II. Работа по теме. Актуализация знаний. Цель: Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста произведения и формулирования темы урока. III Постановка учебной задачи Целеполагание Цель: Формулирование темы и целей урока. IV. Открытие нового знания. Цель: Первичное восприятие произведения. V. Первичное закрепление. Цель: Работа с текстом. проверить, как поняли текст и как умеют отвечать на вопросы ,используя текст произведения. VI.Анализ текста сказки. Цель: проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить. VI Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели:- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, подвести итог проделанной работе на уроке. VII. Итог | Развивает учебно-познавательную активность детей Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. Предлагает выдвинуть предположения о теме урока. Формулирует вместе с детьми тему урока и цель. Инсценирование Проверка домашнего задания, вовлекая всех учащихся в беседу. Работа с картиной Юлиана Клевера «Зимний закат в еловом лесу», работа над развитием речи. Анализ текста. Организует словарную работу с помощью словаря настроений. Осуществляет связь с уроком окружающего мира. Совершенствует умения работать с текстом с элементами рассуждения воспитывает речевую культуру развивает наблюдательность и мышление. Вовлекая всех учащихся, в пересказ по плану. Организует словарную работу с помощью словаря настроений. Совершенствует умения работать с текстом с элементами рассуждения воспитывает речевую культуру развивает наблюдательность и мышление. Руководит правильным подбором значений слов, осуществляет проверку. Контролирует работу учащихся с текстом произведения, выслушивает доказательства исследования. Организует словарную работу с помощью толкового словаря Организует исследовательскую деятельность учащихся. Организует рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. Оценивает работу учащихся. Помогает подвести итог урока | Показ слайдов и прослушивание музыкального ряда - Какое время года изобразили художники и композитор? - Кто узнал, какие музыкальные фрагменты прозвучали? -Кто композитор? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы рассмотрим тему зимы в произведении В.Бианки «По следам» и Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою», а в конце урока вы расскажите нам, какой представляете себе зиму. Работа с первой частью рассказа В.Бианки. Давайте послушаем ребят, они подготовили для нас отрывок из первой части рассказа В.Бианки. Когда Егорка решил пойти в лес? Зачем? - Как называется картина? Что изображено, какое время года? Какие чувства она вызывает у вас? Деревья, какие они? Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник? - С чем можно сравнить снег? - Снег везде. И это обилие снега придаёт величие зимней природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас в том, что зима – волшебница. - Лес готовится к зимней ночи. Ничего не предвещает беды, поэтому отец отпускает своего сына в лес. Работа со второй частью рассказа. - А сейчас вернёмся к тексту произведения. Пересказ второй части текста. -Когда лесник заволновался, что нет дома сына? -Прочитайте описание леса в этой части рассказа. Что услышал лесник? Отчего он вздрогнул? Почему он поспешил в лес? -Какое настроение возникло у вас при чтении этого отрывка? Работа с третьей частью рассказа В. Бианки и со стихотворением Ф.Тютчева -Как описывает лес автор в третьей части? - Как называет зиму поэт? -Подберите слова-синонимы к слову «чародейка» Действительно, зима – чародейка. Что она сделала с лесом? -Посмотрите на экран и прочитайте, как объясняется значение слов «околдовать», «очаровать», «опутать» и «оковать» в толковом словаре Ожегова. - Но, обратите внимание, чем опутала и оковала зима лес. -Какой вывод можно сделать? -Наступят весенние дни и вся зимняя магия исчезнет, эта цепь растает. Но пока – зима. А раз зима- чародейка, значит, в зимнем лесу присутствуют волшебство, таинственность, загадочность и мистика. А вам не кажется, что стихотворение Ф.Тютчева и третья часть рассказа В.Бианки созвучны? - Найдите отрывок, в котором говорится о том, что лесник, казалось бы опытный следопыт, поддался этой мистике, ввиду своего, конечно, состояния. - Куда вернулся лесник? Вот такой представили зиму в своих произведениях эти два писателя. В рассказе нет ярких красочных описаний природы, но этот рассказ включён в раздел «Поёт зима, аукает…» - Посмотрите на экран и скажите, какая из трёх репродукций не подходит к произведению В.Бианки? Почему? Справка о художнике. Юлиан-Клевер – русский живописец. В своих пейзажах часто воспроизводил эффекты вечернего освещения. Поэтому в них присутствуют элементы спокойствия и в то же время таинственности и загадочности. Поэты и писатели при помощи слова, художники при помощи красок, а композиторы при помощи звуков могут нарисовать одну и ту же картину. -Назовите, чем мы сегодня занимались на уроке. - А ещё мы с вами слушали, читали, рассматривали различные картины зимы. Узнали, что каждый человек её воспринимает по-своему. А теперь давайте послушаем вас, какая зима у вас и для вас. Что особенно вам понравилось сегодня на уроке? Отдай свой голос человечку. | Зиму Времена года. Зима П.И.Чайковский Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока: о зиме, о зимних настроениях Смотрят, слушают Работают со словарём настроений (распечатка): безмятежность, спокойствие. Изображён закат солнца в зимнем лесу. Разукрашенные, припорошены снегом. Деревья большие, их ветви причудливо вырисовываются на фоне заходящего солнца. Снег серебристый, сероватый, пушистый. С ковром, который устилает землю, с шалью, которая укутала ветви деревьев. Работают в группе, распределяют кто за кем рассказывает и пересказывают часть произведения по цепочке . Оценивают работу товарищей и свою. Работают со словарём настроений: страх, растёт тревога за мальчика, беспокойство, волнение. Подготовленные учащиеся читают тексты. Волшебница, колдунья, кудесница, ведьма. Она его околдовала, сном волшебным очаровала, опутала и оковала. Лёгкой цепью пуховой Зима – не злодейка. Пейзаж Игоря Грабаря солнечный, радостный. Эта картина связан с хорошим настроением человека. В ней много задора, солнца, ярких красок. Защита своих проектов. | Познавательные УУД Составлять предложение из слов Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей; Личностные УУД профессиональное самоопределение Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД Уметь работать в группе. Определение основной информации и извлечение информации из прослушанных текстов Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. | презентация слайд №1, 2, 3 презентация слайд №4 презентация слайд №5 презентация слайд №6 |