СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы формирования у студентов среднего профессионального образования культуры здорового образа жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дано теоретическое обоснование методов и форм здорового образа жизни.И практические советы из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы формирования у студентов среднего профессионального образования культуры здорового образа жизни»

УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тимощенко С.Е. (Горловка, ДНР)

Аннотация




В современном обществе, к сожалению, наблюдается нестабильность социально-экономической и политической ситуации. Данные явления негативно отражаются и на системе профессионального образования – ухудшается здоровье подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации государство и общество ставят перед системой образования задачу - обеспечить внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.

Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.

Социальная и практическая значимость работы. Одна из сфер в области знании, которая содержит много предрассудков, недоразумений ложных теорий это здоровье. Нужно донести до сознания : здоровый образ жизни - составляющая качества жизни.

В статье дан анализ проблем здоровья в среднем профессиональном учебном заведении. Выявлены противоречия между изменяющимися требованиями общества к здоровью человека и отношением студентов к здоровью.

Дано теоретическое обоснование методов формирования здорового образа жизни у студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова:

Здоровье, правильное питание, санитарно-гигиенические нормы, основные приёмы приготовления, новые технологии, «мусорная еда».

Научная новизна:

  1. автором раскрыты психолого-педагогические аспекты культуры здорового образа жизни;

  2. обоснована социальная сущность культуры здорового образа жизни;

  3. теоретически сформулированы формы и методы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни студентов среднего профессионального учебного заведения в аспекте интегрированного обучения предметов экономики и географии.


Теоретическая значимость: Теоретическая значимость работы состоит в том, что она тесно связана с методической проблемой ГПОУ «Горловский многопрофильный техникум»: «Интеграционный подход к организации учебно-производственного процесса» и методической проблемой регионального объединения учителей географии и экономики: «Реализация системно-деятельностного подхода при изучении естественных дисциплин через формирование профессиональных компетентностей студентов в рамках освоения государственных стандартов СПО». Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. При формировании культуры здорового образа жизни необходимы знания математики и экономики (для математической обработки данных), истории и географии (при обзоре литературы), физики, химии (для описания материалов, оборудования, химических процессов) Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления студентов. А это необходимо для формирования навыков здорового образа жизни. Они способствуют интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным и интересным, но и безопасным.

Студент нашего техникума провел 13 интерактивных уроков «Секреты правильного питания» (4-8кл.) мастер - классы. Побывал у педиатров и гастроэнтеролога. Провел анализ данных, авторское социологическое исследование. Принял участие во Всероссийском конкурсе «Лидер», Акция «Здоровое питание – активное долголетие». Как победитель награжден поездкой в «Артек».




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


    1. Психолого-педагогические аспекты культуры здорового образа жизни

Изучая современную психолого-педагогическую науку можно увидеть, что теме здоровья уделяют много внимания. Представления о здоровом образе жизни существуют тысячи лет. Предметом рационального познания здоровый образ жизни становится еще в Античности. Фундаментальные представления о здоровом образе жизни создаются религиозными доктринами. В авраамических религиях (иудаизм, христианство, ислам) и в религиях Востока (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм) здоровый образ жизни понимается как способ приближения к Божественному бытию, как возможность достижения собственной гармонии человека и гармонии его отношений с миром. В современном социуме здоровый образ жизни может реализовываться только как совместная социальная деятельность, как синергийный результат множества общественных (социальных, политических, экономических, идеологических, правовых, научных, культурных, педагогических) и личных практик по его поддержанию. Бытующее представление о том, что здоровый (или нездоровый) образ жизни – это личное дело каждого, в настоящее время оказывается бессмысленным, поскольку индивидуальный здоровый образ жизни в современном социуме в принципе невозможен. Здоровый образ жизни может быть определен как единство всех видов социальной и индивидуальной человеческой деятельности, а также социальных, экономических, культурных и природных условий, направленное на достижение максимально возможного социального, физического, духовного развития человека. Среди современных активных пропагандистов здорового образа жизни был и академик Николай Михайлович Амосов — хирург-кардиолог с широчайшим диапазоном научных интересов: физиология, психология, социология, экология и география, экономика и политика. В своих книгах он убедительно утверждает здоровый образ жизни, подразумевающий физическую культуру, двигательную активность. Амосов считал, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек.

Существует большое количество методов и средств по спасению здорового образа жизни, с точки зрения, как частных, так и общих вопросов: валеология, физическая культура, организация здорового образа жизни, моральные и духовные ценности, биология, химия, состояние экологии. Влияние экологии на человека, а также география и экономика.

Формировать культуру здоровья нужно на различных уроках. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55 % именно от образа жизни, на 20 % от окружающей среды, на 18-20 % от генетической предрасположенности, и лишь на 8-10 % от здравоохранения.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни, нужен для развития разных сторон жизнедеятельности человека, Достижения человеком, активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, жизнедеятельности. Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства


Существует 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический – изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный (психологический) – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, своеобразное преодоление. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека».

.

Человек должен осознать, что овладев суммой необходимых знаний, он способен привести свой организм в состояние идеального здоровья. Самым важным при этом является осознание того, что подавляющее число болезней возникают от перенапряжения центральной нервной системы. А значит надо знать, как уберечь её от такого состояния. Приёмы эти известны давно. Надо только ими овладеть.

К сожалению, сегодня большинство из нас бездумно растрачивает своё здоровье, не задумываясь о том, что здоровье – это не индульгенция, выданная бессрочно. В нашем обществе нет культа того образа жизни, который бы способствовал сохранению здоровья. Средства массовой информации, реклама культивируют саморазрущающий образ жизни. Особенно пагубно это отражается на молодых людях. В силу своей неопытности они не всегда могут осознать огромный вред их поведения на состояние здоровья. Они верят рекламе, копируют поведение более опытных людей, а чаще родителей.

Забота о своём здоровье является одним из составляющих общей культуры человека. Но культура это не только сумма знаний, а прежде всего – поведение и сумма нравственных начал. Современный человек знает неизмеримо больше о природе, своём организме, о болезнях и даже о том, что полезно и что вредно для организма. Находясь в лучших социально-бытовых условиях, чем его предки, пользуясь услугами современной медицины, он заболевает такими болезнями, для профилактики которых не нужны специальные лекарства и вакцины, а достаточно вести правильный образ жизни.

Здоровье занимает у многих людей далеко не всегда первое место в иерархии потребностей. Нередко приоритет отдается вещам и другим материальным благам жизни, карьере и т.д. В том, что они поступают именно так не их вина, а скорее всего – беда. Они так воспитаны, так сформировались в их сознании представления о жизненных ценностях.

Для того чтобы человек в зрелом возрасте изменил отношение к своему здоровью, нужна серьёзная мотивация.


.

Последний принцип здорового образа жизни можно сформулировать так: «здоровье – мудрость и мера жизни».



        

        Задача здоровье сберегающей педагогики - обеспечить студенту высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья

        Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни  проходило эффективно необходимы  следующие педагогические условия:

  • во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);

  • во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;

  • в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).




Выводы


Таким образом, формирование здорового образа жизни включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты: воздушно-тепловой режим классного помещения; освещение классного помещения; школьная мебель; организация урока.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Элементы здорового образа жизни это:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.

Формирование у студентов здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая образовательная среда определяется следующими характеристиками:

  • общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);

  • технологии обучения;

  • стиль взаимодействия участников образовательного процесса;

  • двигательный режим учащихся;

  • санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

  • питание.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья учащихся, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья студентов.










.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных на рисунке 1 «Уровни формирования здорового образа жизни».

Рисунок 1. ««Уровни формирования здорового образа жизни »

Компоненты здорового образа жизни:

  1. Рациональное питание

  2. Правильная двигательная активность

  3. Сознательный отказ от вредных привычек

  4. Психологическое здоровье

  5. Здоровая сексуальность

Здоровый образ жизни предполагает позитивное отношение к здоровью, как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности.

Здоровый образ жизни – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.




Список использованной литературы:

1. Акумова, Н.В. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни. / Н.В, Акумова. // Бизнес в законе.- 2008. - №4.-С.275-278.

2. Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Бутырская // Учитель и время.- 2013.- №8.- С. 9-14.

3. Гаврилова, М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках для реализации валеологического воспитания / М.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- №11. - С. 328-334.

4. Гаврилова, М.А. Формирование здорового образа жизни на уроках / М.А. Гаврилова// Естественные науки.- 2012.- №1.- С. 31-37.

5. Ганьшина, Г.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодёжи / Г.В. Ганьшина // Сервис в России и за рубежом. - 2008.- №1. - С. 45-50.

7. Губогло З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? / З.И. Губогло// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.- №6.- С. 50-52.

8. Даутов, Ю.Ю. Уракова Т.Ю., Ожева Р.Ш., Хакунов Р.Н., Тхакушинов Р.А. Научные основы здоровья и здорового образа жизни / Ю.Ю. Даутов// Новые технологии. - 2007.- №3- С. 67-69.

9. Дедловская М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников / М. В. Дедловская //Интеграция образования.- 2007. -№3-4- С. 163-169.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!