СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по Изобразительному искусству.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство

 

Пояснительная записка.

Цель программы: формирование эстетического отражения действительности, овладение обучающимися техническими и изобразительными умениями.

Задачи программы:

  1. Освоение знаний об элементарных основах реалистического рисунка; знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
  2. Овладение умениями и навыками находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие, ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
  3. Развитие и коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
  4. Содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
  5. Воспитание у обучающихся художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности, трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
  6. Формирование способности и готовности применять полученные умения в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по Изобразительному искусству.»

ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство


Пояснительная записка.

Цель программы: формирование эстетического отражения действительности, овладение обучающимися техническими и изобразительными умениями.

Задачи программы:

  1. Освоение знаний об элементарных основах реалистического рисунка; знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

  2. Овладение умениями и навыками находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие, ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.

  3. Развитие и коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

  4. Содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

  5. Воспитание у обучающихся художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности, трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.

  6. Формирование способности и готовности применять полученные умения в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.

Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Уроки ИЗО состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия.

В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учат детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на тему.

На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.

На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Большое место на уроках рисования должно быть отведено методу показа. Наглядный показ – результативный способ того, как надо действовать.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно - практической деятельности.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

ИЗО – письмо

ИЗО – развитие речи

ИЗО – живой мир

Общее количество часов по программе составляет 17 часов, из расчета по 0,5 часа в неделю.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем определяется с учетом возможностей детей.


Основное содержание программы

Декоративное рисование. Работа с красками (акварель, гуашь).

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).

Примерные задания.

Рисование узора из геометрических элементов в полосе.

Рисование узора в прямоугольнике (коврик для кукол, салфетка). Рисование в полосе узора из растительных элементов (способом примакивания). Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для маскарадных очков.

Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия о величине предметов.

Примерные задания.

Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус), елочных украшений, листьев ягод рябины, ежа и зайца.

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка). Рисование игрушек (двухцветный мяч, ведро, скворечник). Рисование цветов (ландыш, мать – и- мачеха).

Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.

Примерные задания.

Рисование на темы (по показу, с использованием аппликаций): «Наши четвероногие друзья», «Мой кораблик», «Новогодний праздник».


Требования к усвоению программы жидаемые (возможные) результаты):

Учащиеся знают:

  • основные цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

  • дополнительные цвета: оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый и т.д.

умеют:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

  • самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • анализировать с помощью учителя строение предмета;

  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, прямоугольнике и круге (по образцу);

  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

  • различать и называть цвета и их оттенки;

  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.


Возможные результаты:

  • основные цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

  • дополнительные цвета: оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый и т.д.

  • анализировать с помощью учителя строение предмета;

  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, прямоугольнике и круге (по образцу);

  • различать и называть цвета и их оттенки;

  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.


Планирование коррекционной работы

  1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при работе с иллюстрациями

  1. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  1. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь учителя;

- развитие умения выполнять определенные задания

  1. Формирование экспрессивной речи:

- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;

  1. Коррекция мышления.

- совершенствовать навыки и умения делать выводы, умозаключения

- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

- развитие логического мышления на всех этапах урока;

  1. Коррекция познавательной деятельности:

- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:

- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;

- вовлечение в творческую работу с учетом дифференцированного подхода;

- использование ИКТ;

- использование творческих заданий как средство повышения интереса к изучаемому материалу

  1. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся на каждом этапе учебного занятия

- релаксационные упражнения для мимических мышц и снятия эмоционального напряжения;

- рефлексия, как средство адекватной самооценки своей учебной деятельности.


Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

«Изобразительное искусств». Учебник для 4 класса общеобразовательной школы, В. С. Кузин. М. Дрофа. 2014г.

«Занятия изобразительным искусством в специальной школе», И.А.Грошенков, М,Просвещение 2001г.

«Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Т.Н.Доронова, М.Просвещение, 2001г.

Плакаты, портреты художников, репродукции картин известных художников.


Календарно-тематическое планирование

Разделы, темы программы

Общее кол-во часов

Кол-во часов, преподаваемых учителем

Дата

Кол-во часов для самостоятельного изучения

1

2

Рисование на тему: «Осень». Осень в живописи. Осень в картинах русских художников.

2

1


1

3

Рисование узора из геометрических элементов в полосе.

1,5

0,5


1

4

Коврик для куклы. Рисование узора из геометрических элементов в прямоугольнике, используя осевые линии.

1,5

0,5


1

5

6

Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус)

2

1


1

7

Рисование узора из геометрических элементов в круге

1,5

0,5


1

8

Рисование листьев ягод рябины

1,5

0,5


1

9

Рисование узора из растительных элементов в полосе (способом примакивания)

1,5

0,5


1

10

Рисование узора из растительных элементов в прямоугольнике, используя осевые линии.

1,5

0,5


1

11

12

Рисование на тему: «Зима». Зима в живописи. Зима в картинах русских художников.

2

1


1

13

Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для маскарадных очков.

1,5

0,5


1

14

Рисование елочных украшений.

1,5

0,5


1

15

Рисование на тему: «Новогодний праздник».

1,5

0,5


1

16

Рисование ежа.

1,5

0,5


1

17

Рисование зайца.

1,5

0,5


1

18

19

Рисование на тему: «Наши четвероногие друзья»

2

1


1

20

Декоративное оформление открытки к 23 февраля.

1,5

0,5


1

21

Декоративное оформление открытки к 8 Марта.

1,5

0,5


1

22

23

Рисование на тему: «Весна». Весна в живописи. Весна в картинах русских художников.

2

1


1

24

25

Рисование цветов (ландыш, мать – и- мачеха).

2

1


1

26

Рисование игрушек (скворечник).

1,5

0,5


1

27

Рисование на тему: «Космос».

1,5

0,5


1

28

Рисование на тему: «Мой кораблик»

1,5

0,5


1

29

Рисование игрушек (двухцветный мяч).

1,5

0,5


1

30

Рисование игрушек (ведро).

1,5

0,5


1

31

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

1,5

0,5


1

32

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка).

1,5

0,5


1

33

34

Рисование на тему: «Лето» Лето в живописи. Лето в картинах русских художников.

2

1


1


ИТОГО

68

34


34






















Приложения

И.И.Левитан «Золотая осень»

В.Д.Поленов «Золотая осень»

И.И.Шишкин «Зима»

А.С.Егорнов «Зима»

И.И.Бродский «Зимний пейзаж»

А.И.Куинджи «Ранняя весна»

И.И.Левитан «Цветущие яблони»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!