СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест на определение степени внушаемости Е. Мерзляковой (являющийся модификацией одноименного теста С.В. Клаучека и В.В. Деларю

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест на определение степени внушаемости Е. Мерзляковой (являющийся модификацией одноименного теста С.В. Клаучека и В.В. Деларю) Инструкция: внимательно прочитайте утверждения теста и на каждое утверждение ответьте «да» или «нет». Ответы внесите в клеточки бланка ответов с соответствующими номерами. 

Просмотр содержимого документа
«Тест на определение степени внушаемости Е. Мерзляковой (являющийся модификацией одноименного теста С.В. Клаучека и В.В. Деларю»

10-11 кл., СПО, ВО



Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма

Давыдова Д.Г., Хломова К.Д.


Информация для психолога


Теоретические положения


Проектирование профилактики экстремистского поведения и оценка ее результатов требуют измерения выраженности соответствующих установок. Часто использующиеся с этой целью социологические опросы дают представление о поверхностном уровне группового сознания - мнениях, оставляя без внимания более глубокие и устойчивые психологические основания экстремизма. Более информативные глубинные интервью сложны в организации, требуют высокой квалификации и подходят для научных исследований, но неудобны в прикладном использовании [18]. Для диагностики склонности к экстремизму часто используются шкалы аттитюдов, направленные на измерение различных сопряженных с экстремизмом явлений: F-шкала (Т. Адороно), Шкала авторитаризма правого толка (Р. Альтемейер), Индекс толерантности (Г.У. Солдатова), Шкала этнонациональных установок (О.Е. Хухлаев), Шкала ксенофобских установок подростков (О.Д. Гурина), Опросник склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) и др.

Разработка методик диагностики склонности к экстремизму осложняется новизной этого понятия в научном психологическом дискурсе, его широтой и неопределенностью. Соответственно, в целях предметной диагностики необходимы ориентация на поведенческие проявления и введение ключевого признака «насильственный», аналогично сложившейся традиции в зарубежных исследованиях (violent extremism). В общем виде насильственный экстремизм можно определить как использование и пропаганду использования крайних средств (прежде всего, насилия) для достижения каких-либо целей. Это позволит исключить распространенную ошибку выведения экстремизма из идеологии, поскольку экстремистское поведение не столько вызывается идеологией, сколько ею оправдывается.

Исходя из целей профилактической работы, диагностика должна обращаться к среднему уровню поведенческой регуляции -тому, как личность удовлетворяет существующие базовые потребности в зависимости от социальной ситуации. Согласно одному из принципов ситуационного подхода, результатом взаимодействия личности и ситуации является субъективная интерпретация. Очевидно, что важные различия в предпочитаемых способах субъективной интерпретации и отличают лиц, склонных к насильственному экстремизму. Эта предуготованность восприятия и следующих за ним установок в отношении конкретной ситуации может быть названа диспозицией. Понятие «диспозиция», предложенное В.А Ядовым, отражает как определенные потребности индивида, так и типичные ситуации их

удовлетворения, личный опыт. Идея диспозиций требует определения не базовых личностных потребностей и качеств, а изменяемых, зато более актуальных и более прогностических, проявлений. Диспозиции отражают неспецифическую склонность к экстремистскому

поведению, а формируемые на их основе враждебные установки (аттитюды) направлены на конкретные объекты (социальные группы, организации и т. п.) и при этом относительно устойчивы. В основу выделения таких диспозиций, являющихся в то же время диагностическими признаками склонности к экстремизму, были положены представления современной науки о психологических особенностях подросткового и молодежного возраста, способствующих проявлению экстремистского поведения, концептуальные положения и методологические принципы теории авторитарной личности, концепции правого авторитаризма и эмпирических исследований факторов экстремистского поведения.


Общая характеристика методики Опросник состоит из 11 шкал, каждая из которых вносит вклад в суммарную шкалу предрасположенности к экстремистскому поведению.

Стимульный материал методики включает в себя инструкцию и 66 вопросов-утверждений, на которые предусмотрены ответы по 5-балльной шкале Лайкерта (от «категорически не согласен» до «полностью согласен»). В качестве пунктов (утверждений) подобраны суждения о различ-ных аспектах отношения к окружающим людям и социальным явлениям. Время выполнения заданий опросника составляет 15-20 мин.

Методика может применяться в следующих целях:

-выявление лиц с повышенной склонностью к экстремистскому поведению;

-уточнение личностных особенностей предрасположенности к экстремизму для последующей коррекционно-профилактической работы;

- оценка группового уровня предрасположенности к экстремизму среди подростков и молодежи (учебный коллектив, образовательная организация, территориальное образование);

-оценка эффективности работы по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде (сдвиг установок).

Предполагаются следующие сферы использования методики: среднее и высшее образование, государственное и муниципальное управление, политика, оборона и государственная безопасность, наука.

Опросник может применяться для обследования лиц старше 14 лет, владеющих русским языком на уровне разговорного и имеющих образование не менее шести классов средней школы.

Показатели надежности (согласованности) и валидности. Конструктная валидность опросника обеспечивается отбором стимульного материала в соответствии с теоретической моделью диспозиций экстремистского поведения и проведенным экспертным оцениванием заданий. Надежность (согласованность) заданий опросника в целом по альфа критерию Кронбаха составляет 0,81, что представляется приемлемым, учитывая многошкальную структуру методики.


Диагностические критерии и шкалы диспозиций насильственного экстремизма


1. Культ силы. Эта диспозиция связана с восприятием насилия как предпочитаемого способа достижения своих целей и разрешения противоречий. Проявлением данной диспозиции являются: восприятие реальности в таких категориях, как «сильный-слабый» и «господство-подчинение», вера в эффективность культа силы как средства решения социальных проблем, допустимость агрессии как способа снятия фрустрации; «ценность насилия» - его связь со статусом, авторитетом, честью. Этой диспозиции свойственна идентификация себя с образами, воплощающими силу, выставление напоказ своей силы и крепости. Противоположностью такой диспозиции выступает признание необходимости договариваться, учитывать мнение других.

2. Допустимость агрессии. Диспозиция предполагает не только осуществление насилия, но и личную готовность совершить его. Многие исследователи выводят склонность к экстремистской агрессии из социальных условий, прежде всего неустроенности, неудовлетворенности своим положением. С точки зрения теории Н. Миллера и Д. Долларда, агрессивный экстремизм имеет социальную природу, его источником выступает накапливающееся у индивида состояние фрустрации. Соответственно финансовые проблемы семьи, безработица, отсутствие возможности социального продвижения, завышенные ожидания на фоне навязчиво транслируемых в СМИ ценностей потребления и успеха ведут к фрустрации. Естественным следствием фрустрации является агрессия. Если непосредственно проявить агрессию в направлении фрустрирующих объектов (школа, родители, государство и т. д.) человек не может из-за ожидаемых негативных последствий, то агрессивные импульсы сдерживаются, что может явиться источником дополнительной фрустрации. Сдержанная агрессия обычно «смещается», направляется не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-либо другой объект, например, мигрантов, бездомных и т. д.

3. Интолерантность. Диспозиция характеризуется стремлением к однозначности образа мира, неприятием отличий других людей, отрицанием возможности инакомыслия и стремлением навязать окружающим свои взгляды любой ценой. Так, для лиц, склонных к экстремистскому поведению, характерно отрицание ценностей универсализма. Потребность, лежащая в основе интолерантности, отражает необходимость избегать когнитивного диссонанса, имея простой и однозначный образ мира. Отказ от толерантности позволяет индивиду снять ответственность за оценку других и выбор своего отношения к неоднозначным социальным ситуациям. Противоположностью этой диспозиции выступает терпимость к противоречиям, готовность согласится с правом другого на иную точку зрения, готовность принять возможную неправильность своей собственной позиции.

4.Конвенциональное принуждение. Диспозиция основана на идее Т. Адорно, который отмечал тенденцию выискивать людей, не уважающих общие (конвенциональные) ценности, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их. Диспозиция выражается в приоритете ценности восстановления справедливости над другими гуманистическими ценностями, причем осуществление этой цели предполагается путем повышения жесткости требований к себе и другим и введением цензуры. Важным моментом является постоянная необходимость «знать

своего врага». Механизм формирования этой диспозиции соответствует модели «фрустрация-агрессия». Индивид, подавляя враждебные чувства по отношению к себе или авторитетам своей группы, переносит плохие» качества — воображаемую непорядочность, корыстность,

властолюбие — на группы чужаков. Придя к убеждению, что есть люди, заслуживающие наказания, индивид находит отдушину, в которую может направлять свои агрессивные импульсы и считать себя при этом вполне правильным человеком. Противоположность этой диспозиции - способность к многоконтекстуальному восприятию сложных социальных ситуаций

5. Социальный пессимизм. Диспозиция описывает предрасположенность воспринимать мир как мрачный, непредсказуемый и опасный, верить в пессимистические прогнозы. Характерны эсхатологизм, негативный взгляд в будущее, ожидание катастрофы. Если принять точку зрения Т. Адорно, то в основе этой диспозиции лежит проекция своих неосознанных, инстинктивных импульсов на внешний мир.

6. Мистичность. В основе этой диспозиции - уход от ответственности и потребность в защите от страха перед реальностью, стремление к объяснению явлений окружающего мира простыми, но эмоционально яркими схемами, потребность в романтизации и потребность в устранении логических противоречий в своем поведении. Прежде всего, это тенденция индивида перекладывать собственную ответственность на внешние, неподвластные личному контролю

силы. Суеверность, увлечение астрологией и любовь к символам сочетается с опорой на мистическое откровение или интуицию, заменяющую рациональное познание и логическое рассуждение. Диспозиция может проявляться в виде веры в мистическое предначертание

собственной судьбы и особую миссию своей социальной группы, что, в свою очередь, сочетается с установками национального (расового и т. д.) шовинизма и ксенофобии.

7. Деструктивностъ и цинизм. Диспозиция проявляется в циничном отношении к людям вообще и в очернении различных человеческих проявлений (дружба, брак, секс и т. п.). Характерный признак - подозрительность при интерпретации поведения других, преимущес-твенное объяснение поведения окружающих низменными мотивами. Диспозиция проявляется как в снижении ценности жизни противников, так и в невысокой ценности собственной жизни.

Своя жизнь и жизнь окружающих с легкостью приносятся в жертву «идее». Своих идеологичес-их противников экстремисты не воспринимают в качестве нормальных людей и не применяют к ним нормы человеческих отношений

8. Протестная активность. Основой подобной диспозиции служат потребности в неадаптивной активности, поисковом поведении, поиске ощущений. Прежде всего, это стремление к героическим действиям, к неизвестному, к приключениям и преобразованиям,

готовность к риску, готовность жертвовать собой ради идеи. Неадаптивная активность в концепции В.А. Петровского хотя и служит источником развития личности, но всегда предполагает определенную вероятность девиаций поведения. Согласно В.С. Ротенбергу, если социальная среда не дает возможности реализовать потребность в поисковой активности, то следствием может стать немотивированная жестокость. Другая потребность, участвующая в формировании данной диспозиции, -стремление к разнообразным, новым и сильным ощущениям. Люди, потребности которых в активности и романтизме традиционные социальные институты удовлетворить не могут, становятся легкой добычей экстремистских организаций.

9. Нормативный нигилизм. Диспозиция отражает игнорирование законов и социальных норм поведения, убежденность в том, что ради дела можно переступить через принятые в обществе нормы поведения. Здесь речь идет о демонстративном игнорировании социальных норм «большинства» и противопоставлении им своих норм или норм малой социальной группы. Часто это сопровождается демонстрацией презрения к людям, соблюдающим законы. Вероятно, базой для такой диспозиции служит нерешенная потребность в персонализации, ведущая к «застреванию» индивида на второй, конфликтной, фазе индивидуации в модели личностного развития А.В. Петровского [8]. Противоположной диспозицией выступает понимание смысла

законодательного регулирования и убежденность в необходимости соблюдать нормы поведения, даже те, которые индивиду не нравятся.

10. Антиинтрацепция. Диспозиция выражается в неприятии субъективных проявлений: интроспекции, фантазии, чувственных переживаний и т. д. Важными валяются акцентирование значимости физической реальности, ориентация на простые идеи, непосредственные

действия. Характерный признак этой диспозиции - демонстративное пренебрежительное отношение к гуманитарным наукам и психологии, к отдельным направлениям в художественной литературе, визуальном искусстве (например, к авангардизму, символизму, абстракционизму). В основе такой диспозиции лежит боязнь проявления подлинных

чувств, избегание личной свободы (ответственности быть субъектом) и связанных с ней неопределенности и угроз своему Я.

11. Конформизм. Диспозиция отражает подверженность давлению группы сверстников, слабость внутренних регуляторов поведения, готовность совершить правонарушение «за компанию». Основой диспозиции является потребность в принадлежности к «своей» соци-

альной группе, «групповой сплоченности» и в высокой самооценке. «Групповая сплоченность» в свою очередь приводит к подверженности давлению «своей» социальной группы (чаще всего это группа сверстников). Известно, что большинство экстремистских проявлений совершается спонтанно в составе небольших по численности групп.


Применение: Выявление лиц с высоким уровнем склонности к экстремизму позволяет своевременно организовать индивидуальную коррекцию и профилактику, а наличие частных шкал методики - определить целевые ориентиры коррекционной работы. Кроме того, мониторинг и сравнительный анализ результатов широкомасштабных исследований дает возможность выявить социальные группы с высоким и низким уровнем предрасположенности к экстремизму, оценить влияние профилактической работы и различных социальных факторов на распространенность экстремистских установок среди подростков и молодежи.


Утверждения опросника

1 Культ силы

1.1. Все люди делятся на сильных и слабых.

1.2 Добро должно быть с кулаками, уметь защитить себя.

1.3 Исконный образ жизни моего народа можно защитить только

силой.

1.4 Люди не будут хорошо трудиться, если их не заставлять.

1.5 При общении с приезжими надо показывать, кто в доме хозяин.

1.6 Почти все разногласия можно решить с помощью переговоров(-)


2 Допустимость агрессии.

1Если меня кто-то оскорбит, я могу действовать очень жестко.

2.1 Часто попадаются люди, которые раздражают меня одним своим присутствием.

2.2 Иногда невозможно удержаться от драки.

2.3 Надписи на стенах - приемлемый способ выразить свое недовольство, если нет других путей.

2.4 Не стоит церемониться с людьми, которые тебе не нравятся.

2.5 Человека можно понять, если его разозлили, а он ударил в ответ или сломал какую-либо вещь


3 Интолерантность.

3.1 К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.

3.2 Каждый человек либо хороший, либо плохой.

3.3 Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»».

3.4 Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные.

3.5 Я могу представить человека другой расы своим близким другом (-).

3.6 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей (-)


4 Конвенциональное принуждение.

4.1 Мне всегда важно, чтобы обидчик был наказан, а жертва отомщена.

4.2 Многие социальные проблемы будут решены, если мы избавимся от аморальных и малодушных людей.

4.3 Прежде всего, нашему обществу нужна дисциплина и решительность в борьбе за наши исконные ценности.

4.4 Оскорбление чести и достоинства всегда нужно карать.

4.5 В нашем обществе добиться справедливости важнее, чем проявлять жалость к отдельным людям.

4.6 Некоторые преступления заслуживают более тяжкого наказания, чем тюрьма: иногда преступников следует публично казнить.


5 Социальный пессимизм.

5.1 Вполне возможно, что эта серия войн и конфликтов раз и навсегда будет остановлена землетрясением, наводнением или иной катастрофой, которая уничтожит мир.

5.2 В нашем обществе нет смысла быть честным и заботиться о среде обитания - все равно другие продолжают обманывать и все портить.

5.3 Сегодня везде царит неуверенность, мы должны быть готовы к кризисам, жестким конфликтам и переворотам.

5.4 Наше общество стоит на пороге гибели.

5.5 Нет смысла в напряженной учебе или работе - все равно все достается тем, кого устроят родители.

5.6 Я отлично знаю, что в этом обществе от меня ничего не зависит.


6 Мистичность

6.1 Есть знаки, в которых скрыто особое знание.

6.2 Каждый должен верить в свое предназначение, идти дорогой, которая предначертана судьбой.

6.3 Люди не осознают, что наша жизнь управляется заговорами и тайными организациями.

6.4 Наука не всегда полезна, поскольку существует много такого, что человеческий разум не в силах понять.

6.5 От символов, которые используют люди, часто зависит их судьба.

6.6 Тот, кто понимает тайное значение древних символов, может влиять на других людей.


7 Деструктивностъ и цинизм.

7.1Безопаснее всего предполагать, что в каждом человеке есть злые черты, которые вылезут на поверхность при возможности.

7.2 Все продается и все покупается, вопрос только в цене.

7.3 Мне не нравятся большинство окружающих меня людей и вообще мир вокруг.

7.4 Человек человеку волк, и все заботятся лишь о себе.

7.5 Чем больше возможностей, тем вероятнее, что человек ступит на плохой путь.

7.6 Со всеми людьми можно найти общий язык (-)


8 Протестная активность.

8.1 В наше время требуется больше увлеченных романтиков и энтузиастов.

8.2 Люди, у которых нет планов преобразовать наше общество, кажутся мне странными.

8.3 Известности и признания заслуживают только смелые люди, действующие наперекор пассивному большинству.

8.4 Худший недостаток быть занудным человеком, который всегда действует по инструкции

8.5 Человека, который много сделал для человечества, можно простить за жесткие поступки и неуживчивый характер.

8.6 Я считаю, что люди должны быть способны отдать жизнь за свои идеи.



9 Нормативный нигилизм

9.1Нам нужны не программы и законы, а несколько храбрых, неутомимых и преданных лидеров, в которых люди могут верить.

9.2 Правы люди, которые всегда следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

9.3 Среди тех, кто сидит в тюрьме, многие - настоящие герои.

9.4 Только слабые и трусливые люди стремятся выполнять все правила и законы

9.5 Законы у нас принимают для того, чтобы в стране был порядок (-)

9.6 Работа полицейского всегда заслуживает уважения (-)


10 Антиинтрацепция

10.1Бизнесмен или хороший менеджер сейчас важнее для общества, чем художник или профессор.

10.2 Нашему народу нужно меньше рассуждать и больше заниматься конкретными делами.

10.3 Никому не интересны переживания разных интеллигентов.

10.4 Обсуждение разных взглядов только запутывает людей - решение многих социальных проблем лежит на поверхности.

10.5 Слишком часто люди выносят свою личную жизнь наружу.

10.6 Рассказы, повествующие о мыслях и чувствах, читать интереснее, чем те, где описываются поступки или приключения(-)


11Конформизм.

11.1 Если точку зрения разделяет большинство моих друзей, значит она верная

11.2 Обычно я делаю то, о чем меня просят друзья, даже если это не нравится другим.

11.3 Я всегда поддержу своих друзей, даже если общество против них.

11.4 Я часто развлекаюсь в компании с друзьями, хотя мне не совсем по душе некоторые наши проделки.

11.5 Драться за честь своей команды - почетнее, чем быть успешным индивидуалистом.

11.6 Надо пройти через опасности и испытания, чтобы тебя приняли в команду настоящих друзей


Примечание: утверждения, помеченные знаком (-) подсчитываются в обратном порядке.


Источники:. 1.Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма// Психологическая диагностика, 2017. Том 14, № 1. Режим доступа www.psydiagnostic.ru

2. Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде: Информации-онно-методический сборник //Под ред. доктора пед.наук О.Л. Подлиняева.- Иркутск. 2018. -40с (УДК 3.37 ББК 74.3)


Методические указания по проведению психодиагностики:


В связи с тем, что методика не имеет шкал защиты, необходимо обеспечить создание доверительной обстановки проведения обследования. Для получения более достоверных результатов предлагается анонимный вариант процедуры психодиагностики. Студенты указывают свой возраст и пол на бланке ответов (бланки ответов распечатываются по количеству респондентов, бланки вопросника могут использоваться многократно).

Респондентам необходимо создать условия для спокойной индивидуальной работы и исключить возможность обсуждать варианты ответов с другими студентами.

Далее предлагается вопросник с утверждениями по 11 шкалам (причем названия шкал не обозначаются) и бланк ответного листа. На бланке вопросника дается следующая инструкция: Просим вас принять участие в исследовании мнения молодежи по наиболее актуальным вопросам современности. В бланке ответов укажите ваше мнение по каждому вопросу, выбрав вариант ответа


Полностью согласен

Скорее

согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не согласен

Совершенно не согласен

Респондентам следует сообщить, что обрабатывать результаты ответов они будут сами. После уточнения возможных вопросов, студенты в течение 15-20 минут отвечают на утверждения вопросника, обводя цифру в соответствующей графе ответного бланка. Ряд утверждений подсчитывается в обратном порядке (это отражено в бланке ответов).


После окончания исследования студентам предлагается перенести итоговый показатель по каждой шкале (сумма баллов) в таблицу 1:


Шкала

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Показатель













В устной форме после окончания исследования следует поблагодарить студентов за сотрудничество. При этом следует отметить, что студенты могут обратиться к психологу за информацией о своих результатах.


После сбора бланков психолог (социальный педагог) соотносит индивидуальные результаты с ключом, представленным в таблице 2, где даны показатели по каждой шкале, являющиеся верхней границей нормативного разброса. То есть превышение значения показателя по 3 и более шкалам (указанного в таблице с ключом) служит основанием для отнесения респондента в группу риска.


Шкала

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Показатель

23

23

23

23

23

23

23

23

23

23

23


По каждой группе можно сделать итоговую таблицу с результатами обработки по шкалам и указать кол-во студентов группы риска.


Если в студенческой группе не будет выявлено превышение показателей, об этом следует сообщить респондентам и поблагодарить за участие в исследовании. При выявлении студентов группы риска профилактическая работа проводится кл. руководителем, психологом , преподавателями в групповом варианте .

Ниже представлены материалы для обучающихся.




Исп. И.И. Барковская

8-987-109-54-76

Ответный бланк ___________________________ ______________________________


№ вопроса

Полностью согласен

Скорее согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не согласен

Совершенно не согласен

1.1.

5

4

3

2

1

1.2

5

4

3

2

1

1.3

5

4

3

2

1

1.4.

5

4

3

2

1

1.5

5

4

3

2

1

1.6

1

2

3

4

5

Сумма баллов


2.1

5

4

3

2

1

2.2

5

4

3

2

1

2.3

5

4

3

2

1

2.4

5

4

3

2

1

2.5

5

4

3

2

1

2.6

5

4

3

2

1

Сумма баллов


3.1

5

4

3

2

1

3.2

5

4

3

2

1

3.3

5

4

3

2

1

3.4

5

4

3

2

1

3.5

1

2

3

4

5

3.6

1

2

3

4

5

Сумма баллов


4.1

5

4

3

2

1

4.2

5

4

3

2

1

4.3

5

4

3

2

1

4.4

5

4

3

2

1

4.5

5

4

3

2

1

4.6

5

4

3

2

1

Сумма баллов


5.1

5

4

3

2

1

5.2

5

4

3

2

1

5.3.

5

4

3

2

1

5.4

5

4

3

2

1

5.5.

5

4

3

2

1

5.6.

5

4

3

2

1

Сумма баллов


6.1

5

4

3

2

1

6.2.

5

4

3

2

1

6.3.

5

4

3

2

1

6.4

5

4

3

2

1

6.5

5

4

3

2

1

6.6

5

4

3

2

1

Сумма баллов



7.1

5

4

3

2

1

7.2

5

4

3

2

1

7.3

5

4

3

2

1

7.4

5

4

3

2

1

7.5

5

4

3

2

1

7.6

1

2

3

4

5

Сумма баллов






8.1

5

4

3

2

1

8.2

5

4

3

2

1

8.3

5

4

3

2

1

8.4

5

4

3

2

1

8.5 .

5

4

3

2

1

8.6.

5

4

3

2

1

Сумма баллов


9.1

5

4

3

2

1

9.2

5

4

3

2

1

9.3

5

4

3

2

1

9.4

5

4

3

2

1

9.5

1

2

3

4

5

9.6

1

2

3

4

5

Сумма баллов


10.1

5

4

3

2

1

10.2

5

4

3

2

1

10.3

5

4

3

2

1

10.4

5

4

3

2

1

10.5

5

4

3

2

1

10.6

1

2

3

4

5

Сумма баллов






11.1

5

4

3

2

1

11.2

5

4

3

2

1

11.3

5

4

3

2

1

11.4

5

4

3

2

1

11.5.

5

4

3

2

1

11.6

5

4

3

2

1


Благодарим за ответы!


Для обработки результатов просим Вас перенести ваши показатели по каждой шкале (сумма баллов) в таблицу


Шкала

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Показатель

































Вопросник

Инструкция: Просим вас принять участие в апробации новой методики. В бланке ответов укажите ваше мнение по каждому вопросу, выбрав вариант ответа

Полностью согласен

Частично согласен

Затрудняюсь ответить

Частично не согласен

Совершенно не согласен


1.1. Все люди делятся на сильных и слабых.

1.2 Добро должно быть с кулаками, уметь защитить себя.

1.3 Исконный образ жизни моего народа можно защитить только силой.

1.4 Люди не будут хорошо трудиться, если их не заставлять.

1.5 При общении с приезжими надо показывать, кто в доме хозяин.

1.6 Почти все разногласия можно решить с помощью переговоров


2.1 Если меня кто-то оскорбит, я могу действовать очень жестко.

2.2 Часто попадаются люди, которые раздражают меня одним своим присутствием.

2.3 Иногда невозможно удержаться от драки.

2.4 Надписи на стенах - приемлемый способ выразить свое недовольство, если нет других

путей.

2.5 Не стоит церемониться с людьми, которые тебе не нравятся.

2.6 Человека можно понять, если его разозлили, а он ударил в ответ или сломал какую-либо

вещь


3.1 К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.

3.2 Каждый человек либо хороший, либо плохой.

3.3 Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»».

3.4 Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные.

3.5 Я могу представить человека другой расы своим близким другом

3.6 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей


4.1 Мне всегда важно, чтобы обидчик был наказан, а жертва отомщена.

4.2 Многие социальные проблемы будут решены, если мы избавимся

от аморальных и малодушных людей.

4.3 Прежде всего, нашему обществу нужна дисциплина и решительность в борьбе за наши исконные ценности.

4.4 Оскорбление чести и достоинства всегда нужно карать.

4.5 В нашем обществе добиться справедливости важнее, чем проявлять жалость к отдельным

людям.

4.6 Некоторые преступления заслуживают более тяжкого наказания, чем тюрьма: иногда

преступников следует публично казнить.


5.1 Вполне возможно, что эта серия войн и конфликтов раз и навсегда будет остановлена

землетрясением, наводнением или иной катастрофой, которая уничтожит мир.

5.2 В нашем обществе нет смысла быть честным и заботиться о среде обитания - все равно

другие продолжают обманывать и все портить.

5.3 Сегодня везде царит неуверенность, мы должны быть готовы к кризисам, жестким

конфликтам и переворотам.

5.4 Наше общество стоит на пороге гибели.

5.5 Нет смысла в напряженной учебе или работе — все равно все достается тем, кого устроят

родители.

5.6 Я отлично знаю, что в этом обществе от меня ничего не зависит.


6.1 Есть знаки, в которых скрыто особое знание.

6.2 Каждый должен верить в свое предназначение, идти дорогой, которая предначертана

судьбой.

6.3 Люди не осознают, что наша жизнь управляется заговорами и тайными организациями.

6.4 Наука не всегда полезна, поскольку существует много такого, что человеческий разум не в

силах понять.

6.5 От символов, которые используют люди, часто зависит их судьба.

6.6 Тот, кто понимает тайное значение древних символов, может влиять на других людей.


7.1 Безопаснее всего предполагать, что в каждом человеке есть злые черты, которые вылезут на

поверхность при возможности.

7.2 Все продается и все покупается, вопрос только в цене.

7.3 Мне не нравятся большинство окружающих меня людей и вообще мир вокруг.

7.4 Человек человеку волк, и все заботятся лишь о себе.

7.5 Чем больше возможностей, тем вероятнее, что человек ступит на плохой путь.

7.6 Со всеми людьми можно найти общий язык


8.1 В наше время требуется больше увлеченных романтиков и энтузиастов.

8.2 Люди, у которых нет планов преобразовать наше общество, кажутся мне странными.

8.3 Известности и признания заслуживают только смелые люди, действующие наперекор

пассивному большинству.

8.4 Худший недостаток быть занудным человеком, который всегда действует по инструкции

8.5 Человека, который много сделал для человечества, можно простить за жесткие поступки и

неуживчивый характер.

8.6 Я считаю, что люди должны быть способны отдать жизнь за свои идеи.


9.1 Нам нужны не программы и законы, а несколько храбрых, неутомимых и преданных

лидеров, в которых люди могут верить.

9.2 Правы люди, которые всегда следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то

можно».

9.3 Среди тех, кто сидит в тюрьме, многие - настоящие герои.

9.4 Только слабые и трусливые люди стремятся выполнять все правила и законы

9.5 Законы у нас принимают для того, чтобы в стране был порядок

9.6 Работа полицейского всегда заслуживает уважения


10.1Бизнесмен или хороший менеджер сейчас важнее для общества, чем художник или

профессор.

10.2 Нашему народу нужно меньше рассуждать и больше заниматься конкретными делами.

10.3 Никому не интересны переживания разных интеллигентов.

10.4 Обсуждение разных взглядов только запутывает людей - решение многих социальных проблем лежит на поверхности.

10.5 Слишком часто люди выносят свою личную жизнь наружу.

10.6 Рассказы, повествующие о мыслях и чувствах, читать интереснее, чем те, где описываются поступки или приключения


11.1 Если точку зрения разделяет большинство моих друзей, значит она верная

11.2 Обычно я делаю то, о чем меня просят друзья, даже если это не нравится другим.

11.3 Я всегда поддержу своих друзей, даже если общество против них.

11.4 Я часто развлекаюсь в компании с друзьями, хотя мне не совсем по душе некоторые наши

проделки.

11.5 Драться за честь своей команды - почетнее, чем быть успешным индивидуалистом.

11.6 Надо пройти через опасности и испытания, чтобы тебя приняли в команду настоящих

друзей





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!