СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теорема синусов

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация дает наглядное представление по данной теме, облегчает запоминание материала, улучшить усвоение

Просмотр содержимого документа
«Теорема синусов»

 Из опыта работы  учителя математики МБОУ «Гимназия№11» Гусейновой А. Г.      Урок геометрии  (9класс). Тема:  « Теорема синусов»    

Из опыта работы

учителя математики

МБОУ «Гимназия№11»

Гусейновой А. Г.

Урок геометрии (9класс).

Тема: « Теорема синусов»  

 

  Эпиграф:  «Геометрия есть познание всего сущего, поскольку приближает разум к истине».  Платон .

Эпиграф:

«Геометрия есть познание всего сущего, поскольку приближает разум к истине».

Платон .

 Цель урока: доказать теорему синусов и ее следствия, для нахождения неизвестных элементов произвольных треугольников формировать навыки исследовательской работы. применять полученные знания к решению практических задач

Цель урока:

доказать теорему синусов и ее следствия,

для нахождения неизвестных элементов произвольных треугольников

формировать навыки исследовательской работы.

применять полученные знания к решению практических задач

 Притча:  Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”

Притча:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”

 Актуализация знаний.    а) дать определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника. б) Чему равна сумма углов треугольника?  

Актуализация знаний. 

а) дать определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника.

б) Чему равна сумма углов треугольника?

 

 в) Какая из сторон треугольника  ABC  наибольшая, а какая - наименьшая?

в) Какая из сторон треугольника  ABC  наибольшая, а какая - наименьшая?

 г ) Какой из углов треугольника  ABC  наибольший, а какой- наименьший?

г ) Какой из углов треугольника  ABC  наибольший, а какой- наименьший?

г) какие формулы площади треугольника вы знаете?

г) какие формулы площади треугольника вы знаете?

 д) какие формулы площади параллелограмма:  вы знаете?

д) какие формулы площади параллелограмма: вы знаете?

 Устные упражнения:  1.Найдите площадь треугольника АВС.

Устные упражнения: 1.Найдите площадь треугольника АВС.

2.Найдите площадь параллелограмма АВСD.

2.Найдите площадь параллелограмма АВСD.

  Каждому выражению из левого столбца поставьте в соответствие выражение из правого столбца:    sin (180 – a) =                         sin a  sin (90 – a) =                          sin a  cos (180 – a) =                        cos a  cos (90 – a) =                        - cos a

Каждому выражению из левого столбца поставьте в соответствие выражение из правого столбца:

sin (180 – a) =                         sin a

sin (90 – a) =                          sin a

cos (180 – a) =                        cos a

cos (90 – a) =                        - cos a

  Проблемная  ситуация.  Найти расстояние от точки A до недоступной точки B, если АС = 50 м,   ∠  CAB   = 80 ° и   ∠  ACB   = 72 °   

Проблемная ситуация. Найти расстояние от точки A до недоступной точки B, если

АС = 50 м,   ∠  CAB   = 80 ° и   ∠  ACB   = 72 °   

Самое древнее доказательство для теоремы синусов на плоскости описано в книге

Самое древнее доказательство для теоремы синусов на плоскости описано в книге "Трактат о полном четырёхстороннике" персидского математика, механика и астронома Насира ад-Дина Ат-Туси (1201 - 1274), которая была написана в 13 веке. Он систематически рассмотрел все случаи решения косоугольных сферических треугольников и указал ряд новых способов решения. В 12 в. был переведен с арабского на латынь ряд астрономических работ, что позволило ознакомиться с ними европейцам. Но, к сожалению, многое осталось непереведенным, и выдающийся немецкий астроном и математик Иоганн Мюллер (1436 -1476), которого современники знали под именем Региомонтана (именно так переводится на латынь название его родного города Кенигсберга), через 200 лет после Насир-эд-Дина заново открыл его теоремы.

Стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов   Дано:  AB = c,  BC = a,  AC = b.  Доказать:

Стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов

Дано:

AB = c,

BC = a,

AC = b.

Доказать:

 Доказательство:  По теореме о площади треугольника   Из первых двух равенств получаем значит,  аналогично, из второго и третьего равенств следует  Итак, .  Теорема доказана.

Доказательство:

По теореме о площади треугольника

Из первых двух равенств получаем

значит,

аналогично, из второго и третьего

равенств следует

Итак, .

Теорема доказана.

 Следствия из  теоремы синусов :         1) В треугольнике против большего угла лежит  большая сторона, против большей стороны  лежит больший угол.  2) Отношение стороны треугольника к синусу  противолежащего угла равно диаметру   описанной окружности .

Следствия из теоремы синусов :

1) В треугольнике против большего угла лежит

большая сторона, против большей стороны

лежит больший угол.

2) Отношение стороны треугольника к синусу

противолежащего угла равно диаметру

описанной окружности .

  Вернёмся теперь к задаче, которую мы не смогли решить в начале урока. Найти расстояние от точки A до недоступной точки B, если АС = 50 м,   ∠  CAB   = 80 ° и   ∠  ACB   = 72 °   

Вернёмся теперь к задаче, которую мы не смогли решить в начале урока.

Найти расстояние от точки A до недоступной точки B, если

АС = 50 м,   ∠  CAB   = 80 ° и   ∠  ACB   = 72 °   

Основание треугольника равно 10 см, один из углов при основании равен , а противолежащий основанию угол равен . Найдите сторону, противолежащую углу в Пусть искомая сторона-х.Тогда по теореме синусов имеем:

Основание треугольника равно 10 см, один из углов при основании равен , а противолежащий основанию угол равен . Найдите сторону, противолежащую углу в

Пусть искомая сторона-х.Тогда по теореме синусов имеем:

 Дано: ΔABC  АС = 50 м,  ∠  CAB = 80°  ∠  ABС = 72°   Найти AB.  Решение . ∠  CBA = 180 0  –(∠ CAB +∠ ACB ) ∠  CBA = 180 0  –(80° + 72° )= 28 0 АВ = АС  Sin C Sin В  АВ = 50  Sin 72 0 Sin 28 0    АВ = 50 * Sin 15 0 = 50* 0,95 = 103,26(м) Sin 28 0 0,46  Ответ: АВ=103,26 м.

Дано: ΔABC

АС = 50 м, 

∠  CAB = 80° 

∠  ABС = 72° 

Найти AB.

Решение .

∠  CBA = 180 0  –(∠ CAB +∠ ACB )

∠  CBA = 180 0  –(80° + 72° )= 28 0

АВ = АС

Sin C Sin В

АВ = 50

Sin 72 0 Sin 28 0  

АВ = 50 * Sin 15 0 = 50* 0,95 = 103,26(м)

Sin 28 0 0,46

Ответ: АВ=103,26 м.

Проверочная работа (работа в группах).  Дано: ΔABC 1 группа .    Найти: АС  Решение.  По теореме синусов имеем     Ответ:

Проверочная работа (работа в группах).

Дано: ΔABC

1 группа .

Найти: АС

Решение.

По теореме синусов имеем

Ответ:

 Проверочная работа (работа в группах).  Дано: ΔABC   2 группа .  Найти: АС Решение. По теореме синусов имеем   Ответ: АС= 5,6см

Проверочная работа (работа в группах).

Дано: ΔABC

2 группа .

Найти: АС

Решение.

По теореме синусов имеем

Ответ: АС= 5,6см

Проверочная работа (работа в группах).   Дано: ΔCMD   3 группа .  Найти: АС Решение. По теореме синусов имеем    Ответ: АС= 8,1см

Проверочная работа (работа в группах).

Дано: ΔCMD

3 группа .

Найти: АС

Решение.

По теореме синусов имеем

Ответ: АС= 8,1см

Проверочная работа (работа в группах).   Дано: ΔPKD   4 группа .   Найти: KD Решение. По теореме синусов имеем    Ответ: KD = 7,3см

Проверочная работа (работа в группах).

Дано: ΔPKD

4 группа .

Найти: KD

Решение.

По теореме синусов имеем

Ответ: KD = 7,3см

 Подведение итогов урока:  Вопросы:  1. Какие типы задач позволяет решить теорема синусов?  -находить сторону треугольника, если даны два угла и сторона треугольника;  -находить угол треугольника, если известны две стороны и угол, прилежащий к одной из них;  - находить радиус окружности, описанной около треугольника и  т.д. Домашнее задание:  № 1025(а, в); № 1026

Подведение итогов урока:

Вопросы:

1. Какие типы задач позволяет решить теорема синусов?

-находить сторону треугольника, если даны два угла и сторона треугольника;

-находить угол треугольника, если известны две стороны и угол, прилежащий к одной из них;

- находить радиус окружности, описанной около треугольника и т.д.

Домашнее задание:

1025(а, в); № 1026

   Оцените урок и результат своей деятельности.  Выберите один из вариантов:  На уроке я работал активно / пассивно.  Своей работой на уроке я доволен / недоволен.  Урок для меня показался коротким / длинным  За урок я устал / не устал  Материал урока мне был  понятен / не понятен    интересен / скучен  За урок я оставлю себе оценку -----------------------------

Оцените урок и результат своей деятельности. Выберите один из вариантов:

На уроке я работал активно / пассивно.

Своей работой на уроке я доволен / недоволен.

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я устал / не устал

Материал урока мне был понятен / не понятен

интересен / скучен

За урок я оставлю себе оценку -----------------------------

Молодцы! 28

Молодцы!

28


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!