1. В. П. Канакина, В. П. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина
Русский язык: Учебник для 4-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014.
2. В. П. Канакина Русский язык: Рабочая тетрадь для 4-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014.
3. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс / Сост. Максимова Т.Н. – М.:«ВАКО» 2014г.
- Формирование умения в выборе оснований и критериев для сравнения.
- Формирование алгоритма орфографических действий при решении орфографических задач.
- Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
- Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
- Умение учиться и способность к организации своей деятельности.
- Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Потребность в общении с учителем .Умение слушать и вступать в диалог.
- Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению
№ | Тема урока | Кол-во ч. | Дата | Прим | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока(ученик должен знать) |
I четверть – 42 часов. |
| День знаний. | 1 | | | |
Повторение - 11 часов |
-
| Диалогическая и монологическая речь. | 1 | | | Анализировать высказывания о русском языке Составлять текст по рисунку с включением в него диалога |
-
| Признаки и структура текста. План | 1 | | | Определять Тему и главную мысль текста Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения Составлять план текста. Сопоставлять тексты разного стиля Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой |
-
| Типы текстов | 1 | | |
-
| Изложение повествовательного текста. «Первая вахта» Упр. 8 | 1 | | |
-
| Виды предложений | 1 | | | Различать предложения по цели высказывания Классифицировать предложения по интонации Находить обращение в предложении Составлять предложения с обращением. Наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, распространённые и не распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения |
-
| Обращение | 1 | | |
-
| Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
-
| Входной контрольный диктант. | 1 | | |
-
| Основа предложения. | 1 | | |
-
| Словосочетание | 1 | | | Различать слово и словосочетание. Выделять в предложение словосочетание Разбирать предложения по членам предложения Устанавливать связи между словосочетаниями при помощи смысловых вопросов |
-
| Проверочная работа «Повторение» | 1 | | | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» |
Предложение – 10 часов |
Однородные члены предложения – 5 часов |
-
| Предложения с однородными членами | 1 | | | Распознавать предложения с однородными членами. Находить их в тексте. Определять каким членом предложения являются однородные члены. Соблюдать интонацию перечисления. Составлять предложения с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения. Обосновывать постановку запятой при однородных членах предложения. |
-
| Связь однородных членов предложения | 1 | | |
-
| Предложения с однородными членами без союзов и с союзами | 1 | | |
-
| Запятая между однородными членами | 1 | | |
-
| Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая Осень» Упр.48 | 1 | | | Составлять рассказ по картине и данному плану. |
Простые и сложные предложения – 5 часов |
-
| Различение простых и сложных предложений | 1 | | | Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное. Выделять в сложном предложение его основы. Составлять сложное предложения |
-
| Простое и сложное предложение с однородными членами. | 1 | | |
-
| Союзы в сложном предложении | 1 | | |
-
| Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Упр. 56 | 1 | | | Передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
-
| Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | | | Оценивать результаты выполненного задания. «Проверь себя» по учебнику |
Слово в языке и речи – 20 часа |
Лексическое значение слова – 4 часа |
-
| Определение значения слова. Заимствованные слова | 1 | | | Выявлять слова, значения которых приходится уточнять. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Подбирать к словам синонимы и антонимы. |
24 | Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы. | 1 | | |
25 | Омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы. | 1 | | |
26 | Составление текста по рисунку с фразеологизмом Упр.76. | 1 | | |
Состав слова - 10 часов |
27 | Значимые части слова | 1 | | | Объяснять роль и значение суффиксов и приставок Различать однокоренные слова и формы слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Восстанавливать последовательность нарушенных частей текста и подробно воспроизводить содержание текста. Оценивать результат выполнения орфографической задачи |
28 | Значение суффиксов и приставок. | 1 | | |
29 | Однокоренные слова | 1 | | |
30 | Безударная гласная в слове | 1 | | |
31 | Парная согласная в слове. | 1 | | |
32 | Непроизносимая согласная в слове. Двойная согласная в слове. | 1 | | |
33 | Изложение повествовательного деформированного текста. Упр.110 | 1 | | |
34 | Работа над ошибками. Правописание разделительного Ь Правописание Ъ. | 1 | | |
35 | Контрольный диктант. | 1 | | |
36 | Правописание разделительного Ь Правописание Ъ. | 1 | | |
Части речи – 6 часов. |
37 | Работа над ошибками Части речи. | 1 | | | |
38 | Части речи самостоятельные и служебные | 1 | | | Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопроса. Образовывать наречия от имён прилагательных. |
39 | Наречие | 1 | | |
40 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | | | Оценивать результат выполнения орфографической задачи |
41 | Работа над ошибками. Наречие. Проверь себя. | 1 | | | Находить наречия среди данных слов в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопроса. Образовывать наречия от имён прилагательных. |
42 | Сочинение - отзыв по репродукции картины В.М. Серова «Иван –царевич на Сером Волке.» Упр. 133 | 1 | | | Высказывать своё мнение при обсуждение отзыва. Сочинять собственный текст –отзыв о картине. |
II четверть – 37 часов. |
Имя существительное – 48 часов |
Изменение по падежам – 5 часов |
43- 44 | Определение падежа им. существит. | 2 | | | Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысловые вопросы. Соблюдать нормы употребления в речинеизменяемых существительных |
45 | Различие падежных и смысловых вопросов | 1 | | |
46 | Начальная форма им. существит. | 1 | | |
47 | Несклоняемые им. существительные | 1 | | |
Три склонения имен существительных – 8 часов |
48 | 1-е скл. имён существительных | 1 | | | Определять принадлежность им. сущ к 1-оу склонению. Подбирать примеры сущ. 1-го склонения |
49 | Падежные окончания сущ. 1- го скл | 1 | | |
50 | Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег» У.161 | 1 | | | Составлять текст - описание |
51 | 2-е скл. имён существительных | 1 | | | Определять принадлежность им. сущ к 2-ому и 3 –ему склонению. Подбирать примеры сущ. 2-го и 3-го склонения |
52 | Падежные окончания сущ. 2- го скл | 1 | | |
53 | 3-е скл. имён существительных | 1 | | |
54 | Падежные окончания сущ. 3 - го скл | 1 | | |
55 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Упр.180 | 1 | | | Подробно излагать содержание повествовательного текста |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе – 19 часов |
56 | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | | | Устанавливать наличие в им сущ. безударного падежного окончания. Выбирать нужный способ проверки написания безударного окончания. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончание -е, -и Обосновывать написание безударного падежного окончания Использовать правило написания имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц Оценивать результат выполнения орфографической задачи Составлять текст- отзыв. |
57 | Именительный и винительный падежи | 1 | | |
58-59 | Родительный падеж | 2 | | |
60-61 | Именительный, винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных | 2 | | |
62-64 | Дательный падеж | 3 | | |
65 | Творительный падеж | 1 | | |
66 | Правописание существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | 1 | | |
67-68 | Предложный падеж | 2 | | |
69 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | | |
70 | Правописание безударных окончаний имён существительных. | 1 | | |
71 | Сочинение – отзыв по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница» Упр. 247 | 1 | | |
72 | Правописание безударных окончаний имён существительных. | 1 | | |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе – 13 часов |
73 | Склонение имён существительных во множеств. числе | 1 | | | Устанавливать наличие в им сущ. безударного падежного окончания. Оценивать результат выполнения орфографической задачи Устанавливать наличие в им сущ. безударного падежного окончания Выбирать нужный способ проверки написания безударного окончания. Обосновывать написание безударного падежного окончания |
74 | Именительный падеж. | 1 | | |
75 | Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | | |
76 | Работа над ошибками. Родительный падеж. | 1 | | |
77 | Родительный падеж. | 1 | | |
78 | Контрольное списывание | 1 | | |
79 | Винительный падеж одушевлённых имён существительных | 1 | | |
III четверть – 51 часов. |
80 | Дательный падеж | 1 | | | Выбирать нужный способ проверки написания безударного окончания. Обосновывать написание безударного падежного окончания Подробно передавать содержание повествоват. текста Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Оценивать результат выполнения орфографич. задачи Исследовать речь взрослых |
81 | Творительный падеж | 1 | | |
82 | Подробное изложение повествовательного текста Упр.273 | 1 | | |
83 | Работа над ошибками. Предложный падеж | 1 | | |
84 | Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. | 1 | | |
85 | Обобщение знаний об им. существительном. | 1 | | |
86 | Контрольный диктант | 1 | | |
87 | Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно» | 1 | | |
Имя прилагательное – 30 часов |
Повторение и углубленное представление об имени прилагательном – 5 часов |
88 | Словообразование имен прилагательных | 1 | | | Находить имена прилагательные Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов Определять род и число имени прилагательного Различать начальную форму имени прилагательного Правильно писать родовые окончания имен прилагательных |
89 | Начальная форма. Род и число имени прилагательного. | 1 | | |
90 | Сочинение описание на тему «Моя любимая Игрушка» Упр. 15 | 1 | | |
91 | Изменение имён прилагательных ед. числа по падежам | 1 | | |
92 | Составление текста – рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» Упр.21, 22 | 1 | | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе – 11 часов |
93 | Именительный падеж прилаг. мужского и среднего рода | 1 | | | Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода Анализировать, определять и обосновывать способ проверки падежного окончания. Оценивать результат выполнения орфографич. задачи Излагать текст - описание |
94 | Родительный падеж прилаг. мужского и среднего рода | 1 | | |
95 | Дательный падеж прилаг. мужского и среднего рода | 1 | | |
96 | Именительный, родительный, винительный падежи | 1 | | |
97 | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | | |
98 | Творительный падеж прилаг. мужского и среднего рода | 1 | | |
99 | Предложный падеж мужского и среднего рода | 1 | | |
100 101 | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | | |
102 | Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города. Упр 57 | 1 | | |
103 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | 1 | | | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе – 5 часов |
104 105 | Именительный падеж и винительный падежи прилагательных женского рода | 2 | | | Сравнивать падежные окончания прилагательных женского рода Анализировать, определять и обосновывать способ проверки падежного окончания. Находить информацию о достопримечательностях города Записывать текст по памяти |
106 107 | Родительный, дательный, творительный падежи прилагательных женского рода | 2 | | |
108 | Изложение теста-описания. Упр. 77 | 1 | | |
Склонение имён прилагательных во множественном числе – 9 часов |
109 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | | | Сравнивать падежные окончания им прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. |
110 | Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» Упр.84, 85 | 1 | | |
111 | Именительный и винительный падеж прилагательных во множественном числе | 1 | | |
112 | Родительный и предложный падеж прилагательных во множественном числе | 1 | | |
113 | Дательный и творительный падеж прилагательных во множественном числе | 1 | | |
114 | Контрольный диктант | 1 | | |
115 | Работа над ошибками Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | |
116 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
117 | Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | |
Личные местоимения – 9 часов |
118 | Роль личных местоимений в речи Личные местоимения 1,2,3-го лица | 1 | | | Распознавать местоимения сред других частей речи Определять лицо, число, падеж, род местоимений 3-го лица Различать начальную и косвенную форму местоимений Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Оценивать результаты «Проверь себя» |
119 | Склонение личных местоимений 1,2-го лица | 1 | | |
120 | Изложение повествовательного текста Упр.138 | 1 | | |
121 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | | |
122 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | | |
123 | Склонение личных местоимений 3-го лица | 1 | | |
124 | Окончания личных местоимений в косвенных падежах Морфологический разбор местоимений. | 1 | | |
125 | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. | 1 | | |
126 | Проверочная работа | 1 | | |
Глагол – 36 часов |
Представление о глаголе как части речи – 8 часов |
127 | Значение глагола как части речи | 1 | | | Распознавать глаголы среди других частей речи Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам |
128 | Время глагола. | 1 | | |
129 | Неопределённая форма глагола | 1 | | |
130 | Неопределённая форма глагола | 1 | | |
IV четверть – 38 часов |
131 132 | Неопределённая форма глагола | 2 | | | .Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. |
133 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
134 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану Упр.162 | 1 | | |
Спряжение глагола – 9 часов |
135 | Лицо и число спрягаемых глаголов | 1 | | | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глагола Выделять личные окончания глаголов. Определять роль ь в окончаниях глаголов 2-го лица. Писать сочинение на основе искусствоведческого текса Определять спряжение глаголов. |
136 | Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени | 1 | | |
137 | 2-е лицо глаголов | 1 | | |
138 | Правописание окончаний глаголов 2-го лица настоящего и будущего времени в ед. числе | 1 | | |
139 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» Упр. 178. | 1 | | |
140 | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | | |
141 | Спряжение глаголов в будущее времени | 1 | | |
142 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | | |
143 | Проект «Пословицы и поговорки» | 1 | | | |
Правописание глаголов – 18 часов |
144 | Способы определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | | | Определять спряжение глагола Узнавать возвратные глаголы Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. |
145-149 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Глаголы - исключения | 5 | | |
150 | Контрольное списывание | 1 | | |
151 | Возвратные глаголы (общее понятие) | 1 | | |
152 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | | |
153 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | 1 | | |
154 | Подробное изложение деформированного повествовательного текста. | 1 | | |
155 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
156 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
157 | ВПР | 1 | | |
158 | Составление текста на спортивную тему. Упр. 228 | 1 | | |
159 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
160 | Контрольный диктант за год | 1 | | |
161 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
Повторение пройденного за год – 6 часов |
162 | Язык и речь. Текст | 1 | | | |
163 | Предложение и слово | 1 | | |
164 | Состав слова | 1 | | |
165 | Звуки и буквы | 1 | | |
166 167 | Части речи | 2 | | |