СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест "Формирование читательской грамотности "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по формированию читательской грамотности к разработке урока "Мудрость народов в пословицах и поговорках"

Просмотр содержимого документа
«Тест "Формирование читательской грамотности "»

МКОУ «Печениченская ОШ»





Методическая разработка по формированию

читательской грамотности

на уроке литературы при изучении темы «Мудрость народов в пословицах и поговорках», 7 класс











Автор методической разработки:

учитель русского языка и литературы Кудрявцева Галина Ивановна (высшая категория)

Пояснительная записка


Данная тема разработана и представлена в подробном варианте, она послужила основой для создания урока текущего контроля, практическая часть которого представляется в данной работе.



Методическая разработка по формированию читательской грамотности

на уроке литературы при изучении темы «Мудрость народная в пословицах и поговорках», 7 класс.



Практическая часть


Часть 1.

Задания, проверяющие читательские умения находить и извлекать информацию:


Задание 1


Назовите четыре причины, по которым необходимо изучать и хранить народную мудрость в кратких текстах.

1.---------------------------------------------------------------------------------------------------

2.---------------------------------------------------------------------------------------------------

3.---------------------------------------------------------------------------------------------------

4. --------------------------------------------------------------------------------------------------


Задание 2


Опираясь на текст, определите, о чём говорит народ в пословицах и поговорках и установи их примерную последовательность по степени важности:

Дом 1

Родина 2

Красота 3

Доброта 4

Мир 5



Задание 3

Прочитайте данные ниже утверждения и найдите в тексте информацию, в которой объясняется, какие качества характера героя помогают ему, кратко запиши:

А) Жить – Родине служить.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Часть 2.

Задания, проверяющие читательские умения интегрировать и интерпретировать информацию:


Задание 1


Какова основная цель кратких литературных текстов? Выберите все правильные ответы:


А) Рассказать о новом и важном.

Б) Рассказать о мужестве и нравственном совершенстве.

В) Показать отношение эпохи к определённой теме.

Г) Убедить потомков в необходимости сохранять и передавать накопленные знания.


Задание 2


Какое утверждение текста правильно передаёт основную тему пословицы «Родина – Мать, умей за неё постоять»? Найдите один правильный ответ.


А) Знайте, что родина велика, и везде можно найти себе труд по интересу.

Б) Учитывайте, что никто кроме вас не сумеет защитить свой народ.

В) Помните, что родная земля всем дорога.

Г) Не забудьте, что родина ждёт от вас успехов в служении и труде .


Задание 3


Какие правила нравственного поведения человека уважаемы в народной памяти? Сформулируйте и запишите четыре важных правила.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1.-----------------------------------------------------------------------------------------------------2.-----------------------------------------------------------------------------------------------------3.----------------------------------------------------------------------------------------------------

4.----------------------------------------------------------------------------------------------------


Часть 3.

Задания, проверяющие читательские умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста:


Задание 1

Используя информацию текста и своё понимание проблемы, опишите в 3-х пунктах, как можно и нужно сохранять народную мудрость.


1.-----------------------------------------------------------------------------------------------

2.-----------------------------------------------------------------------------------------------

3.-----------------------------------------------------------------------------------------------



Задание 2


Из информации текста сделайте вывод о том, что является самым главным богатством с точки зрения народа. Выберите один правильный ответ.


А) Золото и полезные ископаемые.

Б) Это люди с высокими нравственными принципами и мужественным характером.

В) Историческая память.

Г) Большое количество древесины для строительства

-------------------------------------------------------------------------------------------

Подумай, что можешь ты рассказать тем, кто ещё не знает пословиц, поговорок, и кратких метких выражений.



Ответы:


Часть1.

Задание 1.Примерные ответы.


  1. Это особый клад знаний.

  2. Такие произведения не требуют отдельного места для хранения.

  3. Пословицы и поговорки быстро запоминаются и являются образной иллюстрацией.

  4. Мудрость народная несёт в себе поучительный смысл и помогает в нравственном выборе при совершении поступка.


Задание 2

  1. Родина, 2 – мир, 3-дом, 4 – доброта, 5- красота.

Задание3.

1: любовь к отчизне и родной земле, стойкость, мужество, храбрость.

2:старание, усердие, терпение, ответственность.


Часть 2.

Задание 2: все ответы верны.

Задание 2.

Б) Учитывайте, что никто кроме вас не сумеет защитить свой народ.

Задание 3.

1 Сохранение Вера. 2. Любовь к Отчизне. 3.Уважение к старшим.4. Забота о беззащитных.


Часть 3.

Задание 1.

  1. В памяти народной. 2. В Штандартах страны. 3. В литературных памятниках.


Задание 2.

Б) Это люди с высокими нравственными принципами и мужественным характером.













Заключение. О пользе чтения

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи, и причин тому много. Современному ребенку, с младенчества окруженному огромным количеством благ цивилизации, научных и технических приспособлений, облегчающих жизнь и быт, непонятны, странны и утомительны ежедневные медленные и кропотливые путешествия в стране удивительных книг. У некоторых они вызывают не уважение и восхищение, а гримасу раздражения и пренебрежения: «Эти древние времена, ужас! Как только жили!». Между тем, мы даже не отдаем себе отчета в том, что потихонечку «развоплощаемся», передавая технике свои умения, навыки и возможности. А вдруг умная техника даст планетарный сбой? Насколько мы окажемся сильны перед лицом испытаний; не наша техника, а мы – сами?! И что останется у нас?

Привить любовь к чтению может само чтение.

Первым основным руководителем детского чтения является семья. Именно родители (а также другие члены семьи) читают ребёнку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребёнком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируют домашнюю библиотеку, советуют ребёнку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах их читательского развития.

К. Д. Ушинский сказал так: «Читать — это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело».

Каждому человеку очень важно понимать, какую книгу он читает и чему он может научиться при общении с книгой и её героями, а человек, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в её содержание. Он представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий, искренне радуется или печалится, следя за судьбами литературных героев. Такому читателю свойственно «действенное» воображение, а после чтения он охотно играет в приключения любимых литературных героев, рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты из любимых книг, легко сочиняет сам. Эта деятельность читателя естественна, она отвечает его потребностям и возможностям. Чтение и поныне самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда.

Залог нравственного совершенствования личности заключается в правильном выборе своего собеседника – книги.

Никогда нас не оставят и не предадут наши верные друзья – книги. Они всегда с нами, и в любую минуту можно открыть любимую страничку и насладиться общением с удивительным героем и его приключениями.



8

Кудрявцева Галина Ивановна, 2022


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!