Теоретические аспекты стратегического управления компании
В период между 1960-1970 гг. был введен термин "стратегическое управление", который отличался от текущего управления на уровне производства и осуществлялся на более высоком уровне. Это было необходимо в связи с изменением модели управления развитием организации в условиях меняющейся среды.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является разработка стратегии, но определение этого термина неоднозначно из-за разных точек зрения авторов литературы по стратегическому управлению.
Понятие | Автор |
Стратегия - есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей. | А. Чандлер |
Стратегия - это комбинация 5Р, которая включает: план (plan); прием как тактический ход (ploy); поведенческую модель (patternofbehaviour); позицию по отношению к другим (positioninrespecttoothers); перспективу (perspective). | Генри Минцберг |
Стратегия - это план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое | Дж. Б. Куинн |
Стратегия - это основное направление деятельности, она должна обеспечить осуществление миссии-главной цели организации - и достижение других ее целей | Л.Е. Басовский |
Стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса. | А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд |
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей. | М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури |
Стратегия - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных организацией целей. | И. Н. Герчикова |
Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. | О.С.Виханский, А.И.Наумов |
Таблица 1
Исходя из разных подходов к определению термина "стратегия" и обобщая их, мы можем сформулировать следующее определение: стратегия - это всесторонний комплексный план, который детально описывает пути достижения миссии, а также долгосрочных целей и задач организации. Он также определяет общее направление развития организации, ее методы конкуренции и позиции в окружающей среде, представляя собой детальный план для успешного осуществления бизнес-стратегии.
Стратегический менеджмент является эффективным благодаря следующим причинам:
он позволяет рассмотреть компанию и ее взаимодействие с окружающей средой в целом, используя системный комплексный подход;
с помощью методов и подходов к сбору и анализу информации, стратегический менеджмент упрощает процесс принятия важных стратегических решений;
обеспечивает коммуникацию и координацию между отделами и уровнями управления компании;
помогает справиться с негативными изменениями и провести необходимые положительные изменения в компании;
предоставляет возможность предсказывать тенденции развития бизнеса;
помогает определять стратегический выбор и успешно осуществлять планы
Таким образом, стратегический менеджмент играет ключевую роль в успешной деятельности компании благодаря своей способности охватывать все аспекты ее функционирования и помогать в принятии правильных стратегических решений.
Рассматривая сущность стратегического менеджмента, необходимо отметить, что она заключается в ответе на три главных вопроса:
- в каком положении предприятие находится в настоящее время;
- в каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 лет;
- каким способом достигнуть желаемого положения
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны понимать текущую ситуацию, в которой находится компания, прежде чем решать, в каком направлении развиваться дальше. Для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа ситуаций (прошлых, настоящих и будущих)
Второй вопрос отражает ориентацию стратегического менеджмента на будущее. Здесь необходимо чётко определить, какие цели ставить и к чему стремиться. В постановке целей поможет метод SMARTцели.Это цели, имеющие специфичные критерии. Их легко запомнить, используя аббревиатуру SMART. SMART расшифровывается как:
Specific (конкретный),
Measurable (измеримый),
Achievable (достижимый),
Relevant (значимый),
Time-Bound (ограниченный временем).
Третий вопрос напрямую связан с реализацией сформированной стратегии. Важно, в процессе может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими и ограничениями указанного этапа являются система управления, доступные ресурсы, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию на практике.
Стратегический менеджмент по своему предметному содержанию обращается только к базисным, основным процессам компании и за её пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения, которые:
а) ориентированы на перспективу и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
б) сопряжены с существенной неопределенностью, т.к. связаны с учётом неконтролируемых внешних факторов, воздействующих на компанию;
в) связаны с привлечением ресурсов, значительных по объёму, и могут иметь серьёзные, долгосрочные последствия для компании
Таким образом, стратегический менеджмент является ключевым инструментом для долгосрочного успеха компании.
Адаптация к внешней среде представляет собой стратегические действия, направленные на улучшение взаимоотношений компании с ее окружением, являются важным фактором для успеха бизнеса. В условиях быстро меняющейся внешней среды компаниям необходимо грамотно адаптироваться к благоприятным возможностям и выявлять возникающие угрозы, находить адекватные альтернативы и эффективно приспосабливать свои стратегии к изменяющимся условиям, что позволяет компании сохранять конкурентоспособность и добиваться поставленных целей.
Внутренняя координация. Важным аспектом планирования является внутренняя координация деятельности компании с учетом ее сильных и слабых сторон, что позволяет достичь эффективной интеграции всех внутренних процессов и операций. Обеспечение эффективной координации и взаимодействия между различными отделами и подразделениями предприятия играет ключевую роль в успешном исполнении стратегических задач и достижении поставленных целей.
Стратегическая организационная культура усиленное развитие мышления руководящего персонала путем создания структуры и стиля работы, направленных на постоянный анализ, изменение и осмысление опыта предыдущих стратегических решений. Способность эффективно учиться на опыте позволяет компании быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и корректировать свое направление деятельности, повышая при этом уровень профессионализма в области стратегического управления.