Контрольный срез по теме «Лексика».
10 класс.
I вариант.
1. Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова.
Изюм, диктор, кличка, обет, иммунитет, луг, знак, рагу, огонь, работа, гибрид, милость.
2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.
1. Седой
2. Бархатный.
3. Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы.
Фронт, сетка, риф, счастье, фрукт, туз, барыня, ветеран, гвоздь.
4. Подберите синонимы к словам.
1. Через несколько минут в комнату вбежит мальчик лет шести.
2. Нет ни в чём удачи.
5. Подберите синонимы к существительным:
1. Клевета.
2. Ловушка.
3. Маслины.
6. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:
1. Кот наплакал.
2. Во всю прыть.
3. В тот же миг.
7. Подберите антонимы к существительным:
1. Потепление.
2. Простота.
3. Расцвет.
8. Подберите антонимы к словам, обозначающим признак:
1. Расширенная программа.
2. Маленький домишко.
9. Подберите антонимы, имеющие приставки пре- / при- к данным словам:
1. Отсутствие.
2. Безобразный.
3. Уважение.
4. Удалиться.
10. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
1. Мне нужно успеть купить абонент в бассейн.
2. Это был умный, красивый, горделивый человек.
11. Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец.
12. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы:
1. За золото они готовы забрать всё.
2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.
13. Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.
1. Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям.
2. Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным.
Контрольный срез по теме «Лексика».
10 класс.
II вариант.
1. Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные.
Зоосад, герб, истерика, конфликт, зерно, утро, хлеб, гимн, ветеран, виртуоз, фольклор, фронт.
2. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.
1. Прямой.
2. Высокий.
3. Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы.
Весть, рука, солнце, липа, ряд, марка, труд, гвоздика, балка.
4. Подберите синонимы к словам.
1. Думать надо было раньше!
2. Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу.
5. Подберите синонимы к существительным:
1. Набор.
2. Маска.
3. Оливки.
6. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:
1. Чуть свет.
2. В двух шагах.
3. Капля в море.
7. Подберите антонимы к существительным:
1. Правило.
2. Расширение.
3. Любовь.
8. Подберите антонимы к словам, обозначающим признак:
1. Глупый мальчик.
2. Свежее утро.
9. Подберите антонимы, имеющие приставки пре- / при- к данным словам:
1. Отсутствие.
2. Безобразный.
3. Уважение.
4. Удалиться.
10. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
1. На небе хорошо просматривались плотные дождевые облака.
2. Ты совершил поступок и должен ответить за это.
11. Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец.
12. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы:
1. Река Нарова медленно катила холодные воды к морю.
2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.
13. Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.
1. Кто крайний в очереди за билетом?
2. Мцыри – герой с красочной душой.