СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ и ДШИ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ и ДШИ»

ГБОУ ДПО ВО «Учебно-методический центр сферы и искусства»




Областной конкурс методических работ преподавателей художественных дисциплин (живопись, декоративно-прикладное искусство)




МКУДО «Петропавловская ДШИ»




«Учебно-методическое пособие»


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В  ДХШ и ДШИ



Небогина Жанна Алексеевна


Преподаватель


















2020г.

СОДЕРЖАНИЕ:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ и ДШИ

Возрастные особенности художественно-творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста

Классификация различных техник бумагопластики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

























Пояснительная записка


Данное методическое пособие рассчитано на младший школьный возраст.

Его можно применять на уроках по прикладному творчеству по предпрофессиональным образовательным программам.


Цель работы - изучить основные методические особенности развития художественно - творческой деятельности у учащихся младшего школьного возраста с помощью различных приемов бумагопластики в системе дополнительного образования.

Задачи:

  • Изучить возрастные особенности художественно - творческой деятельности у учащихся младшего школьного возраста.

  • Изучить классификацию различных техник бумагопластики.

  • Изучить методические указания, направленные на освоение учащимися младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

  • Дать технологическую последовательность выполнения авторской художественно - творческой композиции в технике «квиллинг».

Оборудование:

  • Бумага для квиллинга

  • Плотная цветная бумага

  • Ножницы

  • Клей

  • Линейка с окружностями

  • Инструмент для скручивания бумаги














ВВЕДЕНИЕ

Труд - всегда был основой для

человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе,

труд должен быть одним из самых

основных элементов.

(А. С. Макаренко)

В настоящее время в школьной деятельности на первый план все чаще выделяют трудовое обучение и воспитание детей, в котором искусство играет немаловажную роль. В процессе этого происходит нравственное воспитание личности, вырабатывается осознанное отношение к школьной деятельности, учащиеся подготавливаются во вступление в самостоятельную, взрослую жизнь.

Б. М. Неменский писал, что: «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Мы убеждены, что особенно в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия изобразительным искусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, линолеум, проволока; у него развивается чувство материала, фактуры, поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорции - здесь обилие трудовых процессов. Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества. Который доставляет радость ему, и взрослым. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа. Поэтому и сам относится к ней всерьез. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждения, как в изобразительном искусстве. Здесь фиксирование в материале абсолютно неотрывно от процесса творчества» [20, с.28].

Декоративно - прикладное искусство – это, пожалуй, самый обширный вид искусства, который включает в себя разнообразные техники выполнения (роспись, резьба, чеканка, бумагопластика, и многое другое).

На занятиях декоративно - прикладным искусством мы знакомимся с изделиями различных народных мастеров, тем самым раскрывая большую духовную их ценность. В процессе этого у учащихся формируется эстетический вкус, развиваются умения и навыки в трудовой деятельности.

Без всякого сомнения можно сказать, что у декоративно - прикладного искусства очень большая межпредметная связь. В процессе работы дети получают знания из области истории, литературы, биологии, черчения и многих других дисциплин.

В. В. Сухомлинский, Я. А. Каменский, Дж. Локк и многие другие педагогические деятели считают, что декоративно - прикладное искусство является важнейшим звеном в трудовом и эстетическом развитии ребенка, в процессе школьной, а также внеурочной, кружковой деятельности.

С самого раннего детства дети обладают самыми различными способностями. Они воспринимают мир по - своему ярко и эмоционально, и задачей для педагога в области изобразительного искусства является, выявить эти творческие способности, направить ребенка в нужное русло, помочь ему развить их. Найти себя в этом мире.

Цель работы - изучить основные методические особенности развития художественно - творческой деятельности у учащихся младшего школьного возраста с помощью различных приемов бумагопластики в системе дополнительного образования.

Задачи исследования

  • Изучить возрастные особенности художественно - творческой деятельности у учащихся младшего школьного возраста.

  • Изучить классификацию различных техник бумагопластики.

  • Изучить методические указания, направленные на освоение учащимися младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

  • Дать технологическую последовательность выполнения авторской художественно - творческой композиции в технике «квиллинг».








ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Возрастные особенности художественно - творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста

На протяжении всей истории развития педагогики художественно - творческая деятельность учащихся была и есть актуальной темой. В многочисленных трудах ученых, педагогов - новаторов, психологов затрагивается эта проблема.

В XVII веке Джон Локк затронул вопрос о проблеме развития творческих возможностей у детей. Им была разработана единая система образования. В 1963 году была опубликована книга «Некоторые мысли о воспитании» которая оказала огромное влияние на европейскую педагогику. Дж. Локк считал, что, уделяя внимание индивидуальным особенностям ребенка, можно достичь больших результатов в воспитании.

В XVIII веке во Франции огромную роль в развитие педагогики оказал Иоганн Генрих Песталоцци. Он так же говорил, как важно развитие индивидуальных и творческих способностей в процессе обучения.

В России в начале XVIII века во время правления Петра I открываются школы и университеты. Большой труд в педагогическую деятельность вложили Ломоносов, Новиков, Бецкой.

Большой вклад по разработке проблем способностей, творческого мышления внесли психологи Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, А. А. Матюшкин, К. К. Платонов, В. Н. Дружинин и многие другие.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А. В. Брушлинский) [6, с.36].

По мнению М. Р. Львова, творчество - это не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека - творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [15, с.21-26].

Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя [29, с. 66].

Творческую деятельность можно разделить на два вида - это художественно - эстетическая и декоративно - прикладная (изобразительное искусство, музыка, хореография, драм. театр, шитье и т. д).

Особая роль в осуществлении художественно - творческой деятельности принадлежит предметам художественно - эстетического цикла, в результате изучения которых в сознании учащихся складывается единая художественная картина мира, развивается их эмоционально - чувственная сфера. По мнению украинского ученого Л. М. Масола искусство это - «своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способ синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека - творца [17, с.2].

Развитие человека как личности, несет в себе возрастные и индивидуальные способности, которые немаловажно учитывать в процессе воспитания. С возрастом связана деятельность человека, особенности его мышления, интересы и социальные проявления. Каждому возрасту присущи свои способности.

Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных свойств человека, которые присущи большинству людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются историческими, социальными, культурными изменениями, которые свойственны группе людей, переживающий одни и те же события в один период времени.

Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. Такое понимание возраста заложено в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

Младший школьный возраст относят к детям от 6 - 7 до 10 - 11 лет. В возрасте шести лет у ребенка происходит первая большая перемена в жизни. Приход в школу влияет на его деятельность, общение, взаимоотношение с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, появляются новые обязанности, изменяется уклад жизни.

Большинство родителей пытаются как можно раньше развить у своих детей творческие способности. Как же помочь ребенку найти себя?

Школьная деятельность учащихся в области изобразительного искусства приобретает более осознанный и намеренный характер. Дети младшего школьного возраста уже умеют представлять себе то, что они хотят изобразить, и в дальнейшем воплощают свой замысел в ходе художественно - творческой деятельности.

Учащиеся начальных классов уже без всякого затруднения могут провести анализ своего творчества, хорошо или плохо выполнена работа, смогли ли они в содержании донести до зрителя задуманное. Анализ работ, приобретает более развернутый характер.

Творческие способности у детей формируются и развиваются в процессе деятельности, поэтому для развития их необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Развитию творческих способностей младших школьников содействуют различные виды внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы: школа искусств, детские дома творчества и т. д., в которые следует привлекать детей.

В настоящее время существует очень много различных методик, направленных на развитие творческого потенциала у учащихся начальных классов. Задачей для педагогов является грамотное их применение на занятиях изобразительного искусства.

Чтобы добиться успеха в обучении ребенка средствами изобразительного искусства, педагог должен правильно ставить перед собой цели и задачи, для достижения их.

Немаловажным условием для развития художественно – творческой деятельности, является применение педагогом на занятиях технических средств. Уроки должны сопровождаться слайдами, различными видео и аудио записями, подходящими по теме урока.

Художественно - творческая деятельность - это организованное взаимодействие ребенка с художественными объектами, в процессе которого дети познают эстетический образ мира, преобразуют его. Жизненный опыт младших школьников еще ограничен и ученики не сразу научатся выделять эстетические явления из общей массы. Задачей для педагога является - воспитать у школьника младшего возраста способность наслаждаться искусством, развивать эстетические потребности, интересы. Знакомство с искусством не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым. Накопленные знания, опыт - это значительная предпосылка для развития творческого воображения, фантазии.

Приобщение к культуре и искусству способствуют к всестороннему развитию ребенка. Побуждают активно мыслить, воспитывают нравственно – эстетическое переживание.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что искусство играет большую роль в жизни человека. Он должен постоянно развиваться, открывать новые возможности. Самый благоприятный возраст, это конечно же раннее детство, поэтому ребенка просто необходимо вовлекать в творческий процесс.

Без всякого затруднения можно сказать, что человек у которого развита художественно - творческая деятельность, во многом отличается от людей, у которых она отсутствует. Искусство обогащает духовный мир человека. Можно перечислить множество качеств, которыми обладает человек, который творчески развит, и построить следующую схему.

Художественно - творческая деятельность





Независимость

Личностные стандарты важнее стандартов группы. Нонконформность суждений и оценок

Открытость

Готовность поверить чужим и своим фантазиям. Восприимчивость к новому и необычному




Развитое эстетическое чувство, стремление к красивому и прекрасному


Высокая толерантность к неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в данных ситуациях





В наше время в эпоху инновационного прогресса, с появлением интернета очень трудно заинтересовать детей в новых увлечениях. Дети хотят больше времени проводить за компьютером. И задачей для родителей и педагогов является направить ребенка в нужное направление.

Классификация различных техник бумагопластики

Бумагопластика - это техника выполнения плоских и объемных композиций из бумаги. Без затруднений можно сказать, что бумага является одним из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. С поделками из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

Существуют различные типы изделий из бумаги:

  • изделия из полосок в технике квиллинг;

  • изделия в технике аппликации;

  • изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров;

  • изготовление макетов и конструкций.

Еще один интересный способ использования бумаги - это оригами. Это древнейший способ складирование из бумаги.

История «бумагопластики» связана с возникновением бумаги. Она стала не только основой для писем, книг, но и благодаря своим свойствам: пластичности, послушности, возможности сохранять заданную форму, оказалась превосходным материалам для творчества.

Рассмотрим подробнее типы бумагопластики (см. Приложение 1).

  1. Простая аппликация (от лат. «прикладывание») - наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плоскую основу - картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей - процесс вырезания деталей - самостоятельная работа).

  2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика - это процесс заполнения контура рисунка. Основа - лист картона на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

  3. Объемная аппликация - снимание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практики - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют простой «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

  • Скручивание салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

  • Скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей.

  1. Торцевание - из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадрата ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесенный на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовки приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, что бы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает:

  • Контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);

  • Плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

  • Объемное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение);

  • Многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

  1. Папье-маше - (с фран. «жеванная бумага») - легко подающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги с клеящим веществом (как правило ПВА). Из патье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. С учащимися младшего школьного возраста легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа: непосредственно изготовление формы из папье-маше; раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображение предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

  1. Оригами - (с японского «сложенная бумага») - древнее искусство складывание фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Классическим, традиционным способом является работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности.

  2. Модульные оригами - одно из разновидностей оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждая модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

  3. Киригами - (с японского «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, из обычного листа бумаги получаем различные образы. Примером «киригами» являются снежинки.

  4. Квиллинг - («птичье перо») - искусство скручивать узкие и длинные полоски бумаги р спираль, изменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века. В средневековой Европе монахи создавали изящные медальены, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. В XV веке это считалось искусством. В IX веке - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и называется бумагокручением. Технику квиллинг можно применять на занятиях в системе дополнительного образование с детьми младшего, среднего школьного возраста для изготовления объмных композиций, декоративного панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы.

  1. Айрис фолдинг («радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываются друг на друга под определенным углом на айрис - шаблон, создавая интересный эффект закручивающейся спирали.

  2. Бумажная скульптура - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создание на основе моделей трехмерные, бумажные скульптуры. Это новый современный вид искусства - «бумагопластика» (появилась в конке XX столетия). В основе техники лежат приемы: фальцовка, биговка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используется в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях [18].

Рассмотрев классификацию различных приемов работы с бумагой, можно сделать вывод, что бумага - это по - своему удивительный материал. Натуральный, благородный, пластичный. Немного фантазии и душевного тепла, терпения и усидчивости и перед нами – потрясающей красоты объемные композиции.

Из истории возникновения «Квиллинга» хочется добавить немаловажные факты. В Англии эта техника приобрела популярность среди представительниц прекрасного пола из знатных семей. В то время, цена на качественную бумагу была высока и доступна не каждому.

В самых элитных учебных заведениях были организованы курсы по бумагокручению. В журналах были опубликованы статьи, в которых давалось подробное описание изготовление различных вещей в технике «квиллинг» (шкатулки, рамки, для картин, корзинки и многое другое).

Популярность квиллинга пошла на спад в конце XIX века. Но спустя несколько лет Английская принцесса Елизавета, возродила эту технику. В музеях Лондона хранятся творческие работы принцессы Елизаветы, выполненные в технике бумагокручения. В 1983 году, любителями этого искусства была создана корпорация «Квиллинг - союз Англии». Люди из разных стран и континентов могли присылать свои письма, где они получали мнения и совет по оценки выполненных в данной техники изделий. В 1992 году членами этого же союза был организован первый Международный фестиваль квиллинга, в рамках которого балы провидена выставка творческих работ, выполненных в технике бумагокручения. Выставки проводились в Лондоне, Нью -Йорке. На продажу выставлялись вещи, изготовленные в этой технике (см. Приложение 5).

Немаловажную роль сыграли мастера азиатских стран, конкретно в Корее. Им удалось довести технику квиллинг до совершенства. Ими были созданы фигуры необычайной красоты и высокой сложности выполнения. В Южной Корее создана группа «Ассоциация любителей бумажной пластики», которая объединяет в себе мастеров, работающих в различных направлениях бумажного творчества.

Из всего выше написанного можно подчеркнуть то, что, казалось - бы самый простой материал как бумага имеет очень интересную и обширную историю своего развития. А какие удивительные изделия можно изготовить с помощью приемов бумагопластики/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин А. В. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

  2. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М.: Класс, 1999.

  3. Ашиков В. В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4 – С. 3-5.

  4. Берк Л. Развитие ребенка. - 6-е изд. - СПб: Питер, 2006.

  5. Варданян А. Этюды по детскому психоанализу. - М.: Когита - Центр. 2002. 154с.

  6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов./ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,1979. - 288с., ил.

  7. Возрастно -психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карбанова и др. - 2002. - 416 с.

  8. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. Ташкент: ЦК Компартии Узбекистан, 1988. - 33с.

  9. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.

  10. Джун Джексон. Поделки из бумаги: Кн. для учащихся. / пер. с анг. С. В. Григорьевой, - М.: Просвещение, 1979 - 64с. ил.

  11. Дмитриев А. Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности. - М.: Прометей, 2012. - 336 с.

  12. Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы 8-ой международной научно-практической конференции. 9 декабря 2015г., г. Воронеж [Текст] / Ж. А. Небогина, Н. В. Власова // ред. кол.: А. С. Петелин, Н. Н. Лихолет, Н. П. Харьковский. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. - 240 с.

  13. История квиллинга. История техники «квиллинг». Fb.ru. [12.05.2016].

  14. Квиллинг. Настоящие шедевры в техники бумагокручения YappyModern. Happymodern.ru [29.05.2016].

  15. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. -400с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!