СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал по ОУД. История Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по ОУД. История Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества содержит текст лекция по данному разделу, задания для студентов.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал по ОУД. История Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества»

Теоретический материал по дисциплине ОУД. «История»

По разделу 1. Древнейшая стадия истории человечества


ЛЕКЦИЯ № 1 ВВЕДЕНИЕ

Основы исторического знания


Значение изучения истории. Можно привести немало мыслей великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали и многие другие выдаю­щиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель де Серван­тес отмечал, что «история - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предо­стережение для будущего», а русский писатель Леонид Ан­дреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

В приведенных и во многих других подобных высказыва­ниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого по­могает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на колоссальные различия между прошлым и настоящим, нетрудно увидеть, что очень многое в жизни человечества остается неизменным с момента его по­явления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого должны были трудиться, используя природные ресурсы. Взаимодействуя друг с другом, они объ­единялись в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили конфликты, столкновения, но одновременно существовали и взаимовыгодные связи, со­трудничество. С древнейших времен человек пытался осо­знать свое место в мире, поэтому важное место в его жизни занимали проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).

Каждая из сфер жизни человеческого общества имеет свои закономерности, которые и изучает историческая наука. По­знав эти закономерности, опираясь на опыт прошлого, мож­но использовать их и в современном мире, в наши дни. Русский философ Арсений Гулыга писал: «История - школа поведения. В прошлом люди ищут и находят верные образцы. Опыт истории - верный ориентир, которым зачастую

пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы».

Правда, существует один давно известный афоризм: «Исто­рия учит тому, что она ничему не учит». И действительно, изучая историю, несложно заметить, что новые поколения людей часто совершают ошибки своих предшественников. Наверное, так происходит из-за самоуверенности каждого но­вого поколения, подкрепленной чувством превосходства над некогда жившими людьми: ведь люди в прошлом не знали многое из того, что знает любой современный человек. Одна­ко нельзя забывать, что человечество во все времена решало, иногда удачно, иногда нет, задачи не менее сложные, чем те, что стоят перед нами сегодня.

С другой стороны, несомненно, и то, что неиспользование «уроков истории» может происходить и из-за недостаточного знания истории. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его специальности. Извест­ны слова русского мыслителя Николая Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению мате­матики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным челове­ком, но не любить истории может только человек, совершен­но не развитый умственно».

Проблема достоверности исторических знаний. В мире происходило и происходит множество больших и малых со­бытий. Знать все, конечно же, невозможно. Поэтому события, прежде всего нуждаются в расположении по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассма­тривать конкретные события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.

Но в истории, в отличие от многих других наук, имеется и своя «ахиллесова пята». Объект исторической науки — про­шлое — можно назвать нереальной реальностью.

Правиль­ность наших знаний о прошлом проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) здесь во многом неосу­ществимы. Так можно ли быть уверенным в истинности на­ших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал при­емов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиво­речивыми.

Разумеется, современный историк не может открыть «всей правды», ведь машина времени еще не изобретена. Но «вся, правда» недоступна и любой другой, даже самой точной, нау­ке, поскольку мир бесконечен, так же как бесконечен и про­цесс его познания.

Между историками идут споры по множеству проблем. Не­редко совершаются открытия, иногда принципиально изме­няющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оце­нок прошлого. Именно такие факты и оценки становятся основой учебной литературы по истории.

Исторические источники и основные методы работы исто­рика. Важнейшей проблемой исторической науки является про­блема источников. В самом общем плане историческими ис­точниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. К таким свидетельствам относится все, созна­тельно созданное людьми, и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Историческими ис­точниками является также и «прошлое в настоящем» — напри­мер, языки, на которых говорят ныне народы мира (большин­ство из них сложилось в глубокой древности), существующие

и поныне обычаи и традиции, географические названия и т.д.

При разработке какой-либо темы историк стремится при­влечь как можно более широкий круг источников. При клас­сификации источников принято учитывать их происхожде­ние, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

1) письменные;

2) вещественные;

3) этнографические;

4) устные (фольклорные);

5) лингвистические;

6) кино- и фотодокументы;

7) фонодокументы.

Понятно, что многие источники трудно отнести к какой- либо одной форме. Например, монеты являются одновремен­но и вещественными, и письменными источниками, а ценные фольклорные источники дошли до нас в письменном виде.

Тем не менее, форма источников во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспо­могательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам изучать следы прошлого. Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных памятников в их историческом разви­тии (начертательные элементы письменности, особенности графики, почерковедческий анализ, материал для письма и т.д.). Многие памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отли­чия. В этом случае историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их пер­воначальный вид.

Письменные источники дают самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется знание языков. Многие древние письменные источники на­писаны либо мертвыми (не существующими ныне) языками, либо устаревшими формами современных языков. Ряд мерт­вых языков никогда не забывались (древнегреческий, латин­ский), другие были расшифрованы только в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), есть и такие, что не разгаданы до сих пор (на­пример, эламский, этрусский). Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии.

Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются именно на данные археологических раскопок. Да и ни, роль археологических материалов очень ве­лика (так, важные данные о Великой Отечественной войне получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев).

Археологические раскопки, организованные учеными, в настоящее время проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.

С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени.

Антропология особенно важна при воссоздании истории фор­мирования и расселения народов. Свою лепту в этот процесс вносит и историческая лингвистика (языкознание), цель которой - происхождение и развитие древних и современ­ных языков. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических на­званиях). Ценнейшие сведения дают монеты, которые изуча­ет нумизматика, гербы являются объектом геральдики, пе­чати изучает сфрагистика.

В изучении истории важное место отводится этнографии. Исследование быта, обычаев и традиций, культурно-исторических отношений, а в целом - образа жизни народов помогают воссоздать прошлое всего человечества. Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях и преданиях, легендах и сказках. Изучающая эти источники фольклористика, несомненно, вносит огромный вклад в историческую науку. Количество исторических источников увеличивается по мере развития человечества. В XIX — начале XX в. появи­лись фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй по­ловине XX в. стали создавать документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического иссле­дования, но в то же время обостряет вопрос отбора источни­ков.Целью изучения исторических источников является из­влечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который он хочет найти ответ. Соответственно, любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), благодаря которому можно выявить решенные и нерешенные проблемы, противоречия прежних исследователей. Историк должен оценить возможность решения интересующей его проблемы с точки зрения наличия необходимых для этого источников.

При отборе фактов, почерпнутых из источников, оценке их значимости и, главное, их интерпретации историк опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, или логическая организация работы, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие более подробно разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или нет содержащиеся в источнике сведения.

Процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания.

Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?

В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу (рождение - расцвет - упадок - гибель). Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя на этом пути возможны и временные отступления.

В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в XIX в. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определялась господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (последняя понималась как высший этап развития; предполагалось, что ее складывание начинается на этапе социализма).

Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни стран и народов, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Понятие формации характеризовало, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные страны и народы вступали в соответствующую формацию в разное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему принято было укладывать всю всемирную историю.

Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд действительно существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе развития был сходный уклад жизни - период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в Средние века, можно обнаружить и во многих других регионах мира. Несомненно и существование особого уклада, господствующего ныне в мире, который называют капитализмом.

Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит применительно к истории других частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм в Азии принимал весьма специфические, отличные от Европы, формы.

Формационный подход во многом не учитывает также и природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие схемы.

Так, важнейшей гранью в истории человечества является его переход от присваивающего хозяйства к производящему, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства - присваивающее и производящее - определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и историю человечества делят на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории. В наши дни при характеристике направления развития общества часто используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескьё делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.

Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная (традиционная) цивилизация и индустриальная{современная) цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей было сельское хозяйство, в индустриальную - промышленность. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу называют модернизацией. Выделяют также постиндустриальную (информационную) цивилизацию, ряд стран вступили в нее во второй половине XX в.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций в основном лежат в сфере экономики. Поэтому и данное деление также можно считать формационным.

Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии определения локальных цивилизаций лежат, прежде всего в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы. Поэтому даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточ­ную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо- мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный и цивилизационный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез исто­рии (разное время - разные формации), а понятие «цивили­зация» - пространственный (разные регионы - разные цивилизации). Формационный подход нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов, влияние на это развитие природно-географических факторов.

Сочетание подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капитали­стической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная.

С вопросами общего направления развития человечества тесно связана и проблема периодизации истории.

Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление на историю Древне­го мира, историю Средних веков, историю Нового времени и историю Новейшего времени.

В последнее время от истории Древнего мира стали отде­лять эпоху первобытности (в западной литературе этот пери­од обозначают не совсем, как представляется, корректным термином «предыстория», популярным сейчас и среди неко­торых российских историков).


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. Для чего изучают историю? В чем состоят особенности истории как науки?

2. Что такое исторические источники? Перечислите и кратко охарактеризуйте их виды.

3. Какие науки помогают историкам извлекать информацию из исторических источников? Составьте схему, показывающую процесс работы историка.

4. В чем состоят особенности формационного и цивилизационного подходов? Составьте и заполните таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить эти два подхода.


ЛЕКЦИЯ 2. Происхождение человека. Люди эпохи палеолит.

Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, — это появление человека.

Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знаменитого шведского ученого XVIII в. К.Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих - приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян.

Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно. Вероятно, поиски следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например, дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов.

Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

Проблемы происхождения человека. По вопросу происхождения человека антропогенеза - существует несколько теорий. В нашей стране большой известностью пользовалась трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории труд, к которому вынуждены были обратиться предки человека, привел к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Она отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями.

В настоящее время существуют разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где в основном происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий (смен полюсов Земли). Инверсии, происходящие раз в сотни тысяч лет, сопровождаются временным исчезновением магнитного поля Земли и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Радиация - это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно радиация вызывала анатомические изменения, что и привело в итоге к появлению человека.

Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст около 30 - 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека - австралопитека (возраст 4 - 5,5 млн. лет). Австралопитеки, скорее всего, еще не умели изготовлять орудий из камня, но по внешнему облику они походили на первое существо, создававшее такие орудия.

Самые древние каменные орудия (возраст около 2,6 млн. лет), созданные рукой человека, найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии. Почти столь же древние изделия обнаружены в ряде районов Восточной Африки, в частности в ущелье Олдувай (Олдовай) в Танзании. В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными Homo habilis - человек умелый. Наиболее характерными орудиями человека умелого являются каменные гальки, оббитые с одной или двух сторон.

Главным занятием человека с момента его появления была охота, в том числе и на довольно крупных живот­ных (слонов).1Обнаружены даже жилища древнейших людей в виде огра­ды из больших камней, сложенных кругом. Сверху их, воз­можно, покрывали ветками и шкурами.

Виды человека. Расселение древнейших людей. Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между человеком умелым и следующим видом человека Homo erectus - человеком прямоходящим, или, дословно, выпрямленным. Самая древняя находка останков человека прямо­ходящего в Восточной Африке датируется 1,7 млн. лет назад. Некоторое время Homo erectus сосуществовал с Homo habilis, но важно отметить, что человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достаточно велик.

Наиболее распространенным орудием человека стало ручное рубило. Это был продолговатый инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого: им удобно резать, копать, долбить, скоблить шкуру убитого животного. Другим величайшим достижением человека прямоходящего стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом 1,5 млн. лет назад и найдены в Восточной Африке.

Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом около 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. голландский антрополог Э.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропов (обезьяночеловек). В начале XX в. в пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков человека прямоходящего и множество его изделий, а также следы древних стоянок открыты в ряде мест Европы, в том числе на территории России.

Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Homo sapiensчеловек разумный.

Согласно современным представлениям первоначально существовали два подвида Homo Sapiens: развитие одного из них привело к появлению около 130 тыс. лет назад неандертальца. Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Внешне неандерталец имел сходство с современным человеком. Однако у него были низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами, подбородочный выступ у неандертальца почти отсутствовал.

Главное отличие неандертальца от предшествующих видов состоит в появлении захоронений. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять скелетов неандертальцев. Рядом со скелетами нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветов. Это может свидетельствовать о существовании у неандертальцев религиозных верований, определенной системе мышления и речи и достаточно сложной социальной организации.

Одновременно существовал другой подвид. В своем развитии он привел к появлению человека современного типа.

Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Некоторые исследователи не относят неандертальца к виду Homo sapiens. Есть и приверженцы теории, что современный человек все же произошел от неандертальца.

Примерно 40 - 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых людей современного типа называют кроманьонцами.

С появлением кроманьонцев заканчивается процесс антропогенеза.

Некоторые исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад, в Африке или на Ближнем Востоке, а 40-35 тыс. лет назад на­чали заселять Европу и другие континенты.

Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты. При- ледниковые земли были довольно густо населены людьми, поскольку там обитали животные, являвшиеся для человека главным объектом охоты. Речь в первую очередь идет о мамонтах, шерстистых носорогах и пещерных медведях (этих животных называют палеолитическая триада).

Необходимость противостоять тяжелым условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при участии в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (австралийские аборигены, бушмены, ряд племен Амазонии), по археологической периоди­зации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди, подобно стаям современных обезьян, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах приматов (человекообразных обезьян) вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У ряда изученных этнографами отсталых народов также выявлена система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами группы. Следует предположить, что такая же система существовала и у первых людей. Однако есть и другое мнение, подтвержденное этнографами. В большинстве отсталых племен зафиксированы отношения, которые ученые назвали «первобытный коммунизм». Черты «первобытного коммунизма» - равенство членов группы, взаимовыручка и взаимопомощь. Авторитетом в таких человеческих коллективах пользуются те, кого все члены признают самым опытным и умным. Очевидно, именно такие отношения и преобладали в первобытном обществе.

Данные археологии, этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) - коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 - 150 человек. Все члены родовой общины совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудия труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли опытные люди, как правило, старшие по возрасту (вожди или старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на сходке всех ее взрослых членов.

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок своей группы. Ученые предполагают, что у древних людей после ликвидации системы доминирования вожака половые отношения приобрели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором мужчины одного рода вступали в брак только с женщинами другого рода и наоборот. Данный обычай способствовал биологическому про­грессу человечества.

Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, которые участвовали в групповом браке, затем родов становилось все больше. Со временем появились ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на группы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими возрастными группами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным.

Долгое время господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья во главе со старшим мужчиной. В настоящее время высказываются мнения, что эти два этапа не были универсальными для всех первобытных народов.

Достижения людей палеолита. В качестве материала для изготовления орудий труда и охоты кроманьонцы использовали, прежде всего, кремень, а также обсидиан, яшму и иные породы твердого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсальным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прокалывали в них дырки проколкой или остроконечником, резали ножом, резцом и т.д. Изготавливали и составные орудия: к деревянной рукоятке привязывали обработанный камень, и получалось копье, топор. Режущие края орудий научились заострять с помощью нажатий и легких ударов (ретушь).

Холодный климат привел к появлению одежды и совершенствованию жилищ. В Западной Европе и ряде других мест для жилья широко использовались пещеры. Некогда считалось, что все первобытные люди жили в пещерах, их даже называли троглодиты (пещерные люди). Однако в Восточной Европе, в местах, где были пещеры (например, на Урале), человек селился в них далеко не всегда. Здесь обычно выкапывали круглую или овальную яму, по ее краям ставили загибавшиеся вовнутрь бивни мамонтов, которые сверху покрывали шкурами, ветками и засыпали землей. В таком «доме» обитало до пятидесяти человек.

В среднем палеолите происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, шили одежду. Дети помогали женщинам, подросшие мальчики охотились наравне с мужчинами.

Со временем человеческие племена заселили практически всю Евразию. Во времена потеплений они продвигались на север, при наступлении ледника отходили на юг.

Сорок тысяч лет назад (а может, и раньше) началось заселение Америки. Предполагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льду. В период позднего палеолита были заселены Австралия и острова Полинезии.

Для конца эпохи палеолита фиксируется сосуществование в разных частях земли различных археологических культур(археологическая культура охватывает группу стоянок со сходным инвентарем). Это свидетельствует о зарождении этнических отличий между группами населения нашей плане­ты. Еще раньше стали складываться три основные расы человечества: негроидная, европеоидная и монголоидная.

Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. С помощью каменных орудий делали даже хирургические операции: от­резали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, что­бы удалить опухоль.

Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представлений о существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия отличалась от религий, существующих в современном мире. Для древних людей боги и духи не были потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались в конкретных объектах: камнях, деревьях, животных, горах. Богами считались и предки рода. Люди ощущали свою постоянную связь с такими богами. Они полагали, что могут воздействовать на них: задабривать, кормить (жертвоприношения), даже наказывать.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научных дискуссий.

Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось еще у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является пещерная (наскальная) живопись. В пещерах обнаружены сотни великолепных красочных реалистичных изображений животных: мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки создавались от 30 до 12 тыс. лет назад. Некоторые изображения, очевидно, служили для колдовских охотничьих обрядов.

Не менее интересна скульптура палеолита. Часто это фигурки животных из камня или кости. Их также использовали в обрядовых целях (на них сохранились следы ударов, ко­торые наносились каменными наконечниками).

В отличие от изображений животных изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все человеческие фигуры имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических Венер - небольших (5 - 15 см) статуэток женщин, обычно обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также в Прибайкалье. Историки предполагают, что это изображения прародительниц рода. Подобные скульптуры выражали также идеи материнства, плодородия.

Палеолит на территории России. Самые первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Улалинка и У-Кан (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки.

Одним из самых известных мест, связанных с пребыванием древних людей, является Капова пещера в Башкирии. Там найдено более сорока выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носороги. Возраст рисунков - 15 - 13 тыс. лет.

Уникальным является Костенко-Борщевский район около Воронежа. Здесь на небольшой территории раскопаны 24 сто­янки и 4 погребения, найдено колоссальное количество каменных и костяных орудий, статуэток, прежде всего палеолитических Венер.

На стоянке Сунгирь под Владимиром раскопаны два захоронения, сделанных 25 - 30 тыс. лет назад. В одном из них, возможно, лежал вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонта. Руки украшали более двадцати браслетов, изготовленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила, где захоронены мальчик 12 - 13 лет и девочка 7- 8 лет. Их одежда также богато украшена изделиями из кости, всего собрано 7,5 тыс. бусинок. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества.

2. Что такое антропогенез? Каковы современные взгляды на антропогенез?

3. Какие трудности пришлось преодолеть древним людям? Что позволило им преодолеть эти трудности?

4. Что такое родовая община? Могли бы люди выжить без этой организации?

5. Каковы достижения людей эпохи палеолита?

6. В чем особенности религиозных представлений первобытных людей по сравнению с современными религиями?

7. Опишите главные черты первобытного искусства.

8. Назовите известные вам памятники палеолита на территории России. Знаете ли вы о таких памятниках на территории ваше­го города, района, области, края, республики?

9. Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства.


ЛЕКЦИЯ 3

Тема: Неолитическая революция и ее последствия.

Что такое неолитическая революция. В течение миллионов лет люди жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Человек «присваивал» себе дары природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Люди целиком зависели от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи. Около 11—10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди стали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты. Зависимость от окружающей среды намного уменьшилась. Такой тип хозяйства называется производящим.

Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.

Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них.

Эти перемены историки назвали неолитической революцией.

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.

В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходи­ли в море.

Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки — пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.

Для срезания колосьев злаковых культур люди изобрели особое орудие — серп. Вдоль внутренней поверхности изогну­той деревянной палки или кости выдалбливали паз, в него вставляли вплотную друг к другу остро наточенные камушки размером в 1 — 2 см (микролиты) и закрепляли все смолой или бетоном. Если один из микролитов ломался или выпадал, его легко могли заменить другим, поскольку их делали одинаковыми, в виде трапеций или треугольников. Позже микролиты стали использовать для изготовления составных ножей, мечей, топоров, копий.

После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.

Зарождение производящего хозяйства. Собиратели злаков заметили: если зерно зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из него вырастает колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства пшеницы, проса, ячменя и других злаков.

Из-за засухи дикие овцы, козы, коровы, свиньи стали заходить в поселения людей в поисках воды. Члены общины часто ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем таких животных стали кормить, пасти, а самых спокойных и крупных отбирали для размножения. Постепенно домашние животные стали отличаться от диких по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Появилось животноводство (скотоводство).

Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита).

Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья — сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X — IX тысячелетиями до н.э.

Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.

В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (первые изделия из обожженной глины датируются VIII тысячелетием до н.э.). Появился гончарный круг. Из глины же изготавливали и кирпичи, используемые в строительстве.

Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плугом. Со временем для пахоты начали использовать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII — VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V — IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV — III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа (железный век) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России. В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых начали разводить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.

Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торговли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носило комплексный характер. Выращивание злаковых культур, фруктов и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природных условиях очень скоро привели к появлению специализации.

На плодородных землях основным занятием становится земледелие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после одомашнивания лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер.

Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. (ремесленники). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.

Произошло второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовало развитию обмена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так зародилась торговля.

Начало формирования народов. С освоением производящего хозяйства усилились различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, становления ремесел, развитие шло быстрее.

Природно-климатические условия оказывали влияние на формирование народов, говоривших на разных языках.

Ученые предполагают, что некогда предки носителей родственных языков представляли единые общности и жили в одном месте. Затем отдельные группы отделялись, смешивались с другими племенами, и в языках появлялись и усиливались различия.

В научном мире до их пор не утихает спор, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания производящего хозяйства. Несомненно, и там, и в Северной Африке в древности обитали племена, давшие начало семито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии жили племена, положившие начало народам, говорящим на индоевропейских языках. В наше время индоевропейскими языками пользуется значительная часть населения Земли. В частности, русский относится к восточнославянской группе индоевропейских языков.

Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев так­же является предметом споров уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных пространствах от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). Большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV — III тысячелетиях до н.э., но есть мнения и о более раннем периоде (VI — V тысячелетия до н.э.).

Ранее полагали, что прародина индоевропейских народов — Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников среди ученых. Наиболее распространенной считается теория балкано-дунайской прародины индоевропейцев. Популярна также версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). Наконец, высказывается мнение о восточно-анатолийской прародине (север Передней Азии).

Основным занятием племен индоевропейцев долгое время являлось скотоводство. Однако овладение секретом изготовления бронзового оружия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешиваясь с другими племенами и передав им свои языки, индоевропейцы заселили почти всю Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и другие земли.

Эволюция общественных отношений. Соседская община. Период мезолита и неолита стал временем перемен в общинах.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда и использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых и особенно железных орудий труда. Родовая община уступила место соседской общине.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине стали собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, но расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.

У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах оставалось собрание, в котором принимали участие все взрослые члены. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями (обычное право). Организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.

Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.

Со временем члены общины (племени) начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем пожертвования перешли в разряд обязательных податей, похожих на налоги. Материальной основой такого явления можно считать успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год, произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и особо отличившиеся воины получали лучшую часть добычи. Среди добычи были и пленные. Раньше их либо отпускали, либо приноси­ли в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать на победителей (опять же потому, что человек уже мог произвести больше, чем было необходимо ему самому). Так появились рабы.

Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. В союзе доминировало одно племя, иногда силой заставляя других вступать в него. Нередким становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники — помощниками по управлению покоренными.

Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.

Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.

Зарождение городов. Некоторые поселки земледельцев превращались в крупные поселения. Вокруг них возводили стены из камня. Такие поселения напоминали города. Города становились местом пребывания вождей племен, откуда они управляли подвластной им округой. В центре такого города обычно возвышался один или несколько храмов, которые считались жилищами богов. В особом почете были боги солнца, ветра и дождя, управлявшие, как считалось, явлениями природы, от которых во многом зависела жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII — VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!