9
Ростовская область, Песчанокопский район, село Жуковское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа № 22
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор МБОУ ЖСОШ № 22
протокол № 1 ___________ /Л. А Царёва/
от «30» августа 201 7г. приказ № 289 от 30.08.2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
Уровень общего образования (класс) основное общее, 5 класс
Количество часов 33 часа
Учитель Денисенко Лариса Леонидовна
Программа разработана на основе
Федерального Государственного стандарта, основного общего образования , на основе Примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе и учебника для общеобразовательных учреждений В.В. Полякова, М.И. Кузнецова В.В. Маркова, В. Н. Латчука
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе и учебника для общеобразовательных учреждений В.В. Полякова, М.И. Кузнецова В.В. Маркова, В. Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» (Москва Изд. «Дрофа» 2012 год)
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральные законы:
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Федеральные программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Федеральные постановления:
- постановление правительства от 19.03.2001 года № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные приказы:
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Характеристика курса
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Курс предназначен для решения следующих задач:
освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане школы на изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 33 часов в год.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе
Содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации.
Курс представлен двумя разделами:
раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».
Раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» представлен главами:
Особенности города как чреды обитания.
Системы обеспечения безопасности города.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)
Пожар.
Средства пожаротушения.
Затопление квартиры.
Электричество.
Опасные вещества и продукты питания.
Взрыв и обрушение дома.
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи).
Опасность толпы.
Собака бывает кусачей.
Обобщение и контроль знаний по теме «Личная безопасность в повседневной жизни»
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.
Железнодорожный транспорт.
Авиационный транспорт.
Морской и речной транспорт.
Психологические основы самозащиты.
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде.
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства.
Если вы оказались заложником.
Загрязнение воды.
Загрязнение воздуха.
Загрязнение почвы.
Фильтрующие противогазы.
Пользование противогазом.
Повторение тем: «Способы индивидуальной защиты» и «Опасные ситуации социального характера».
Раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни» представлен главами:
Виды ранений, их причины и оказание первой помощи.
Общая характеристика кровотечений.
Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.
Движение и здоровье
Нарушения осанки и причины их возникновения Телевизор и компьютер — друзья или враги?
Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека.
Обобщение и контроль знаний по курсу ОБЖ 5 класса
Требования к планируемым результатам
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Оценка ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Учебно- тематический план
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Основное содержание |
1 | Основы безопасности личности ,общества и государства | 27 | Особенности города как чреды обитания.Системы обеспечения безопасности города. Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире) Безопасное поведение пешеходов и пассажиров Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Загрязнение среды обитания Средства индивидуальной защиты органов дыхания |
2 | Оказание первой помощи и здоровый образ жизни | 6 | Виды ранений, их причины и оказание первой помощи. Общая характеристика кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.Движение и здоровье Нарушения осанки и причины их возникновения Телевизор и компьютер — друзья или враги? Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека. |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе
№ | Дата | Глава. Тема урока. | Краткое содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты освоения | корекция | Домашнее задание |
По плану | фактически | Кол часов |
личностные | метапредметные | предметные |
Глава № 1. Личная безопасность в повседневной жизни | | | | |
1 | 6.09 | | 1 | Инструктаж по ТБ в кабинете ОБЖ. Особенности города как среды обитания человека. | 1. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе и их характеристика. Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности. Практическое задание №1. Нарисовать карту опасностей района. Путь от дома до школы. | Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах. | Индивидуаль ный опрос | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях | умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи | формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности | | § 1 |
2 | 13.09 | | 1 | Системы обеспечения безопасности города. | Государственные, муниципальные (городские) и районные специальные службы обеспечения безопасности. Правила вызова служб безопасности. Понятие о специальном сигнале оповещения «Внимание всем!». Правила поведения населения при оповещении об опасной или чрезвычайной ситуации по специальному сигналу «Внимание всем!» Практическое задание №2. Создать телефонный справочник важных номеров. | Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!» | Индивидуаль ный опрос | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | § 2, |
3 | 20.09 | | 1 | Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире) | Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме (квартире) и их причины Практическое задание №3. Нарисовать план квартиры с источниками опасности. | Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных задач | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности; | умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; | | § 3, |
4 | 27.09 | | 1 | Пожар. | Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, их последствия. Творческое задание № 1. Изобразить причины возникновения пожара. | Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы | Индивидуаль ный опрос | формирование коммуникативной компетентности в общении | овладение навыками принятия решений, | умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; | | |
№ | дата | Кол-во час | Глава тема урока | Краткое содержание темы | Характеристика основных видов деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты | оборудование | Д/З |
По плану | корекция | личностные | метапредметные | предметные |
| | | | Средства пожаротушения. | Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). | Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы тушения пожара | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных задач | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике | Компьютер монитор, просмотр презентации | § 4 |
5 | 4.10 | | 1 | Затопление квартиры. | Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. Практическое задание №3. Найти краны, отключающие воду в квартире и нарисовать их на плане. | Изучают причины затопления в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения | Индивидуаль ный опрос | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике | | § 5 Практическое Задание №3. |
6 | 11.10 | | 1 | Электричество. | Опасность электрических и электронных приборов, используемых в быту. Последствия поражения электрическим током. Меры безопасности при обращении с электроприборами. | Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами. | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных задач | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения | освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике | | § 6 |
7 | 18.10 | | 1 | Опасные вещества и продукты питания. | Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений. | Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений. | Индивидуаль ный опрос | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях | умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; | видео | § 7 |
8 | 25.10 | | 1 | Взрыв и обрушение дома. | Причины взрывов и обрушений в жилых домах. Правила безопасного поведения при | Приобретают знания о причинах взрывов и | Индивидуаль ный опрос | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | усвоение правил безопасного поведения | умение согласовывать свои действия | | 8 |
9 | 8.11 | | 1 | Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). | Безопасность в нестандартных ситуациях | Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях. | Проверочная работа № 3 | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | усвоение правил безопасного поведения | умение согласовывать свои действия | | &9 | |
10 | 15.11. | | 1 | Опасность толпы. | Опасность толпы. Как уцелеть в толпе. Правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей. Безопасное поведение с животными. Правила предосторожности при встрече с собаками. Правила поведения при нападении собаки. | Осваивают правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей. | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных задач | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | усвоение правил безопасного поведения при массовом скоплении | овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения | | |
| | | | Собака бывает кусачей. | | Осваивают правила безопасного поведения с животными. | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных задач Проверочная работа № 4 | | усвоение правил безопасного поведения | овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения | умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, | 10-11 |
Глава 2 БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ И ТРАНСПОРТЕ | | |
11 | 22.11 | | 1 | Организация дорожного движения, причины и последствия дорожнотранспортных происшествий | Безопасная дорога в школу и домой. Причины транспортных аварий. Безопасное поведение в транспортном средстве. | Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров. | | формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать события | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | § 12 |
12 | 29.11. | | 1 | Безопасное поведение пешеходов и пассажиров | Обязанности пешехода и пассажира. | Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров. | | формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать события | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | |
1 3 | 6.12 | | 1 | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. | Краткая характеристика современных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, метро). Правила безопасного поведения общественном транспорте. поведения пассажиров при аварийных ситуациях. | Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле и метро | Проверочная | формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | § 14 |
1 4 | 13.12 | | 1 | Железнодорожный транспорт. | Источники опасности и опасные зоны на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда, при пожаре в поезде. | Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте. | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных задач | формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | 15 |
15 | 20.12 | | 1 | Обобщение и контроль знаний | | | Контрольная работа | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать события | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | | |
16 | 27.12. | | 1 | Авиационный транспорт. | Характеристика авиационного транспорта. Правила поведения авиапассажиров в салоне самолета. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при аварийной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду. | Осваивают правила безопасного поведения в салоне самолета и при аварийных ситуациях на авиационном транспорте. | Индивидуаль ный опрос | формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | 16 |
17 2 П О Л У Г О Д И Е | 17.01. | | 1 | Морской и речной транспорт. | Характеристика водного транспорта. Правила пользования спасательным жилетом. Действия пассажиров при аварийных ситуациях и эвакуации с судна борт судна. | Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте. | Проверочная работа № 8 | формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | |
Глава №3. Опасные ситуации социального характера | |
18 | 24.01 | | 1 | Психологические основы самозащиты. | Язык жестов — важное оружие самозащиты. Основные психологические качества уверенного в себе человека. | Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека. | Индивидуаль ный опрос | овладение навыками принятия решений | | | | § 18 |
19 | 31.01 | | 1 | Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде. | 1.Меры по повышению безопасности дома (квартиры). Что не рекомендуется делать, находясь дома без взрослых. | Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций | Индивидуаль ный опрос Решение ситуационных | овладение навыками принятия решений | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности | | | § 19 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
20 | 7.02. | | 1 | Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. | Зоны криминогенной опасности в городе (населенном пункте). Правила безопасного поведения с незнакомым человеком.. Как предотвратить опасные домогательства. | Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице. | | овладение навыками принятия решений | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать события | формирование антиэкстремистскойи антитеррористической личностной позиции | | § 20 |
21 | 14.02. | | 1 | Если вы оказались заложником. | Понятие о заложнике. Меры личной безопасности по предотвращению захвата в заложники. | Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов | Проверочная работа № 9 | овладение навыками принятия решений | умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать события | формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции | | § 21 |
Глава №4. Загрязнение среды обитания | | | | | | |
22 | .2102 | 1 | | Загрязнение воды. | Загрязнение воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Требования к питьевой воде. Способы очистки водопроводной воды в домашних условиях. | Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | Индивидуаль ный опрос Проверочная работа № 10 | формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде; | овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности | овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания | видео | § 22 |
23 | 28.02 | 1 | | Загрязнение воздуха. | Загрязнение воздуха. Общие сведения об атмосфере. Причины загрязнения воздуха. Рекомендации по предотвращению загрязнения воздуха в местах проживания. | Компьютер монитор | 23 |
24 | 7.03 | 1 | | Загрязнение почвы. | Загрязнение почвы. Роль почвы в жизни человека. Причины загрязнения почвы и их последствия. заболеваний, обитающие в почве. | | | | | | | 24 рисунки |
| | | | | | | | | | | | |
25 26 | 14.03 21.03 | | 2 | Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом. | Фильтрующие противогазы. Предназначение и принцип защитного действия фильтрующих противогазов. Гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В, устройство и правила пользования. | Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов. Получают практические навыки пользования противогазом. | | умение оценивать собственные возможности | формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | Видео «история появления противогаза» | § 25 и § 26 |
Глава №6. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | | | | | |
27 | 4.04 | | 1 | Виды ранений, их причины и оказание первой помощи. | Понятие о ране. Общие признаки ранений. Общие правила оказания первой помощи при незначительных открытых ранах. | Приобретают знания об основных видах ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи | | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте; | умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; умение принимать обоснованные решения | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | 27 |
28 | 11.04. | | 1 | Общая характеристика кровотечений. | Наружное и внутреннее кровотечения. Венозное кровотечение и его характеристика. Артериальное кровотечение и его характеристика. Смешанные кровотечения и их характеристика. Капиллярное кровотечение и его особенности. | Получают знания о видах кровотечений и их особенностях | | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте; | умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; умение принимать обоснованные решения | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | 28 |
29 | 18.04 | | 1 | Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений. | Способы временной остановки кровотечения. Остановка кровотечения путем пальцевого прижатия артерий. путем наложения жгута. путем наложения давящей повязки. максимального сгибания конечности.. | Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы | | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников; умение принимать обоснованные решения | знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; | | § 29 |
Глава №7. Основы здорового образа жизни | | | | | | |
30 | 25.04 | | 1 | Движение и здоровье Нарушения осанки и причины их возникновения | Роль двигательной активности для укрепления здоровья. Понятие об опорнодвигательном аппарате и его развитии. Избыток и недостаток движения (Профилактика нарушений осанки. | Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья. Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки | Индивидуальный опрос. | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций умение принимать обоснованные решения | | | § 30 и § 31 |
32 | 23.05 | | 1 | Обобщение и контроль знаний по курсу ОБЖ 5 класса | | | Итоговая работа | | | | | |
31 | 16.05 | | 1 | Телевизор и компьютер — друзья или враги? | Воздействие излучений телевизора и компьютера на организм человека. Правила просмотра телепередач. Правила безопасности при работе на персональном компьютере | Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером | Индивидуальный опрос | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности | | | § 32 |
33 | | | 1 | Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека | Понятие о детском и подростковом возрасте. Развитие организма в детском возрасте. Характеристика факторов, влияющих на развитие и изменение организма за | Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу | Индивидуальный опрос | формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни; | формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности | | | § 33 § 34 |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Основная литература
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» В.В.Поляков М.И.Кузнецов В.Н.Латчук, В.В.Марков. Изд.: Дрофа.
2. Электронные ресурсы:
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к
урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности
жизнедеятельности).
http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи
по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей)
http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности
жизнедеятельности.
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет.
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий».
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖ
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения)
http://kombat.com.ua/stat.htm Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.htm Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
[email protected] Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
[email protected] Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
9