УДК 159.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тимощенко С.Е. (Горловка, ДНР)
Аннотация
В современном обществе, к сожалению, наблюдается нестабильность социально-экономической и политической ситуации. Данные явления негативно отражаются и на системе профессионального образования – ухудшается здоровье подрастающего поколения.
В сложившейся ситуации государство и общество ставят перед системой образования задачу - обеспечить внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.
Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.
Социальная и практическая значимость работы. Одна из сфер в области знании, которая содержит много предрассудков, недоразумений ложных теорий это здоровье. Нужно донести до сознания : здоровый образ жизни - составляющая качества жизни.
В статье дан анализ проблем здоровья в среднем профессиональном учебном заведении. Выявлены противоречия между изменяющимися требованиями общества к здоровью человека и отношением студентов к здоровью.
Дано теоретическое обоснование методов формирования здорового образа жизни у студентов среднего профессионального образования.
Ключевые слова:
Здоровье, правильное питание, санитарно-гигиенические нормы, основные приёмы приготовления, новые технологии, «мусорная еда».
Научная новизна:
автором раскрыты психолого-педагогические аспекты культуры здорового образа жизни;
обоснована социальная сущность культуры здорового образа жизни;
теоретически сформулированы формы и методы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни студентов среднего профессионального учебного заведения в аспекте интегрированного обучения предметов экономики и географии.
Теоретическая значимость: Теоретическая значимость работы состоит в том, что она тесно связана с методической проблемой ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум»: «Интеграционный подход к организации учебно-производственного процесса» и методической проблемой регионального объединения учителей географии и экономики: «Реализация системно-деятельностного подхода при изучении естественных дисциплин через формирование профессиональных компетентностей студентов в рамках освоения государственных стандартов СПО». Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. При формировании культуры здорового образа жизни необходимы знания математики и экономики (для математической обработки данных), истории и географии (при обзоре литературы), физики, химии (для описания материалов, оборудования, химических процессов) Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления студентов. А это необходимо для формирования навыков здорового образа жизни. Они способствуют интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным и интересным, но и безопасным.
Студент нашего техникума провел 13 интерактивных уроков «Секреты правильного питания» (4-8кл.) мастер - классы. Побывал у педиатров и гастроэнтеролога. Провел анализ данных, авторское социологическое исследование. Принял участие во Всероссийском конкурсе «Лидер», Акция «Здоровое питание – активное долголетие». Как победитель награжден поездкой в «Артек».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Психолого-педагогические аспекты культуры здорового образа жизни
Изучая современную психолого-педагогическую науку можно увидеть, что теме здоровья уделяют много внимания. Представления о здоровом образе жизни существуют тысячи лет. Предметом рационального познания здоровый образ жизни становится еще в Античности. Фундаментальные представления о здоровом образе жизни создаются религиозными доктринами. В авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) и в религиях Востока (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм) здоровый образ жизни понимается как способ приближения к Божественному бытию, как возможность достижения собственной гармонии человека и гармонии его отношений с миром. В современном социуме здоровый образ жизни может реализовываться только как совместная социальная деятельность, как синергийный результат множества общественных (социальных, политических, экономических, идеологических, правовых, научных, культурных, педагогических) и личных практик по его поддержанию. Бытующее представление о том, что здоровый (или нездоровый) образ жизни – это личное дело каждого, в настоящее время оказывается бессмысленным, поскольку индивидуальный здоровый образ жизни в современном социуме в принципе невозможен. Здоровый образ жизни может быть определен как единство всех видов социальной и индивидуальной человеческой деятельности, а также социальных, экономических, культурных и природных условий, направленное на достижение максимально возможного социального, физического, духовного развития человека. Среди современных активных пропагандистов здорового образа жизни был и академик Николай Михайлович Амосов — хирург-кардиолог с широчайшим диапазоном научных интересов: физиология, психология, социология, экология и география, экономика и политика. В своих книгах он убедительно утверждает здоровый образ жизни, подразумевающий физическую культуру, двигательную активность. Амосов считал, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек.
Существует большое количество методов и средств по спасению здорового образа жизни, с точки зрения, как частных, так и общих вопросов: валеология, физическая культура, организация здорового образа жизни, моральные и духовные ценности, биология, химия, состояние экологии. Влияние экологии на человека, а также география и экономика.
Формировать культуру здоровья нужно на различных уроках. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55 % именно от образа жизни, на 20 % от окружающей среды, на 18-20 % от генетической предрасположенности, и лишь на 8-10 % от здравоохранения.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни, нужен для развития разных сторон жизнедеятельности человека, Достижения человеком, активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, жизнедеятельности. Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства
Существует 3 уровня для описания ценности здоровья:
1) биологический – изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;
2) социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
3) личностный (психологический) – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, своеобразное преодоление. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека».
.
Человек должен осознать, что овладев суммой необходимых знаний, он способен привести свой организм в состояние идеального здоровья. Самым важным при этом является осознание того, что подавляющее число болезней возникают от перенапряжения центральной нервной системы. А значит надо знать, как уберечь её от такого состояния. Приёмы эти известны давно. Надо только ими овладеть.
К сожалению, сегодня большинство из нас бездумно растрачивает своё здоровье, не задумываясь о том, что здоровье – это не индульгенция, выданная бессрочно. В нашем обществе нет культа того образа жизни, который бы способствовал сохранению здоровья. Средства массовой информации, реклама культивируют саморазрущающий образ жизни. Особенно пагубно это отражается на молодых людях. В силу своей неопытности они не всегда могут осознать огромный вред их поведения на состояние здоровья. Они верят рекламе, копируют поведение более опытных людей, а чаще родителей.
Забота о своём здоровье является одним из составляющих общей культуры человека. Но культура это не только сумма знаний, а прежде всего – поведение и сумма нравственных начал. Современный человек знает неизмеримо больше о природе, своём организме, о болезнях и даже о том, что полезно и что вредно для организма. Находясь в лучших социально-бытовых условиях, чем его предки, пользуясь услугами современной медицины, он заболевает такими болезнями, для профилактики которых не нужны специальные лекарства и вакцины, а достаточно вести правильный образ жизни.
Здоровье занимает у многих людей далеко не всегда первое место в иерархии потребностей. Нередко приоритет отдается вещам и другим материальным благам жизни, карьере и т.д. В том, что они поступают именно так не их вина, а скорее всего – беда. Они так воспитаны, так сформировались в их сознании представления о жизненных ценностях.
Для того чтобы человек в зрелом возрасте изменил отношение к своему здоровью, нужна серьёзная мотивация.
.
Последний принцип здорового образа жизни можно сформулировать так: «здоровье – мудрость и мера жизни».
Задача здоровье сберегающей педагогики - обеспечить студенту высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья
Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни проходило эффективно необходимы следующие педагогические условия:
во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;
в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).
Выводы
Таким образом, формирование здорового образа жизни включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.
При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты: воздушно-тепловой режим классного помещения; освещение классного помещения; школьная мебель; организация урока.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Элементы здорового образа жизни это:
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.
Формирование у студентов здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая образовательная среда определяется следующими характеристиками:
общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);
технологии обучения;
стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
двигательный режим учащихся;
санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
питание.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.
Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья учащихся, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.
Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья студентов.
.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных на рисунке 1 «Уровни формирования здорового образа жизни».
Рисунок 1. ««Уровни формирования здорового образа жизни »
Компоненты здорового образа жизни:
Рациональное питание
Правильная двигательная активность
Сознательный отказ от вредных привычек
Психологическое здоровье
Здоровая сексуальность
Здоровый образ жизни предполагает позитивное отношение к здоровью, как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности.
Здоровый образ жизни – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.
Список использованной литературы:
1. Акумова, Н.В. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни. / Н.В, Акумова. // Бизнес в законе.- 2008. - №4.-С.275-278.
2. Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Бутырская // Учитель и время.- 2013.- №8.- С. 9-14.
3. Гаврилова, М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках для реализации валеологического воспитания / М.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- №11. - С. 328-334.
4. Гаврилова, М.А. Формирование здорового образа жизни на уроках / М.А. Гаврилова// Естественные науки.- 2012.- №1.- С. 31-37.
5. Ганьшина, Г.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодёжи / Г.В. Ганьшина // Сервис в России и за рубежом. - 2008.- №1. - С. 45-50.
7. Губогло З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? / З.И. Губогло// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.- №6.- С. 50-52.
8. Даутов, Ю.Ю. Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни / Ю.Ю. Даутов// Новые технологии. - 2007.- №3- С. 67-69.
9. Дедловская М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников / М. В. Дедловская //Интеграция образования.- 2007. -№3-4- С. 163-169.