Тема занятия. Буквы О – Ё после твердых и мягких согласных.
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные: учить дифференцировать гласные о-ё в слогах, словах, словосочетаниях; познакомить с образованием гласной Ё; закрепление умений согласования местоимений с существительными.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки фонематического анализа и синтеза; обогащать и активизировать словарь по теме «Семья», развивать связную речь детей, развивать внимание, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, самоконтроль, старательность; воспитывать чувство уважения и бережного отношения к родным людям.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
2.Повторение изученного материала.
Что мы слышим и произносим? (Звуки).
Что мы пишем и читаем? (Буквы).
На какие группы делятся все звуки?(Гласные и согласные).
Почему? (Гласные произносятся без преграды, а согласные с преградой).
Что мы еще можем сказать про гласные звуки и буквы ?
- К нам сегодня на занятие пришла сказочная героиня, её имя узнаете, если отгадаете загадку:
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола».
(Золушка)
- Назовите членов семьи, в которой она жила (сёстры, отец, мачеха, крёстная-фея).
-Кем была Золушка для своего отца (дочерью)
- Выделите в первом слоге гласные в словах: дочь, сёстры, Золушка (О, Ё)
3. Знакомство с темой.
Формулировка темы
- Сегодня на занятии мы будем различать гласные О-Ё .
Запись числа и темы в тетради.
4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Работа с зеркалами.
О – губы слегка вытянуты, округлены.
Ё – губы сначала растягиваются в улыбке, затем округляются.
О-Ё – это гласные звуки.
Звук Ё - состоит из Й+О, будет обозначать два звука, если Ё стоит в нач.слова (например ёж, ёлка – повторите слова, послушайте первый звук ), после гласной (например твоё, моё, повторите послушайте), после разделительного Ь знака (например бельё, ружьё повторите послушайте), Если Ё стоит после согласной, то он смягчает согласную
5.Обозначение звуков буквами.
Звук О на письме обозначается буквой О
Звук Ё на письме обозначается буквой Ё
6..Дифференциация в слогах.
Прочитайте слоги.
По – пё
До – дё
Во – вё
Со – сё
Рё – ро
Ло – лё
-Определите твердые и мягкие согласные.
Физминутка, упр. для пальчиков
7.Дифференциация в словах.
Работа со словами-паронимами (вставить буквы о-ё, прочитать получившиеся слова)
НОС – Н_С
ВОЛ – В_Л
ВОЗ – В_З
-Объяснить значения слов, составить с ними предложения, определить твердые и мягкие согласные перед гласными о-ё.
Распределить слова в 3 столбика.
- Вы помните, в доме у мачехи Золушке приходилось выполнять сложную и грязную работу. Давайте поможем Золушке рассортировать зерна. Распределим их по тарелочкам.
Читают слово, вставляют пропущенные буквы о-ё, при затруднении подбирают проверочные слова.
1-я «Ё»: клён, ёлка;
2-я «О»: вода, окно; (чтобы проверить попросить образовать сущ. мн.ч.)
3-я «Ё - О»: ковёр (для проверки образовать сущ.с помощью суфф. –ик.
-Найти в выделенных словах ошибки. Исправь и напиши рядом правильное слово:
Старое ружьо
Плывот по реке
Дорни за кольцо
Жуём яблёки
Яркое сёлнце
8.Гимнастика для глаз.
9.Закрепление умений согласования местоимений с существительными в роде.
-Соедини, чтобы получилось словосочетание
МОЯ МЕЧТЫ
МОЙ МАМА
МОЁ ПАПА
МОИ СЕРДЦЕ
10.Итог занятия.
Запомните!
- Какие звуки учились различать? (О-Ё)
- Когда Ё обозначает два звука?
- Какой гласный смягчает согласные? (Ё) Какой делает согласные твердыми? (О)