Из опыта работы
учителя математики
МБОУ «Гимназия№11»
Гусейновой А. Г.
Урок геометрии (9класс).
Тема: « Теорема синусов»
Эпиграф:
«Геометрия есть познание всего сущего, поскольку приближает разум к истине».
Платон .
Цель урока:
доказать теорему синусов и ее следствия,
для нахождения неизвестных элементов произвольных треугольников
формировать навыки исследовательской работы.
применять полученные знания к решению практических задач
Притча:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”
Актуализация знаний.
а) дать определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника.
б) Чему равна сумма углов треугольника?
в) Какая из сторон треугольника ABC наибольшая, а какая - наименьшая?
г ) Какой из углов треугольника ABC наибольший, а какой- наименьший?
г) какие формулы площади треугольника вы знаете?
д) какие формулы площади параллелограмма: вы знаете?
Устные упражнения: 1.Найдите площадь треугольника АВС.
2.Найдите площадь параллелограмма АВСD.
Каждому выражению из левого столбца поставьте в соответствие выражение из правого столбца:
sin (180 – a) = sin a
sin (90 – a) = sin a
cos (180 – a) = cos a
cos (90 – a) = - cos a
Проблемная ситуация. Найти расстояние от точки A до недоступной точки B, если
АС = 50 м, ∠ CAB = 80 ° и ∠ ACB = 72 °
Самое древнее доказательство для теоремы синусов на плоскости описано в книге "Трактат о полном четырёхстороннике" персидского математика, механика и астронома Насира ад-Дина Ат-Туси (1201 - 1274), которая была написана в 13 веке. Он систематически рассмотрел все случаи решения косоугольных сферических треугольников и указал ряд новых способов решения. В 12 в. был переведен с арабского на латынь ряд астрономических работ, что позволило ознакомиться с ними европейцам. Но, к сожалению, многое осталось непереведенным, и выдающийся немецкий астроном и математик Иоганн Мюллер (1436 -1476), которого современники знали под именем Региомонтана (именно так переводится на латынь название его родного города Кенигсберга), через 200 лет после Насир-эд-Дина заново открыл его теоремы.
Стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов
Дано:
AB = c,
BC = a,
AC = b.
Доказать:
Доказательство:
По теореме о площади треугольника
Из первых двух равенств получаем
значит,
аналогично, из второго и третьего
равенств следует
Итак, .
Теорема доказана.
Следствия из теоремы синусов :
1) В треугольнике против большего угла лежит
большая сторона, против большей стороны
лежит больший угол.
2) Отношение стороны треугольника к синусу
противолежащего угла равно диаметру
описанной окружности .
Вернёмся теперь к задаче, которую мы не смогли решить в начале урока.
Найти расстояние от точки A до недоступной точки B, если
АС = 50 м, ∠ CAB = 80 ° и ∠ ACB = 72 °
Основание треугольника равно 10 см, один из углов при основании равен , а противолежащий основанию угол равен . Найдите сторону, противолежащую углу в
Пусть искомая сторона-х.Тогда по теореме синусов имеем:
Дано: ΔABC
АС = 50 м,
∠ CAB = 80°
∠ ABС = 72°
Найти AB.
Решение .
∠ CBA = 180 0 –(∠ CAB +∠ ACB )
∠ CBA = 180 0 –(80° + 72° )= 28 0
АВ = АС
Sin C Sin В
АВ = 50
Sin 72 0 Sin 28 0
АВ = 50 * Sin 15 0 = 50* 0,95 = 103,26(м)
Sin 28 0 0,46
Ответ: АВ=103,26 м.
Проверочная работа (работа в группах).
Дано: ΔABC
1 группа .
Найти: АС
Решение.
По теореме синусов имеем
Ответ:
Проверочная работа (работа в группах).
Дано: ΔABC
2 группа .
Найти: АС
Решение.
По теореме синусов имеем
Ответ: АС= 5,6см
Проверочная работа (работа в группах).
Дано: ΔCMD
3 группа .
Найти: АС
Решение.
По теореме синусов имеем
Ответ: АС= 8,1см
Проверочная работа (работа в группах).
Дано: ΔPKD
4 группа .
Найти: KD
Решение.
По теореме синусов имеем
Ответ: KD = 7,3см
Подведение итогов урока:
Вопросы:
1. Какие типы задач позволяет решить теорема синусов?
-находить сторону треугольника, если даны два угла и сторона треугольника;
-находить угол треугольника, если известны две стороны и угол, прилежащий к одной из них;
- находить радиус окружности, описанной около треугольника и т.д.
Домашнее задание:
№ 1025(а, в); № 1026
Оцените урок и результат своей деятельности. Выберите один из вариантов:
На уроке я работал активно / пассивно.
Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я устал / не устал
Материал урока мне был понятен / не понятен
интересен / скучен
За урок я оставлю себе оценку -----------------------------
Молодцы!
28