­ную жизнь и человеческую__________(Б), она — выс­шая форма знания, ко­то­рая охва­ты­ва­ет все явления неживой и живой природы, материальную и ду­хов­ную _______(В) людей. С помощью науки оце­ни­ва­ют­ся не толь­ко ре­зуль­та­ты истории, ана­ли­зи­ру­ют­ся те­ку­щие события, но и в из­вест­ной мере про­гно­зи­ру­ет­ся будущее. Каж­дая наука имеет свой (Г). Под ним под­ра­зу­ме­ва­ет­ся то, что исследуется. Также каж­дая наука имеет свой метод — т. е. как, каким спо­со­бом осу­ществ­ля­ет­ся это исследование. Наука — ре­зуль­тат об­ще­ствен­но­го развития, она всемерно способствует ста­нов­ле­нию и развитию_________(Д), одна из глав­ных её задач — удо­вле­тво­ре­ние общественных_______(Е)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) способ

2) культура

3) цель

4) деятельность

5) мировоззрение

6) познание

7) способности

8) потребности

9) предмет


6. Запишите слово, пропущенное в таблице. 

уровень познания

характеристика

Чувственное

Опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.


Присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления.


7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой сту­пе­ней познания че­ло­ве­ком мира.

1) ощущение

2) восприятие

3) гипотеза

4) представление

5) практика

6) суждение

Найдите два термина, «выпадающие» из этого ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к художественному познанию.

1) наглядность

2) про­буж­де­ние фан­та­зии и воображения

3) образность

4) объ­ек­тив­ность

5) эмо­ци­о­наль­ность восприятия

6) доказательность

Найдите два термина, «выпадающие» из этого ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


9. Выберите черты, присущие только научному познанию и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин


10. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Восприятие является формой рационального познания.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3) Одним из критериев истины выступает практика.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведёт к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является представление.


11. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

1) наблюдение

2) эксперимент

3)  метод познания

4) анкетирование

5) интервьюирование


12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в «Сколково» браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более и более популярными.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.


13. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

признаки

формы познания

А) отражение мира в художественных образах

Б) выражение и объяснение сущности явлений

В) направленность на удовлетворение потребности человека в прекрасном

Г) обоснованность полученных результатов

Д) достоверность выводов

1) наука

2) искусство


 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 


14. Выберите верные суждения об истине  и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

2) Критерием истины может быть её соответствие ранее 34открытым законам науки.

3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.

4) Истинным признаётся утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

5) Истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.


15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.





Тема: Познавательная деятельность

Вариант 2


При выполнении заданий этой части ответы записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.


1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

1) наблюдение;

2) ощущение;

3) суждение;

4) выдвижение гипотезы;

5) проведение эксперимента;

6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающие» из этого ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

особенности научного познания

характеристики


независимость знания от качеств познающего субъекта

доказательность

любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы

3. Выберите верные суждения о  чув­ствен­ном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.


4. Выберите вер­ные суж­де­ния о ра­ци­о­наль­ном по­зна­нии. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное по­зна­ние при­су­ще толь­ко человеку.

2) Одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

3) Рациональное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Рациональное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной истине.

5) Исходным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся понятие.


5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что__________(А) всегда даёт абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои __________(Б) на основе неоспоримых __________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперёд, причём исключена возможность __________(Г) или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, также как и ____________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) факт

2) ошибка

3) психика

4) вывод

5) наука

6) контакт

7) возврат

8) личность

9) история


Получившуюся последовательность цифр запишите.


6. Выберите верные суждения о самооценке личности. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом её реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.


7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

1) логическая модель;

2) эксперимент;

3) выдвижение гипотезы;

4) аналогия;

5) идеализация;

6) измерение

Найдите два термина, «выпадающие» из этого ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


8. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

1) ощущение

2) представление

3) суждение

4) восприятие

5) форма познания

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

уровни научного познания

характеристики


непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания

доказательность

направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов


10. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Восприятие является формой рационального познания.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3) Одним из критериев истины выступает практика.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведёт к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является представление.


11. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми познания, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 

отличительные признаки

вид познания

А) строится на образе, а не на понятии

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

1) житейское

2) научное

3) художественное


 

12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в «Сколково» браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более и более популярными.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.


13. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

особенности познания

виды знания

А) добываются специальными методами

Б) предполагают проверку истинности полученных сведений

В) формируются на основе наблюдений

Г) опираются на теоретические обобщения

Д) возникают в процессе совершения бытовых действий

1) обыденные знания

2) научные знания

 

14. Выберите верные суждения о  чув­ствен­ном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.


15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Истина и её критерии». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.











Тема: Познавательная деятельность

Вариант 3


При выполнении заданий этой части ответы записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.


1. Выберите верные суждения об уровнях по­зна­ния и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.


2. Установите со­от­вет­ствие между процессами и формами познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 

процессы

формы познания

А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках

Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на человека

В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого

Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях

Д) отражение целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы

1) чувственное познание

2) рациональное

познание


 

3. Выберите верные суждения о  рациональном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное по­зна­ние при­су­ще толь­ко человеку.

2) Одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

3) Рациональное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Исходным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся понятие.

5) Рациональное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной истине.


4. Выберите верные суждения о  чув­ствен­ном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Чувственное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.


5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения». 

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 

1) познание

2) рациональное познание

3) эмоциональное

4) представление

5) образ

6) суждение

7) теоретическое

8) чувственное познание

9) смысл

 

6. Выберите верные суждения о познавательной деятельности. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Одной из форм чувственного познания является представление.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3) Одним из критериев истины выступает практика.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5) Восприятие является формой рационального познания.


7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, яв­ля­ют­ся характеристикой форм познания че­ло­ве­ком мира.

1) ощущение

2) восприятие

3) гипотеза

4) представление

5) практика

6) суждение

7) понятие


8. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

1) знания,  2) теории,  3) легенды,  4) мифы,  5) гипотезы.


9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

уровни научного познания

характеристика

Чувственное

Опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания


Присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления


10. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.


11. Установите со­от­вет­ствие между формами и уровнями познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 

форма познания

уровни познания

А) ощущение

Б) понятие

В) восприятие

Г) представление

Д) суждение 

1) рациональное познание

2) чувственное познание


12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в «Сколково» браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более и более популярными.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.


13. Запишите слово, пропущенное в таблице.

уровни научного познания

характеристика

...

Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания

Теоретический

Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов

14. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

6) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.


15. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;

— одно предложение, раскрывающее суть относительной истины.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Тема: Познавательная деятельность

Вариант 4


При выполнении заданий этой части ответы записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.


1. Выберите верные суждения о чувственном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.


2. Учёные лаборатории ведут исследования в области физики твёрдого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведённого перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учёт накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определённых понятий


3. Выберите верные суждения о  рациональном по­зна­нии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание присуще только человеку.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.


4. Выберите верные суждения о  познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Восприятие является формой рационального познания.

2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3) Одним из критериев истины выступает практика.

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является представление.


5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует _________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем.

Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 

1) мышление

2) истина

3) практическое

4) гуманитарное

5) информация

6) потребности

7) научное знание

8) обыденное (житейское) знание

9) познание

6. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) знание, выраженное в доступной форме

2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека

4) знание, соответствующее интересам субъекта

5) знание, имеющее широкие возможности для распространения

6) знание, которое разделяет большинство людей


7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристиками искусства как вида познания.

1) наглядность

2) пробуждение фантазии и воображения

3) образность

4) объективность

5) эмоциональность восприятия

6) доказательность

8. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

Научное познание, системность знания, опора на эксперименты, рационалистические доводы, объективность.


9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

особенности научного познания

характеристика

...

Независимость знания от качеств познающего субъекта

Доказательность

Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы


10. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.

2) Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.

3) Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.

4) Истина – это соответствие полученного знания действительности.

5) Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.


11. Установите со­от­вет­ствие между формами и уровнями познания: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 

Установите соответствие между характеристиками знания и видами истины, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

характеристика знания

вид истины

А) знание, правильно отражающее действительность

Б) исчерпывающее знание о познаваемом объекте

В) объективное знание

Г) результат деятельности субъекта познания

Д) знание, достигнутое на определённом уровне познания

1) абсолютная

2) относительная

3) и абсолютная, и относительная



12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в «Сколково» браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более и более популярными.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.


13. Запишите слово, пропущенное в таблице.

форма освоения мира

характеристика

Религия

Проявление ми­ро­воз­зрен­че­ских установок, пе­ре­жи­ва­ний и действий, ос­но­ван­ных на вере в сверхъестественное, священное

...

По­лу­че­ние, обос­но­ва­ние и си­сте­ма­ти­за­ция объ­ек­тив­ных зна­ний о мире

14. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества


15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познавательная деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.




Эталон ответов

Тема: Познавательная деятельность



задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

1

2 3

1 2 3

1 2 5

2

2 4

объективность

2 1 1 2 1

2 5 6

3

1 2 5

1 2 5

1 4

3 5

4

2 1 2 2 1

1 5

1 3 5

3 5

5

6 2 4 9 5 8

5 4 1 2 7 9

1 8 4 5 2 6

5 9 6 8 7 4

6

рациональное

2 4

1 3

2 3

7

3 5

4 5

3 5

4 6

8

4 6

5

1

научное познание

9

1

эмпирический

рациональное

объективность

10

3 5

3 5

1 3 4

3 4 5

11

3

3 1 1 22

2 1 2 2 1

3 1 3 3 2

12

3 2 1 1 2

3 2 1 1 2

3 2 1 1 2

3 2 1 1 2

13

2 1 2 1 1

2 2 1 2 1

эмпирическое

3 5 6 3 5 6

14

2 3 4

1 2 5

1 4 6


15

  1. Научное познание как одна из форм познания.

  2. Особенности научного познания

а) объективность;

б) обоснованность;

в) системность;

г) проверяемость.

3. Достоверное и проблемное знание.

4. Уровни научного знания

а) эмпирический

б) теоретический.

5. Методы эмпирического и теоретического знания.

6. Виды научного знания

а) естественные науки

б) социальные науки

в) гуманитарные науки

1. Понятие истины.

2. Виды истины

а) абсолютная

б) относительная

3. Критерии истины

а) практика

б) взаимодополняемость: практика, логическая и практическая полезность.

4. Специфика истины в разных видах знаний.

Истина - соответствие полученного знания действительности.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете.

Относительная истина - ограниченное верное знание о предмете.

1. Понятие познания.

2. Субъект и объект познания.

4. Уровни познания:

а) чувственный;

б) рациональный.

5. Виды познания:

а) научное;

б) ненаучное.

6. Особенности научного познания:

а) системность и обоснованность;

б) объективность;

в) наличие специальных методов познания;

г) использование специального языка науки и др.

7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

8. Многообразие форм ненаучного знания:

а) жизненный опыт и здравый смысл;

б) мифология;

в) религия;

г) искусство и др.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!