СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы применения ТРКМ на уроках русского языка и литературы (презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы применения ТРКМ на уроках русского языка и литературы (презентация)»

«Развитие речевой деятельности учащихся через применение технологии критического мышления» Подготовила: Зайчикова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г.Покров

«Развитие речевой деятельности учащихся через применение технологии критического мышления»

Подготовила: Зайчикова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г.Покров

Слово приобретет свой смысл только во фразе,  но сама фраза приобретет свой смысл только в контексте абзаца,  абзац – в контексте книги,  книга – в контексте всего творчества автора.  Л.С. Выготский

Слово приобретет свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретет свой смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора. Л.С. Выготский

Условия возникновения и актуальность опыта инновационные процессы, протекающие в современном обществе и системе образования; изменение развития познавательных процессов у современных школьников, поиск новых методов и подходов в обучении; актуальность и многофункциональность технологии развития критического мышления (ТРКМ); Развитие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций; Подготовка к ОГЭ и ГИА выпускников школы; Развитие функциональной грамотности учащихся.

Условия возникновения и актуальность опыта

  • инновационные процессы, протекающие в современном обществе и системе образования;
  • изменение развития познавательных процессов у современных школьников, поиск новых методов и подходов в обучении;
  • актуальность и многофункциональность технологии развития критического мышления (ТРКМ);
  • Развитие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций;
  • Подготовка к ОГЭ и ГИА выпускников школы;
  • Развитие функциональной грамотности учащихся.
Ведущая педагогическая идея Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс со-творчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся и функциональной грамотности учащихся

Ведущая педагогическая идея

Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс со-творчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся и функциональной грамотности учащихся

Определения критического мышления Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся.  Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций , заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы. Критическое мышление — это поиск здравого смысла : как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление представлено как «мышление о мышлении», умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.

Определения критического мышления

  • Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся.
  • Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций , заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
  • Критическое мышление — это поиск здравого смысла : как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление представлено как «мышление о мышлении», умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.
ТРКМ направлена на достижение образовательных результатов:   умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; 1 умения пользоваться различными способами интегрирования информации; 2 умения задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; 3 умения  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; 4 умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других людей и др. 5

ТРКМ направлена на достижение образовательных результатов:

умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

1

умения пользоваться различными способами интегрирования информации;

2

умения задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

3

умения  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно

и корректно по отношению к окружающим;

4

умение аргументировать свою точку зрения

и учитывать точки зрения других людей и др.

5

Цель и задачи опыта Цель: изучение и использование  приёмов технологии критического мышления как средства развития речевой деятельности учащихся.   Задачи: изучить конкретные приёмы ТРКМ; использовать и апробировать опыт; сформировать банк методических разработок по теме проекта; выявить влияние ТРМК на подготовку выпускников к ГИА; оценить  результативность данных приемов и методов.  

Цель и задачи опыта

  • Цель: изучение и использование  приёмов технологии критического мышления как средства развития речевой деятельности учащихся.  
  • Задачи:
  • изучить конкретные приёмы ТРКМ;
  • использовать и апробировать опыт;
  • сформировать банк методических разработок по теме проекта;
  • выявить влияние ТРМК на подготовку выпускников к ГИА;
  • оценить  результативность данных приемов и методов.  
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления 1. Стадия вызова Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Возможные приёмы и методы Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка «известной информации», рассказ: -предположение по ключевым словам; -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д.

Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления

1. Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Возможные приёмы и методы

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка «известной информации», рассказ:

-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

2. Стадия осмысления Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Возможные приёмы и методы Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: -маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

2. Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Возможные приёмы и методы

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

3. Стадия рефлексии Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Возможные приёмы и методы Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных ответов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе); -исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

3. Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Возможные приёмы и методы

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных ответов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Первая стадия - вызов. «Мозговая атака»; «Ключевые слова»; «Кластер»; «Древо предсказаний»; «Верите ли вы, что……»; «Знаю – хочу узнать – узнал»; «Корзина идей»; «Мысль по кругу»;  «Верное – неверное утверждение» и др.

Первая стадия - вызов.

  • «Мозговая атака»;
  • «Ключевые слова»;
  • «Кластер»;
  • «Древо предсказаний»;
  • «Верите ли вы, что……»;
  • «Знаю – хочу узнать – узнал»;
  • «Корзина идей»;
  • «Мысль по кругу»;
  • «Верное – неверное утверждение» и др.
Вторая стадия - осмысление. На этой стадии можно использовать следующие приёмы: «Чтение с остановками»; «Инсерт»; «Кластер»; «Фишбоун»; «Взаимоопрос»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка Блума» и др.

Вторая стадия - осмысление.

На этой стадии можно использовать следующие приёмы:

  • «Чтение с остановками»;
  • «Инсерт»;
  • «Кластер»;
  • «Фишбоун»;
  • «Взаимоопрос»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Ромашка Блума» и др.
Приём «Интервью» (адаптированный).  После изучения темы один из учеников вызывается быть «специалистом» по данной теме. Остальные ученики становятся журналистами и задают вопросы специалисту. Данный приём хорошо работает и на уроках русского языка, и на уроках литературы. «Журналисты» придумывают интересные вопросы, стараясь найти необычные формулировки темы. Один из вариантов – «специалистами» становится группа из 2-3-х человек и совместно отвечают на вопросы «журналистов». Особенно эффективно мне удалось использовать этот прием при повторении тем «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Типы речи», «Выразительные средства языка».

Приём «Интервью» (адаптированный).

После изучения темы один из учеников вызывается быть «специалистом» по данной теме. Остальные ученики становятся журналистами и задают вопросы специалисту. Данный приём хорошо работает и на уроках русского языка, и на уроках литературы. «Журналисты» придумывают интересные вопросы, стараясь найти необычные формулировки темы. Один из вариантов – «специалистами» становится группа из 2-3-х человек и совместно отвечают на вопросы «журналистов». Особенно эффективно мне удалось использовать этот прием при повторении тем «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Типы речи», «Выразительные средства языка».

Третья стадия - рефлексия На этой стадии можно использовать и приёмы предыдущих стадий, и свои приёмы:  «Письмо по кругу»; «Синквейн»; «Эссе»; «Шесть шляп критического мышления»; «Фантастическая добавка»; «Ключевые слова»; «Перепутанные логические цепочки»; «Составление телеграммы» «Стихотворение по алгоритму» «Групповая дискуссия».

Третья стадия - рефлексия

На этой стадии можно использовать и приёмы предыдущих стадий, и свои приёмы:

  • «Письмо по кругу»;
  • «Синквейн»;
  • «Эссе»;
  • «Шесть шляп критического мышления»;
  • «Фантастическая добавка»;
  • «Ключевые слова»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • «Составление телеграммы»
  • «Стихотворение по алгоритму»
  • «Групповая дискуссия».
Примеры синквейнов По произведению В.Распутина «Уроки французского» (6 класс) : Учительница По произведению М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс): Отзывчивая, понимающая   Мастер Понтий Пилат Властвующий, одинокий Талантливый, искренний, ранимый Учит, играет, помогает Наказывает, страдает, предает Творит, любит, страдает Дала урок доброты на всю жизнь Милосердие Рукописи не горят Получает вечную муку за трусость Вечность Покой     Мальчик Одинокий, голодный, совестливый Маргарита Иешуа Учится, выживает, играет Понимающий, прощающий Любящая, бесстрашная Исцеляет, проповедует, спасает Спасает, борется, летает Хочет приносить пользу людям Все люди добры Благодарность Королева бала Воланда Любовь   Ведьма  

Примеры синквейнов

По произведению В.Распутина «Уроки французского» (6 класс) :

Учительница

По произведению М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс):

Отзывчивая, понимающая

  Мастер

Понтий Пилат

Властвующий, одинокий

Талантливый, искренний, ранимый

Учит, играет, помогает

Наказывает, страдает, предает

Творит, любит, страдает

Дала урок доброты на всю жизнь

Милосердие

Рукописи не горят

Получает вечную муку за трусость

Вечность

Покой

  •  
  •  

Мальчик

Одинокий, голодный, совестливый

Маргарита

Иешуа

Учится, выживает, играет

Понимающий, прощающий

Любящая, бесстрашная

Исцеляет, проповедует, спасает

Спасает, борется, летает

Хочет приносить пользу людям

Все люди добры

Благодарность

Королева бала Воланда

Любовь

 

Ведьма

  •  
Пример использования приема в работе со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»   Белая  — пересказать сказку, выявить характеры главных героев. Желтая  — найти черты характеров героев, которые автор считает положительными / чем вам понравилась сказка? Черная  — что не нравится автору в своих героях, за что он их высмеивает?/ какие трудности вы испытали при чтении и понимании сказки? Красная  — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения. Зеленая  — доказать, что сказка актуальна в наши дни, чему она учит современных подростков. Синяя  — эксперты.

Пример использования приема в работе со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

  • Белая  — пересказать сказку, выявить характеры главных героев.
  • Желтая  — найти черты характеров героев, которые автор считает положительными / чем вам понравилась сказка?
  • Черная  — что не нравится автору в своих героях, за что он их высмеивает?/ какие трудности вы испытали при чтении и понимании сказки?
  • Красная  — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
  • Зеленая  — доказать, что сказка актуальна в наши дни, чему она учит современных подростков.
  • Синяя  — эксперты.
Подготовка выпускников к ГИА Знакомство с исходным текстом (каждый ученик читает текст самостоятельно, затем текст читается вслух). Проговариваем совместно основные понятия (9класс) и проблемы (11 класс), представленные в тексте, находим аргументы и примеры-иллюстрации. Знакомство с сочинением по исходному тексту (каждый ученик получает распечатку сочинения с полями, на которых он делает пометки и записи по критериям). Совместное обсуждения выставленных баллов по критериям, аргументирование своей позиции, особенно если баллы разнятся. Знакомство с исходным текстом (каждый ученик читает текст самостоятельно, затем текст читается вслух). Проговариваем совместно основные понятия (9класс) и проблемы (11 класс), представленные в тексте, находим аргументы и примеры-иллюстрации. Знакомство с сочинением по исходному тексту (каждый ученик получает распечатку сочинения с полями, на которых он делает пометки и записи по критериям). Совместное обсуждения выставленных баллов по критериям, аргументирование своей позиции, особенно если баллы разнятся.

Подготовка выпускников к ГИА

  • Знакомство с исходным текстом (каждый ученик читает текст самостоятельно, затем текст читается вслух). Проговариваем совместно основные понятия (9класс) и проблемы (11 класс), представленные в тексте, находим аргументы и примеры-иллюстрации. Знакомство с сочинением по исходному тексту (каждый ученик получает распечатку сочинения с полями, на которых он делает пометки и записи по критериям). Совместное обсуждения выставленных баллов по критериям, аргументирование своей позиции, особенно если баллы разнятся.
  • Знакомство с исходным текстом (каждый ученик читает текст самостоятельно, затем текст читается вслух). Проговариваем совместно основные понятия (9класс) и проблемы (11 класс), представленные в тексте, находим аргументы и примеры-иллюстрации.
  • Знакомство с сочинением по исходному тексту (каждый ученик получает распечатку сочинения с полями, на которых он делает пометки и записи по критериям).
  • Совместное обсуждения выставленных баллов по критериям, аргументирование своей позиции, особенно если баллы разнятся.
Другие формы работы по развитию речевой деятельности Ведение Тетради для правил с 5 по 11 класс Ведение читательского дневника Внеурочная деятельность, факультативы 10 – 11 классы: «Практический курс русской стилистики»; 9 класс: «Культура общения и речь»; 5 - 8 класс:  «Секреты русской орфографии»

Другие формы работы по развитию речевой деятельности

  • Ведение Тетради для правил с 5 по 11 класс
  • Ведение читательского дневника
  • Внеурочная деятельность, факультативы

10 – 11 классы: «Практический курс русской стилистики»;

9 класс: «Культура общения и речь»;

5 - 8 класс: «Секреты русской орфографии»

Выводы Таким образом, использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся , повысить уровень владения учащимися устной и письменной речью, дает возможность учащимся получить более высокие результаты при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, выполнив речевые задания на максимально высоком уровне, работать в рамках гуманистического подход к обучению,  разнообразить процесс обучения, применяя широкий спектр приёмов и средств ТРКМ.

Выводы

Таким образом, использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет

  • достигнуть качественно нового уровня знаний,
  • позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся ,
  • повысить уровень владения учащимися устной и письменной речью,
  • дает возможность учащимся получить более высокие результаты при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, выполнив речевые задания на максимально высоком уровне,
  • работать в рамках гуманистического подход к обучению,
  • разнообразить процесс обучения, применяя широкий спектр приёмов и средств ТРКМ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!