ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство
Пояснительная записка.
Цель программы: формирование эстетического отражения действительности, овладение обучающимися техническими и изобразительными умениями.
Задачи программы:
Освоение знаний об элементарных основах реалистического рисунка; знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение умениями и навыками находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие, ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
Развитие и коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Воспитание у обучающихся художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности, трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
Формирование способности и готовности применять полученные умения в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.
Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки ИЗО состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
Подготовительные занятия.
В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.
Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учат детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.
На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Рисование с натуры.
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.
Рисование на тему.
На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.
На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.
Большое место на уроках рисования должно быть отведено методу показа. Наглядный показ – результативный способ того, как надо действовать.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно - практической деятельности.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
ИЗО – письмо
ИЗО – развитие речи
ИЗО – живой мир
Общее количество часов по программе составляет 17 часов, из расчета по 0,5 часа в неделю.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем определяется с учетом возможностей детей.
Основное содержание программы
Декоративное рисование. Работа с красками (акварель, гуашь).
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).
Примерные задания.
Рисование узора из геометрических элементов в полосе.
Рисование узора в прямоугольнике (коврик для кукол, салфетка). Рисование в полосе узора из растительных элементов (способом примакивания). Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для маскарадных очков.
Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия о величине предметов.
Примерные задания.
Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус), елочных украшений, листьев ягод рябины, ежа и зайца.
Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка). Рисование игрушек (двухцветный мяч, ведро, скворечник). Рисование цветов (ландыш, мать – и- мачеха).
Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.
Примерные задания.
Рисование на темы (по показу, с использованием аппликаций): «Наши четвероногие друзья», «Мой кораблик», «Новогодний праздник».
Требования к усвоению программы (ожидаемые (возможные) результаты):
Учащиеся знают:
основные цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.
дополнительные цвета: оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый и т.д.
умеют:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, прямоугольнике и круге (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.
Возможные результаты:
основные цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.
дополнительные цвета: оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый и т.д.
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, прямоугольнике и круге (по образцу);
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.
Планирование коррекционной работы
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при работе с иллюстрациями
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания
Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы, умозаключения
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
- вовлечение в творческую работу с учетом дифференцированного подхода;
- использование ИКТ;
- использование творческих заданий как средство повышения интереса к изучаемому материалу
Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся на каждом этапе учебного занятия
- релаксационные упражнения для мимических мышц и снятия эмоционального напряжения;
- рефлексия, как средство адекватной самооценки своей учебной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
«Изобразительное искусств». Учебник для 4 класса общеобразовательной школы, В. С. Кузин. М. Дрофа. 2014г.
«Занятия изобразительным искусством в специальной школе», И.А.Грошенков, М,Просвещение 2001г.
«Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Т.Н.Доронова, М.Просвещение, 2001г.
Плакаты, портреты художников, репродукции картин известных художников.
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы, темы программы | Общее кол-во часов | Кол-во часов, преподаваемых учителем | Дата | Кол-во часов для самостоятельного изучения |
1 2 | Рисование на тему: «Осень». Осень в живописи. Осень в картинах русских художников. | 2 | 1 | | 1 |
3 | Рисование узора из геометрических элементов в полосе. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
4 | Коврик для куклы. Рисование узора из геометрических элементов в прямоугольнике, используя осевые линии. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
5 6 | Рисование различных видов транспорта (грузовик, троллейбус) | 2 | 1 | | 1 |
7 | Рисование узора из геометрических элементов в круге | 1,5 | 0,5 | | 1 |
8 | Рисование листьев ягод рябины | 1,5 | 0,5 | | 1 |
9 | Рисование узора из растительных элементов в полосе (способом примакивания) | 1,5 | 0,5 | | 1 |
10 | Рисование узора из растительных элементов в прямоугольнике, используя осевые линии. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
11 12 | Рисование на тему: «Зима». Зима в живописи. Зима в картинах русских художников. | 2 | 1 | | 1 |
13 | Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для маскарадных очков. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
14 | Рисование елочных украшений. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
15 | Рисование на тему: «Новогодний праздник». | 1,5 | 0,5 | | 1 |
16 | Рисование ежа. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
17 | Рисование зайца. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
18 19 | Рисование на тему: «Наши четвероногие друзья» | 2 | 1 | | 1 |
20 | Декоративное оформление открытки к 23 февраля. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
21 | Декоративное оформление открытки к 8 Марта. | 1,5 | 0,5 | | 1 |
22 23 | Рисование на тему: «Весна». Весна в живописи. Весна в картинах русских художников. | 2 | 1 | | 1 |
24 25 | Рисование цветов (ландыш, мать – и- мачеха). | 2 | 1 | | 1 |
26 | Рисование игрушек (скворечник). | 1,5 | 0,5 | | 1 |
27 | Рисование на тему: «Космос». | 1,5 | 0,5 | | 1 |
28 | Рисование на тему: «Мой кораблик» | 1,5 | 0,5 | | 1 |
29 | Рисование игрушек (двухцветный мяч). | 1,5 | 0,5 | | 1 |
30 | Рисование игрушек (ведро). | 1,5 | 0,5 | | 1 |
31 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1,5 | 0,5 | | 1 |
32 | Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – бабочка). | 1,5 | 0,5 | | 1 |
33 34 | Рисование на тему: «Лето» Лето в живописи. Лето в картинах русских художников. | 2 | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 68 | 34 | | 34 |
Приложения
И.И.Левитан «Золотая осень»
В.Д.Поленов «Золотая осень»
И.И.Шишкин «Зима»
А.С.Егорнов «Зима»
И.И.Бродский «Зимний пейзаж»
А.И.Куинджи «Ранняя весна»
И.И.Левитан «Цветущие яблони»