СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по истории 9 ткласс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тесты по истории 9 ткласс»

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников
2019/2020 учебный год

Предмет

Класс

Дата

Время начала

Время окончания

история

9

02.10.2019

10.00

12:00


Выберите один правильный ответ. 1 балл за каждый правильный ответ
1
.Русская Правда первый свод законов, был создан:
1) в IX в. 2) XI в. 3) XII в. 4) XIII в.
2. Какое из названных событий произошло позже всех остальных?
1) Куликовская битва 2) Битва на реке Калке 3) «Стояние на реке Угре» 4) Ледовое побоище
Ответ: __________

3. Законосовещательное учреждение Российской империи:
1) Государственный совет 2) Боярская Дума 3) Сенат 4) Императорская канцелярия

Ответ: __________

4. Крестьянин, освобожденный от личной крепостной зависимости, но продолжающий
выполнять повинности в пользу помещика до выкупа земли, назывался:
1) посессионным 2) временнообязанным 3) вольным хлебопашцем 4) рекрутским

Ответ:__________

5. Военное вмешательство одного государства во внутренние дела другого называется:

1) конвенцией 2) колонизацией 3) интеграцией 4) интервенцией

Ответ: _________

6. Укажите фамилию человека, о котором идет речь.

Д.Ф.Фикельмон, внучка М.И.Кутузова, писала в своем дневнике:

“______________ ведет беседу очаровательным образом – без притязаний, с увлечением и огнем; невозможно быть более некрасивым – это смесь обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”.

Ответ ___________________________________________________________


В  заданиях 7–9  выберите  несколько  верных  ответов  из  предложенных. Ответы внесите в таблицу.

 7.  Укажите  имена  землепроходцев,  исследовавших  территории  Сибири  и Дальнего Востока.

  1. Б. Морозов

  2. С. Дежнёв

  3. М. Стадухин

  4. Е. Хабаров

  5. А. Курбский

  6. М. Скуратов

 8.  Укажите  названия  городов,  находившихся  на  территории  Волжской Булгарии.

  1. Сувар

  2. Итиль

  3. Искер

  4. Булгар

  5. Биляр

  6. Бахчисарай

9.  Какие  из  перечисленных  ниже  понятий  связаны  с  архитектурой  и строительством?

  1. апсида

  2. закомара

  3. отрок

  4. борть

  5. плинфа

  6. вервь


7

8

9




2  балла  за  полностью  верный  ответ. 1  балл  за  ответ  с  одной  ошибкой (не указан  один  из  верных  ответов  или  наряду  с  указанными  всеми верными ответами приводится один неверный).  Всего за задания 6 баллов.


10. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

1. Никон, Филарет, Гермоген, Иов.

2. Пергамент, береста, бумага, вощёная табличка.

3. Гренгам, Нотебург, Гангут, Гельсингфорс.

4. В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, Н.М. Карамзин.

5. Д.Давыдов, А.Фигер, В. Кожина, Г.Курин.

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 10 балла.


Задание 11

Установите  соответствия  между  именами  художников  и  названиями  их произведений. Запишите  в  таблицу  выбранные цифры под  соответствующими буквами. 7 баллов

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

А)  И.И. Левитан

Б)  И.Е. Репин

В)  К.И. Брюллов

Г)  В.Г. Перов

Д)  В.Д. Поленов

Е)  В.А. Серов

Ж) В.И. Суриков

1) «Московский дворик»

2) «Переход Суворова через Альпы»

3) «Девочка с персиками»

4) «Бурлаки на Волге»

5) «Владимирка»

6) «Грачи прилетели»

7) «Тройка»

8) «Последний день Помпеи»

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

5

4

8

7

1

3

2

По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов.


12. Расположите  названия  учебных  и  научных  учреждений  в  хронологической последовательности по мере их появления:

  • А) Академия наук

  • Б) Смольный институт

  • В) Кунсткамера

  • Г) Царскосельский лицей

  • Д) Московский университет

  • Е) Славяно-греко-латинская академия

4 балла за полностью верную последовательность.

1


2

3

4

5

6

Е


В

А

Д

Б

Г


13. С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?
1. «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем».
2. «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».
3. «Вот тебе, изменник, за соль!»
4. «С Дону выдачи нет!»
5. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».
6. «Чтоб мы вовеки все едины были!»


Варианты ответов: А. Соляной бунт; Б. бегство крестьян от помещиков; В. воссоединение Украины с Россией; Г. раскол; Д. крестьянская война под предводительством С.Т. Разина; Е. Медный бунт.

Ответ

1

2

3

4

5

6








14. .Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 6.)

1. Впервые татаро-монголы появились у русских границ в 1223 г.

2. Князь Даниил Московский был четвертым, самым младшим, сыном Александра Невского. 3. Титул «канцлера» неофициально в XVII веке носил глава Польского приказа.

4. Первый большой военный корабль был построен в правление Петра Великого.

5. Санкт-Петербург, ставший столицей в 1712 г., уже к 1925 г. был самым большим городом Российской империи.

6. Иван I носил прозвище Калита.


Ответ

1

2

3

4

5

6








15. Перед Вами – список из нескольких правителей. Разделите их на две группы так, чтобы внутри каждой группы все правители оказались современниками друг друга (до 7 баллов).

А) Олег Вещий, Б) Владимир I Святославич, В) Гуго Капет, Г) Лев VI Мудрый, Д) халиф Хаким, Е) Альфред Великий, Ж) Василий II Болгаробойца.

Ответ

1-я группа _________________________________________________________________

2-я группа _________________________________________________________________


16. Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Железнодорожное строительство в России началось в середине XIX века. В это время на российском престоле находился Александр II. В 1851 году было закончено строительство железной дороги от Петербурга до Москвы. В этом же году было открыто движение по ней. В 1860-е годы у государства не было денег на железнодорожное строительство. Решением этой проблемы явилось привлечение иностранного капитала, в результате строительство железных дорог ускорилось. По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 2 балла

Ответ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Назовите автора высказывания и события, с которыми высказывание связано. (За каждый правильный ответ — 2 балла, максимальный балл — 6.)

1. «Не в силе Бог, а в правде» — _________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. «Кто сказал — отступление?» — _______________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. «Не за Петра сражаетесь, а за Отечество ему врученное» — ________________________ _____________________________________________________________________________


18. Определите  пропущенные  в  тексте  названия,  слова,  имена,  даты, обозначенные  порядковыми  номерами.  При  необходимости  при  порядковых номерах  даются  пояснения  о  характере  требуемой  вставки.  Необходимые вставки  впишите  под  соответствующими  номерами  в  помещённую  ниже таблицу.

Всего за задание 15 баллов.


В соответствии с решением  (1 – название) собора царём в  (2) году стал Борис  Годунов.  Через  несколько  лет  после  этого  в  стране  начался  голод, вспыхнули народные волнения. В 1603  г. было подавлено восстание, которым руководил (3 – имя).

Тем  временем  в  Речи  Посполитой  объявился  молодой  человек, выдававший себя за царевича (4 – имя), сына (5 – имя и прозвище). Он якобы выжил  после  трагических  событий  (6)  года,  произошедших  в  (7 –  название города). Власти объявили, что в действительности это беглый монах (8 – имя). Но самозванец получил поддержку польского короля (9 – имя) и собрал войско. Осенью 1604  г.  оно  перешло  реку  (10 –  название)  и  вступило  в  пределы России.

Население  южных  областей  страны  поддержало «царевича».  Воеводы царя Бориса втянулись в  сражения  с  войсками  самозванца. Внезапно в  апреле (11)  года  Борис  Годунов  скончался.  Власть  перешла  к  его  сыну  (12 –  имя). Однако вскоре в результате боярского заговора новый царь погиб.

В  июне  самозванец  торжественно  вошёл  в  (13 –  название  города). Его прилюдно «признала»  сыном  царица  (14 –  имя).  Самозванца  венчали  на царство в (15 – название) соборе.

Гнев нового царя обрушился на боярина (16 – имя и фамилия), который был  приговорён  к  смерти,  но  затем  прощён. Позже  боярин  оказался  во  главе заговора: в мае (17) года самозванца убили.

Ответ

1

10

2

11

3

12

4

13

5

14

6

15

7

16

8

17

9

 


Задание 19.

Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами фрагмент «Записки о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», составленной Н.М. Карамзиным. Напишите на его основе небольшую работу «Критика либеральных преобразований Александра I его современниками».

«Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: оттого – изобретение различных министерств, учреждение Совета и проч. Дела не лучше производятся – только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью. Итак, первое наше доброе желание есть, да способствует Бог Александру в счастливом избрании людей! Такое избрание, а не учреждение Сената с коллегиями ознаменовало величием царствование Петра во внутренних делах империи. Сей монарх имел страсть к способным людям, искал их в кельях монастырских и в темных каютах: там нашел Феофана и Остермана, славных в нашей государственной истории. Обстоятельства иные и скромные, тихие свойства души отличают Александра от Петра, который везде был сам, со всеми говорил, всех слушал и брал на себя по одному слову, по одному взору решить достоинство человека; но да будет то же правило: искать людей! Кто имеет доверенность Государя, да замечает их вдали для самых первых мест. Не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначены единственно по способностям. Всемогущая рука единовластителя одного ведет, другого мчит на высоту; медленная постепенность есть закон для множества, а не для всех. Кто имеет ум министра, не должен поседеть в столоначальниках или секретарях. Чины унижаются не скорым их приобретением, но глупостью или бесчестием сановников; возбуждается зависть, но скоро умолкает пред лицом достойного. Вы не образуете полезного министерства сочинением Наказа, – тогда образуете, когда приготовите хороших министров. Совет рассматривает их предложение, но уверены ли вы в мудрости его членов? Общая мудрость рождается только от частной. Одним словом, теперь всего нужнее люди!»

План работы

  1. Характеристика документа. Опираясь на свои знания курса истории, ответьте на вопросы. Чем знаменит автор «Записки»? Когда был создан документ? Для кого он предназначался?

  2. Характеристика обстоятельств создания документа. Какая проблема рассматривается в «Записке»? Какие преобразования были на тот момент проведены императором Александром I? Какой государственный деятель негативно воспринимался Карамзиным как автор не нужных для страны преобразований?

  3. Какие аргументы приводит автор для обоснования своей точки зрения, подвергая осторожной критике нововведения? Какое достоинство он находил в государственном строе, противником которого являлся? Приведите три положения.

  4. Выводы: к какому течению общественной мысли принадлежал автор? На что он в первую очередь обращал внимание адресата «Записки»? Приведите два положения.

Оценивается каждое положение. Всего 21 балл

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 20. Рассмотрите схему и выполните задание. 3 балла

    1. Назовите исторического деятеля, который совершил поход по маршруту, представленному на схеме.

    2. Назовите год начала этого похода.

    3. Кто был правителем страны в это время.

Ответ

1________________

2________________

3________________

4________________


21. Задания по работе с иллюстративным материалом. 4 балла.


    1. Какому историческому событию посвящен данный памятник?

2. Кому поставлен памятник?

3. Кто автор этого памятника?

4. В каком городе находится памятник?

Ответ

1________________

2________________

3________________

4________________


22. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. 6 баллов

С_П_РАТНЫЙ МИР — мирный договор или перемирие, заключенные с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников.

С _ К _ Л _ РИЗАЦИЯ — обращение церковной собственности в светскую.

ФЛ _ Р _ Н _ ИЙСКАЯ УНИЯ — соглашение, заключенное в июле 1439 об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов. Была отвергнута русским духовенством и великим князем Василием II Темным.

К _ К _ Н _ СКОЕ ХАНСТВО — государство в Средней Азии, включенное в 1876 году в состав Российской империи.

Д _ УЛ _ НСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ – перемирие, заключённое в 1618 году между Россией и Речью Посполитой на 14,5 лет. Россия уступила Речи Посполитой Смоленскую, Черниговскую и Новгород-Северскую земли с 29 городами.

М _ Р_ ДИЗМ — течение в исламе, последователи которого полностью подчинялись своим наставникам на пути постижения Бога. Его приверженцы приняли активное участие в движении

23. Историк должен объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в свое время не
нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или
словосочетанию. По 1 баллу за каждый правильный ответ; за очень близкий или неполный –
0,5балла
1) Полба____________________________________________
2) Чернильная душа_____________________________________
3) «Чугунка»___________________________________________
4) Красный петух_______________________________________
5) архаровец____________________________________________
6) вековуха_____________________________________________

24. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с данным историческим событием (деятелем).

  1. «Правление Ивана III».

  2. «Русь и Орда».

  3. «Освоение Сибири в XVII в.»

  4. «Реформы Петра I»


Ответ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Максимальное кол-во баллов: 125

Лист 10 из 10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!