СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовой материал для подготовки к экзамену по истории в форме ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для подготовки к экзамену по истории в форме ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Тестовой материал для подготовки к экзамену по истории в форме ОГЭ»

.

2



Вариант 1 Часть 1


Ответами к заданиям 1–17 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).



1

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЕ ГОД

А) Соляной бунт

Б) Любечский съезд князей В) введение Табели о рангах

  1. 1097 г.

  2. 1223 г.

  3. 1648 г.

  4. 1722 г.

  5. 1783 г.

А

Б

В





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

2

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. дарование конституции Царству Польскому

  2. подписание Тильзитского мирного договора между Российской и Французской империями

  3. сражение под Малоярославцем






  4. учреждение Государственного совета Российской империи Ответ:

3

Запишите термин, о котором идёт речь.

Крупная политическая партия в Российской империи, представлявшая левое крыло либерального направления, образованная в 1905 г., виднейшим лидером которой был П.Н. Милюков.


Ответ: .

4

Какие из перечисленных мирных договоров были подписаны в период правления Александра II? Найдите в приведённом списке два договора и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Бухарестский

  2. Нерчинский

  3. Сан-Стефанский

  4. Туркманчайский

  5. Айгунский Ответ:

5

Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории России в период Смутного времени.

  1. интервенция; 2) Семибоярщина; 3) «Совет всея земли»;

4) старообрядчество; 5) «тушинский вор».

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


Ответ:



6

Перед Вами четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

  1. В среде российской интеллигенции сложились литературно-философские кружки западников и славянофилов.

  2. В 1830–1840-х гг. в России возникло организованное либеральное движение.

  3. Министр народного просвещения С.С. Уваров сформулировал основные положения теории официальной народности.

  4. Политика Николая I была направлена на укрепление самодержавной власти.



Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1


тезис 2

факт 2

Ответ:






7

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Число промышленных предприятий в России в 1825–1850 гг.


Годы

Бумаготкацких

Сахарных

фабрик

рабочих

заводов

рабочих

1825

484

47021

43

1374

1850

480

79038

354

37383

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) За вторую четверть XIX в. количество работников на бумаготкацких фабриках

Б) Во второй четверти XIX в. более высокими темпами росло число рабочих, занятых в

В) Число бумаготкацких предприятий во второй четверти XIX в.

  1. сахаропроизводящей промышленности

  2. незначительно сократилось

  3. выросло в 10 раз

  4. увеличилось

  5. бумаготкацкой промышленности

А

Б

В





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


Рассмотрите схему и выполните задания 8–10.


Заполните пропуск в предложении: «Походы, обозначенные на схеме стрелками, состоялись в тысяча пятьсот годы». Ответ запишите словом.


8

Ответ: .


9

Укажите название реки, трижды обозначенной на схеме цифрой «2». Ответ: .


10

Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном отрывке.

«16 июня после большого смотра царские войска выступили из Москвы к Коломне. Для дальнейшего продвижения войска разделились. Сам царь во главе крупного войска выступил из Коломны к Владимиру, откуда пошёл на , Арзамас с дальнейшим выходом на Суру, где должен был соединиться с отрядом, двигавшимся через рязанские земли, которым руководил И.Ф. Мстиславский».


Ответ:



11

Рассмотрите изображение и выполните задание.


Какое из перечисленных ниже событий произошло в годы правления князя, которому посвящена данная памятная медаль?

    1. первый поход на Москву великого князя литовского Ольгерда

    2. установление автокефалии Русской Православной Церкви

    3. поход темника Едигея на Москву

    4. введение правила Юрьева дня Ответ:

12

Заполните пропуск в схеме.



Ответ: .


Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.



  1. «Задонщина»;

  2. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»;

  3. ода «Фелица»;

  4. 5)

13

Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


Ответ:



14

Создателем какого из приведённых памятников культуры был Дионисий? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.


Ответ:


Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.


  1. борьба Рима за господство в Средиземноморье

  2. образование Арабского халифата

  3. освободительная война в Нидерландах

  4. революция XVIII в. во Франции


Участником какого из перечисленных событий, процессов был Филипп II

15

Габсбург? Укажите порядковый номер этого события, процесса. Ответ:

16

В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошла битва при Каннах? Укажите порядковый номер этого события или процесса.


Ответ:



17

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам и либо переселились в Медину – в таком случае они будут иметь права и обязанности выселившихся, – либо остались в своей стране, и в таком случае они будут находиться под властью бога, но не будут получать доли в добыче, за исключением случая, когда они будут участвовать в походе. Если они не хотят принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на это не согласятся, то вступай в бой. Заключай мирные договоры не от имени бога и его посла, но от твоего имени и от имени твоего отца и твоих товарищей; таким образом, грех не столь велик, если вы не будете в состоянии соблюсти их».


Ответ:

Часть 2



Для записи ответов на задания этой части (18–24) используйте отдельные листы. Запишите сначала номер задания (18, 19 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.




Прочитайте отрывок из письма российской императрицы.

«Милостивый государь, я писала вам дней десять назад, что граф Румянцев разбил крымского хана, соединившегося со значительным турецким отрядом, что у них отняли палатки, артиллерию и т. д. на маленькой речке, называемой Ларга; имею удовольствие сообщить вам сегодня, что вчера вечером курьер графа привёз мне известие, что в тот самый день, когда я вам писала (21-го июля), моё войско одержало полную победу над турецким войском; они были разбиты в своих укреплениях; их артиллерия, в количестве ста тридцати пушек, их лагерь, багажи, всевозможный провиант попали в наши руки. Их потеря значительна; наша же так мала, что я боюсь говорить о ней, чтобы она не показалась баснословной. Однако сражение длилось пять часов.

Граф Румянцев, которого я только что произвела в фельдмаршалы за эту победу, сообщает мне, что, как древние римляне, мои солдаты никогда не спрашивают, многочислен ли неприятель, но только: где он? На этот раз турки были в числе ста пятидесяти тысяч, укрепившихся на возвышенностях, омываемых Кагулом, ручейком в двадцати пяти верстах от Дуная, и имея за спиною Измаил.

Но мои новости этим не ограничиваются: я знаю из верных источников, что мой флот разбил флот турецкий и рассеял те из неприятельских кораблей, которые не удалось ему потопить. Мой азовский флот растёт в величине и надеждах.

Прощайте, милостивый государь; будьте здоровы, не лишайте меня вашей дружбы и будьте уверены в моей».


18

Укажите автора этого письма. Укажите с точностью до десятилетия период начала войны, о событиях которой идёт речь в письме.


19

О каком сходстве русских солдат с древними римлянами упоминает автор письма? Почему, по словам автора, в письме не сказано о потерях русской армии в упоминаемом сражении?


20

Укажите два любых условия, включённых в мирный договор, завершивший войну, о событиях которой идёт речь в письме.


Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21), анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22), сравнение исторических событий и явлений (23), анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.



21

Что явилось одной из причин (предпосылок) быстрого роста мануфактурного производства в первой четверти XVIII в.?

  • отмена внутренних таможенных пошлин;

  • учреждение Дворянского и Купеческого заёмных банков;

  • острая потребность в парусине, сукне, металле для нужд армии и флота;

  • издание манифеста о свободе предпринимательства.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с быстрым ростом мануфактурного производства в первой четверти XVIII в.


22

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

«Святополк II, как сообщает летопись, был скуп и сребролюбив, имел отношении к спекуляции солью и покровительствовал волхвам, бравшим большие проценты по купам. Многие киевляне с семьями оказались в рабстве, не сумев погасить долги.

После смерти Святополка II в Киеве начался бунт. Холопы и закупы стали грабить княжьих людей, разорили двор боярина Путяты. Бо́льшая часть горожан решила звать на великокняжеский стол 60-летнего Ярослава

Мудрого: "Если не придёшь, – говорили ему гонцы, – много зла будет, и бояр и монастыри ограбят!"»

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом:


Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



23

Существует точка зрения, что внутренняя политика Екатерины II и Петра III имела общие черты. Приведите не менее двух черт, подтверждающих эту общность.


24

Подписание «Соглашения о консультации всех вопросов и политической договорённости обеих сторон» между Российской империей и Французской республикой стало большой неожиданностью. При этом Россия отказалась от союзнических отношений, существовавших до этого с монархической Германией.

  1. Укажите императора, при котором было подписано данное соглашение.

  2. Укажите название военно-политического блока, начало созданию которого было положено подписанием этого соглашения.

  3. Укажите одну любую причину (предпосылку) изменения внешнеполити- ческого курса России, связанную с расстановкой политических сил в Европе.


Вариант 2 Часть 1


Ответами к заданиям 1–17 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).



1

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЕ ГОД

А) разорение Москвы войском хана Тохтамыша

Б) заключение Айгунского договора между Россией и империей Цин

В) Медный бунт

  1. 1242 г.

  2. 1382 г.

  3. 1612 г.

  4. 1662 г.

  5. 1858 г.

А

Б

В





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

2

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. издание манифеста об учреждении министерств

  2. создание Северного общества

  3. Тарутинский манёвр русской армии






  4. вхождение Финляндии в состав Российской империи Ответ:


3

Запишите термин, о котором идёт речь.

Название фракции депутатов от крестьян и народнической интеллигенции в Государственной думе I–IV созывов.


Ответ: .

4

Кто из перечисленных исторических деятелей участвовал в разработке и проведении реформ 1860–70-х гг.? Найдите в приведённом списке двух государственных деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Е.Ф. Канкрин

  2. Д.А. Милютин

  3. П.А. Столыпин

  4. А.А. Аракчеев

  5. П.А. Валуев Ответ:

5

Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории России периода правления первых царей из династии Романовых

  1. Приказ тайных дел; 2) подушная подать; 3) Соборное уложение;

4) подворная подать; 5) полки нового строя.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


Ответ:


6

Перед Вами четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

  1. При Николае I огромную важность получил восточный вопрос.

  2. Внешняя политика России в годы правления Николая I соответствовала принципам Священного союза.

  3. В 1849 г. Николай I направил российскую армию против восставших венгров, оказав тем самым деятельную помощь австрийскому императору.

  4. Условиями Адрианопольского мира была подтверждена автономия Сербии, восстановлена свобода торгового плавания в черноморских проливах.



Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1


тезис 2

факт 2

Ответ:






7

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Динамика крестьянских выступлений после отмены крепостного права




1861 г.

1862 г.

1863 г.

Число крестьянских выступлений

1889

844

509

Число преданных суду крестьян

480

510

223

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Наибольшее число крестьянских выступлений отмечено в

Б) Наибольшее число крестьян, преданных суду за выступления, отмечено в

В) Число крестьянских выступлений за указанный в таблице период

  1. постоянно уменьшалось

  2. 1861 г.

  3. 1862 г.

  4. 1863 г.

  5. постоянно увеличивалось

А

Б

В





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


Рассмотрите схему и выполните задания 8–10.



Укажите российского монарха, в годы правления которого произошли отражённые на схеме события.


8

Ответ: .


9

Заполните пропуск в предложении: «Принадлежность территорий, обозначенных в легенде схемы цифрой "2", была определена условиями

перемирия».


Ответ: .

10

Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном отрывке.

«Польский король ставит своей целью овладение Великими Луками в псковской земле, чтобы затруднить сообщение Москвы с Юрьевым и другими ливонскими крепостями.

Польское войско собралось у местечка Чашники. Это было сделано, чтобы русская войсковая разведка решила, что враги идут на Смоленск.

Из района Чашников польская армия направилась к . А следом войско коронного гетмана Я. Замойского 6 августа осадило деревянную крепость Велиж. Семитысячному польскому войску здесь противостоял гарнизон численностью около 1500 человек. После того как крепость была зажжена калёными ядрами, защитники города сдались».


Ответ:



11

Рассмотрите изображение и выполните задание.


Какое из перечисленных ниже событий произошло в годы правления князя, которому посвящена данная памятная медаль?

    1. присоединение Новгорода к Московскому княжеству

    2. установление автокефалии Русской Православной Церкви

    3. поход войска Тамерлана на русские земли

    4. перенос резиденции митрополита в Москву Ответ:


12

Заполните пропуск в схеме.



Ответ: .


Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.



  1. «История о великом князе Московском»;

  2. опера «Хованщина»;

  3. «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря»

  4. 5)

13

Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


Ответ:


14

Создателем какого из приведённых памятников культуры был В.А. Тропинин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.


Ответ:





15

Участницей какого из перечисленных событий, процессов была Лакшми Бай? Укажите порядковый номер этого события, процесса.


Ответ:



16

В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошла битва при Лютцене? Укажите порядковый номер этого события или процесса.


Ответ:



17

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«В древние времена Поднебесная была разъединена, в стране царила смута, и она не могла объединиться. Поэтому вся знать действовала одновременно. Рассуждали о древности, чтобы опорочить современность, украшали пустыми словами, чтобы повредить живущим людям. Они умело пользуются своими частными учениями, чтобы отрицать созданное императором. Ныне ваше величество объединили империю, разграничили белое от чёрного и установили один трон».


Ответ:

Часть 2



Для записи ответов на задания этой части (18–24) используйте отдельные листы. Запишите сначала номер задания (18, 19 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 18–20. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.



Прочитайте отрывок из письма российской императрицы.

«С удовольствием, милостивый государь, я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками.

Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве.

После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого. Во-первых, он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки; ни единое местечко, по которому он прошёл, не избегло расправы его; он грабил и опустошал даже те места, которые, чтобы избегнуть его жестокостей, пытались заслужить его расположение добрым приёмом: никто не был у него безопасен от разбоя, насилия и убийства.

Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, – это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это – дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

18

Укажите автора данного письма. Укажите период с точностью до десятилетия, когда оно было написано.


19

Что, по словам автора, заставило соратников упоминаемого в отрывке Пугачёва выдать его властям? Что, согласно документу, позволяло упоминаемому в отрывке Пугачёву питать надежду на помилование?



20

Укажите два любых победных для русской армии сражения, произошедших в ходе войны, которую вела Россия к моменту начала восстания под предводительством упоминаемого в отрывке Пугачёва.


Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом: установление причинно-следственных связей (21), анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22), сравнение исторических событий и явлений (23), анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.



21

Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) победы России в Северной войне?

  • издание Уложения о службе;

  • введение рекрутской повинности;

  • создание Сухопутного шляхетского корпуса;

  • введение Табели о рангах.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с восстанием древлян.


22

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

«После смерти Игоря киевским князем стал его четырёхлетний сын Святослав. Управление государством оказалось в руках княгини Ольги – матери малолетнего князя. Летопись рассказывает о жестокой мести Ольги древлянам за убийство её мужа. Княгиня истребила древлянскую знать и сожгла столицу древлян – Полоцк.

Ольга, несомненно, обладала твёрдой волей и была человеком государственного ума. Она провела первую налоговую реформу, установив размеры дани – уроки, определила места её сбора – капища. Эти меры упорядочили отношения между княжеской властью и населением Руси».

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом:


Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



23

Существует точка зрения, что взаимоотношения Руси и Орды во второй половине XIII в. и в первой половине XIV в. имели общие черты. Приведите не менее двух черт, подтверждающих эту общность.


24

В 1883 г. Женеве возникла группа «Освобождение труда», ставшая первой российской марксистской организацией.

  1. Назовите народническую организацию, соратники по которой создали эту группу.

  2. Укажите признанного лидера группы «Освобождение труда».

  3. Укажите одну любую причину (предпосылку), заставившую бывших народников перейти в марксизм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!