Рабочая программа по естествознанию, разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Биология как учебный предмет в включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются (сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии.
Практические работы.
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов).
Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Рабочая программа по предмету естествознание составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы. Данный учебный предмет относится к обязательной части учебного плана. Нормативная основа разработки программы
1. Закон № 273 – ФЗ «Об образовании» в РФ;
2. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования ГКОУ ЦППРК
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
4. . Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г
Для реализации рабочей программы отводиться 68 часов в год.
Программа была рассмотрена на заседании методического объединения учителей старших классов (протокол № 1 от 29.08.2016г.), согласованна с заместителем директора по УВР, и утверждена приказом директора школы (приказ № 1/15 от 1.09.2016г.).
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке, как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; применение знаний и умений в повседневной жизни для решения
практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ‐инфекции.
Используемые учебники и пособия: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват.учереждений . / З.А. Клепинина. – М. : Просвещение, 2018. – 224 с.
2. технологии коллективного взаимодействия;
3. технологии проблемного обучения.
строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания
наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы
предохраняться от заражения ими.
растения по стеблям, листьям, листьям, цветкам, плодам и семенам. Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их
внешним видом (изменения органов растений). Осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными
комнатными растениями и овощными культурами.
Работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Контрольная работа, биологический диктант, самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы.
№ | Программный материал | Кол-во час. | Дата | Коррекционная работа по развитию | Словарь. Практическая работа. Форма проведения контроля знаний, умений учащихся | Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся |
7 «А» | 7 «Б» |
| Введение (4 ч.) Разнообразие растений. | 1ч | 2.09 | 1.09 | зрительно – смыслового восприятия | Дикорастущие, культурные, деревянистые. Бесцветковые. Цветковые | Знать дикорастущие и культурные растения, бесцветковые и цветковые, их значение в природе. Уметь привести примеры из жизни. |
| Значение растений. | 1ч | 6.09 | 3.09 | мыслительных процессов: сравнения, анализа. | Лен. Хлопчатник. Лекарственные. Декоративные. | Знать о значении растений для человека. Уметь рассказывать по плану. |
| Охрана растений. | 1ч | 9.09 | 8.09 | Точности запоминания | Красная книга. Конституция Российской Федерации. | Знать, почему и как надо охранять растения. Уметь узнавать и называть охраняемые растения. |
| Экскурсия: знакомство с разнообразием растительного мира. | | 13.09 | 10.09 | Умения устанавливать причинно-следственные связи | | Умение распознавать растения по внешнему виду. |
| Общее знакомство с цветковыми растениями (24 ч.) Строение растения. Л.р. №1 | 1ч | 16.09 | 15.09 | пространственной ориентации | Живой организм. Корень. Стебель, Лист, Цветок. Плод. Семя Пр.р. Органы цветкового растения | Знать строение цветкового растения, названия органов. Уметь рассказывать по таблице о строении цветкового растения. |
| Цветок. Строение цветка. Л.р.№2 | 1ч | 20.09 | 17.09 | осмысленного запоминания | Цветоножка. Чашечка. Чашелистик. Венчик. Лепесток. Тычинка. Пестик. Пр.р. Строение цветка. | Знать строение цветка. Уметь находить и показывать части цветка на муляже и живом растении. |
| Виды соцветий. | 1ч | 23.09 | 22.09 | точности запоминания | Соцветия: корзинка, зонтик, колос. | Знать виды соцветий. Уметь находить и определять на растениях |
| Опыление цветков. | 1ч | 27.09 | 24.09 | логического мышления. | Перекрестное опыление. Самоопыление. | Знать, как происходит перекрестное и самоопыление. Уметь объяснить на таблице связь между строением цветка и способом опыления. |
| Плоды. Разнообразие плодов. | 1ч | 30.09 | 29.09 | познавательной деятельности | Сочные плоды. Сухие плоды. Костянка. Ягода. Семянка. Зерновка. Коробочка. Боб. | Знать, из чего образуется плод, сухие плоды и сочные, названия плодов. Уметь правильно определять на таблице и муляже. |
| Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян | 1ч | 4.10 | 1.10 | логического мышления, связанной речи | «Парашютики». «Крылышки». Саморазбрасывание | Знать способы распространения семян. Уметь объяснить, какое значение имеет распространение семян в природе. |
| Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Л.р.№3 | 1ч | 7.10 | 6.10 | осмысленного запоминания | Семенная кожура. Зародыш. Двудольные. Пр.р. Строение семени с двумя семядолями (фасоль) | Знать двудольные растения, строение семени. Уметь рассказать о строении семени по таблице. |
| Строение семени пшеницы. | 1ч | 11.10 | 8.10 | логического мышления на основе упр. В установлении причинно- следственных связей. | Зерновка Однодольные. Пр.р. Строение семени с одной семядолей (пшеница). | Знать строение семени однодольных растений. Уметь рассказать о строении семени по таблице. |
| Условия прорастания семян. | 1ч | 14.10 | 13.10 | осмысленного запоминания | Влага. Воздух. Тепло. Демонстрация опыта: Условия, необходимые для прорастания семян. | Знать условия, необходимые для прорастания семян. Уметь применять знания в жизни. |
| Определение всхожесть семян. Правила заделки семян в почву | 1ч | 18.11 | 15.10 | точности запоминания | Всхожесть. Глубина заделки семян. Пр.р. Определение всхожести семян. | Знать влияние величины семени и свойств почвы на глубину их заделки. Уметь применять на практике |
| Корень. Виды корней. | 1ч | 21.11 | 20.10 | осмысленного запоминания | Главный корень. Боковые корни. Придаточные корни. | Знать различные виды корней, корневые системы, значение корня в жизни растений. Уметь рассказывать о значении корня, о разнообразии корней и корневых систем по таблице. |
| Корневые системы. | 1ч | 1.11 | 22.10 | умения выделять главное | Стержневая корневая система. Мочковатая корневая система. | Знать стержневую и мочковатую корневые системы. Уметь отличать их друг от друга. |
| Значение корня. | 1ч | 8.11 | 3.11 | целостного восприятия, связной речи | Корневой чехлик. Корневые волоски. | Знать строение корня, значение корневых волосков. Уметь рассказывать о строении корня. |
| Видоизменение корней. | 1ч | 11.11 | 5.11 | осмысленного запоминания | Корнеплод. Корневой клубень - корнеклубень. Тест «Корень. Корневые системы». | Знать, какую роль в жизни растений и человека играют корнеклубни и корнеплоды. Уметь различать и правильно определять. |
| Лист. Внешнее строение листа. | 1ч | 15.11 | 10.11 | мыслительных процессов: сравнения, анализа | Черешок. Листовая пластинка. Черешковые. Сидячие. Хвоя. Жилкование. Сетчатое. Параллельное. Дуговое. Простой лист. Сложный лист | Знать строение листа, жилкование, простые листья и сложные. Уметь определять на гербарных листах листорасположение и жилкование. |
| Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении. Л.р.№4 | 1ч | 18.11 | 12.11 | зрительно-смыслового восприятия | Листовая мозаика. Органические вещества. Крахмал. Демонстрация опыта: Образование крахмала в листьях на свету. | Знать, как образуются органические вещества в листьях, их значение для растения. Уметь объяснить на опыте. |
| Испарение воды листьями. | 1ч | 25.11 | 17.11 | прочного запоминания | Испарение. Охлаждение. Перегрев. Демонстрация опыта: Испарение воды листьями. | Знать, как влияют условия жизни растения на испарение воды. Уметь объяснить движение воды в растении. |
| Дыхание растений. | 1ч | 29.11 | 19.11 | обогащение и уточнение словарного запаса на основе знакомства с новым учебным материалом. | Дыхание растений. Газообмен. Опыт: Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте). | Знать, как происходит дыхание и газообмен. Уметь рассказывать о дыхании растений. |
| Листопад и его значение. | 1ч | 2.12 | 24.11 | мыслительной деятельности | Листопад. Листопадные. Вечнозеленые. | Знать, что листопад - защитное приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни. Уметь рассказывать о значении листопада. |
| Значение листьев в жизни растений. | 1ч | 6.12 | 26.11 | Мыслительной деятельности | | Знать о значении листьев для растения. Уметь рассказывать о значении листьев. |
| Стебель. Строение стебля. | 1ч | 9.12 | 1.12 | мыслительной деятельности | Стебель. Кора. Пробка. Луб. Камбий. Древесина. Годичное кольцо. Сердцевина. | Знать строение стебля. Уметь отличить стебли травянистых растений от стеблей деревьев и кустарников. |
| Значение стебля в жизни растения. | 1ч | 13.12 | 3.12 | Стебель. Опорное. Транспортное. Запасающее. Демонстрация опыта: Передвижение минеральных веществ и воды по древесине. | | Знать, каково значение стебля для растения. Уметь рассказывать о передвижении по стеблю воды с растворенными в ней веществами. |
| Разнообразие стеблей. | 1ч | 16.12 | 8.12 | логического мышления в установлении причинно – следственных связей | Прямостоячий стебель. Лазающие побеги. Подземные побеги. Клубни. Корневище. Луковицы. Усы. | Знать виды стеблей. Уметь различать на таблице и в природе. |
| Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растений. Связь растений со средой обитания | | 20.12 | 10.12 | целостного восприятия | Целостный организм. Взаимосвязь. | Знать, что все органы в растении взаимосвязаны. Уметь объяснять взаимосвязь органов растения. |
| Многообразие растительного мира (27 ч.) Деление растений на группы. Мхи | 1ч | 23.12 | 15.12 | точности запоминания. | Ризоиды. Кукушкин лен. Торф. Сфагнум. | Знать особенности строения цветковых растений. Знать, что мхи – многолетние травянистые растения, места их произрастания. Уметь рассказывать о местах произрастания, размножении мхов, об образовании торфа.. |
| Папоротники. | 1ч | 10.01 | 17.12 | концентрации внимания | Папоротник. Каменный уголь. | Знать места произрастания папоротников и их размножение. Уметь рассказывать об образовании каменного угля. |
| Голосеменные. Хвойные растения | 1ч | 13.01 | 22.12 | точности запоминания | Голосеменные. Хвоя. Хвойные. Хвоинки. Шишка. Сосна. Сосновый бор. Ель. | Знать признаки основных голосеменных растений, использование древесины в народном хозяйстве. Уметь рассказывать об использовании древесины в народном хозяйстве. |
| Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковыхна классы | 1ч | 17.01 | 24.12 | мыслительной деятельности | Однодольные. Двудольные. Семядоли. Пр.р. с гербарием | Знать характерные различия однодольных и двудольных растений. Уметь рассказывать об особенностях растений по плану |
| Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. | 1ч | 20.01 | 12.01 | целостного восприятия | Соломина. Зерновка. Злаки. | Знать общие признаки злаковых. Уметь рассказывать об общих признаках, с опорой на таблицу. |
| Хлебные злаковые культуры. | 1ч | 24.01 | 14.01 | прочного, осмысленного запоминания | Пшеница. Рожь. Овес. Ячмень. Кукуруза. Пр.р. с гербарием | Знать хлебные злаковые культуры. Уметь объяснить, почему они относятся к однодольным растениям, различать злаковые культуры. |
| Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве. 3 четверть | 1ч | 27.01 | 19.01 | мыслительной деятельности: анализа, синтеза | Подготовка почвы. Посев. Уход. Уборка урожая. Хлебные злаки. Кормовые злаки. Сорняки. | Знать о выращивании и использовании злаков. Уметь рассказывать, как выращивают и используют злаки с опорой на иллюстрации. |
| Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. | 1ч | 31.01 | 21.01 | эмоционально-зрительного восприятия, связной речи | Лилейные. Цветочно-декоративные растения. Открытый грунт. Закрытый грунт. Детки. | Знать признаки лилейных, значение цветочно-декоративных лилейных. Уметь узнавать эти растения среди других. |
| Овощные лилейные. Л.р.№5 | 1ч | 3.02 | 26.01 | точности восприятия. | Лук. Чеснок. Донце. Стрелка. Пр.р.Строение луковицы | Знать строение луковицы лука и чеснока. Уметь находить признаки сходства и различия, рассказывать, почему люди выращивают эти растения |
| Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1ч | 7.02 | 28.01 | точности воспроизведения информации | Тест «Однодольные растения» | Знать биологические особенности дикорастущих лилейных. Уметь рассказывать о ландыше, как представителе дикорастущих лилейных. |
| Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен | 1ч | 10.02 | 2.02 | слухового восприятия, связанной речи | Паслен. | Знать общие признаки пасленовых. Уметь сравнивать пасленовые с другими растениями, используя таблицу учебника. |
| Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля Л.р.№6 | 1ч | 14.02 | 4.02 | развитию прочного, осмысленного запоминания | Клубни. Окучивание. Пр.р.Строение клубня картофеля | Знать, что картофель одно из важнейших пищевых пасленовых растений, строение клубня. Уметь рассказывать о выращивании картофеля |
| Овощные пасленовые. Томат. | 1ч | 17.02 | 9.02 | умения устанавливать причинно-следственные связи | Пасынки. Пасынкование. Пр.р. Выращивание рассады. | Знать, как биологические особенности томата влияют на условия их выращивания. Уметь рассказывать о выращивании томата |
| Овощные пасленовые. Баклажан и перец. | 1ч | 21.02 | 11.02 | осмысленного запоминания, связанной речи | | Знать, как биологические особенности баклажана и перца влияют на условия их выращивания. Уметь рассказывать о выращивании баклажана и перца. |
| Цветочно-декоративные пасленовые. | 1ч | 24.02 | 16.02 | эмоций, зрительного восприятия, связанной речи | Петуния. Душистый табак. | Знать, какие биологические особенности петуньи и душистого табака учитываются при выращивании. Уметь выращивать на своем участке. |
| Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. | 1ч | 28.02 | 18.02 | осмысленного запоминания | Мотыльковые. Боб. Горох посевной. | Знать общие признаки бобовых. Уметь сравнивать бобовые с другими растениями, используя таблицу учебника. |
| Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | 1ч | 3.03 | 25.02 | концентрации внимания | Фасоль. Соя. | Знать, что фасоль, соя – это ценные пищевые растения. Уметь рассказывать об использовании бобовых человеком |
| Кормовые бобовые растения. | 1ч | 10.03 | 2.03 | умения устанавливать причинно-следственные связи. | Клевер. Люпин. | Знать, почему клевер и люпин относят к бобовым, в чем их ценность для хозяйства человека. Уметь рассказывать о значении кормовых бобовых растений. |
| Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 1ч | 14.03 | 4.03 | развитию устойчивости внимания | Розоцветные. | Знать биологические особенности строения розоцветных. Уметь рассказывать об их применении |
| Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. | 1ч | 17.03 | 9.03 | осмысленного запоминания | Яблоня. Корневая шейка. Крона. Штамб. Прививка. Груша. Грушевидное яблоко. Саженцы. | Знать биологические особенности яблони и груши. Уметь рассказывать о строении цветка, особенностях выращивания. |
| Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина. | 1ч | 28.03 | 11.03 | устойчивости внимания. | Вишня. Шаровидная костянка. Корневая поросль Малина | Знать биологические особенности вишни и малины, о размножении вишни и малины. Уметь рассказывать о значении розоцветных |
| Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | 1ч | 31.03 | 16.03 | концентрации внимания. | Земляника. Усы – ползучие побеги. | Знать биологические особенности земляники. Уметь рассказывать об уходе за растением. |
| Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | 1ч | 4.04 | 18.03 | умение устанавливать причинно-следственные связи | | Знать биологические особенности персика и абрикоса. Уметь рассказывать об особенностях выращивания. |
| Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник | 1ч | 7.04 | 30.03 | слухового восприятия, связанной речи | Однолетние. Двулетние. Соцветие корзинка. Подсолнечник однолетний. Подсолнечное масло. | Знать общие признаки сложноцветных, биологические особенности подсолнечника. Уметь определять растения относящиеся к сложноцветным, рассказывать о выращивании подсолнечника. |
| Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные растения. | 1ч | 11.04 | 1.04 | долговременной памяти, связной речи | Календула. Бархатцы | Знать биологические особенности строения сложноцветных. Уметь рассказывать об их выращивании. |
| Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1ч | 14.04 | 6.04 | осмысленного запоминания | Маргаритки. Георгин Тест «Двудольные растения» | Знать биологические особенности строения сложноцветных. Уметь рассказывать об их выращивании |
| Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Пр.р.№1 | 1ч | 18.04 | 8.04 | точности восприятия и воспроизведения информации | Перевалка. Пересадка. Земляная смесь. Пр.р. Перевалка и пересадка комнатных растений. | Знать основные правила ухода за комнатными растениями. Уметь делать пересадку и перевалку комнатных растений |
| Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Осенняя перекопка почвы. Пр.р.№2 | 1ч | 21.04 | 13.04 | умения устанавливать причинно-следственные связи | Пр.р | Знать о значении растений в жизни человека, об охране зеленых насаждений. Уметь применять знания в жизни. |
| Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева. Пр.р.№3 | 1ч | 25.04 | 15.04 | практической направленности устойчивости внимания. | Пр.р. | Знать способы обработки почвы лопатой. Уметь на практике применять теоретические знания. |
| Подготовка сада к зиме. Пр.р.№4 | 1ч | 28.04 | 20.04 | умения устанавливать причинно-следственные связи | Пр.р. | Уметь на практике применять теоретические знания. |
| Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы | 1ч | 5.05 | 22.04 | Умения устанавливать причинно-следственные связи | | Знать, какие работы в саду проводятся весной, значение этих работ. Уметь на практике применять теоретические знания. |
| Растение – живой организм (1 ч.) | 1ч | 5.05 | 27.04 | Осмысленного запоминания | Живой организм. | Знать биологические особенности строения растений. Уметь о них рассказывать |
| Бактерии (2 ч) Бактерии. Общее понятие. | 1ч | 12.05 | 29.04 | целостного восприятия | Одноклеточные организмы. Спора. Размножаются делением клетки. | Знать, что такое бактерии, споры; болезни, вызываемые бактериями. Уметь рассказывать о размножении бактерий. |
| Значение бактерий в природе и жизни человека | 1ч | 12.05 | 4.05 | долговременной памяти, связной речи | Гнилостные. Молочнокислые. Кишечные. Болезнетворные. | Знать, какова роль бактерий в природе и для человека, способы борьбы с болезнетворными бактериями. Уметь обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями. |
| Грибы (2 ч) Строение грибов. | 1ч | 16.05 | 6.05 | Целостного восприятия | Плодовое тело. Грибница. Шляпочные грибы. Шляпка. Ножка. Споры. | Знать строение шляпочного гриба. Уметь рассказывать о размножении грибов. |
| Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | 1ч | 16.05 | 11.05 | осмысленного запоминания | Съедобные. Несъедобные. Мухомор. Бледная поганка. | Знать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов. Уметь распознавать грибы, правильно собирать их. |
65-66 | Повторительно-обобщающий урок (4ч.) | 2ч | 19.05-23.05 | 13.05-18.05 | точности запоминания | Тест «Бактерии. Грибы» | Знать строение и биологические особенности грибов и бактерий. Уметь обобщать знания и делать выводы. |
67. | Весенняя экскурсия. | 1ч | 26.05 | 20.05 | Умения устанавливать причинно-следственные связи | | Знать, какие работы в саду проводятся весной, значение этих работ. Уметь на практике применять теоретические знания. |
68. | Эти удивительные растения. Викторина. | 1ч | 26.05 | 25.05 | целостного восприятия | | Знать биологические особенности строения растений, значение растений для всего живого на Земле. Уметь обобщать полученные знания. |