СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Введение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для учебного занятия по учебному предмету "Методика развития речи".

Просмотр содержимого документа
«Тема "Введение"»

Тема: «Введение»

Задачи:

- формировать общие сведения о «Методике развития речи» как науке, понимание значимости развития речи в общем интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста;

- исследовать связь методики развития речи с другими науками;

- воспитывать интерес к изучению учебного предмета «Методика развития речи».

Тип учебного занятия: вводный

Материал: учебники и учебные пособия по развитию речи детей дошкольного возраста

План:

  1. Предмет методики развития речи и задачи курса.

  2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете, что изучает МРР?

- Необходимо ли в условиях УДО развивать речь детей? С какого возраста?

- Что произойдет, если мы не будем развивать речь детей?

- С помощью чего можно развивать речь детей?

3. Выставка методической литературы, наглядных пособий.

4. Лекция преподавателя.

1. Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предмет методики развития речи - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста. МРР призвана разрабатывать средства, методы и приемы развития речи.

Перед МРР стоят фундаментальные и прикладные задачи методики как науки.

К числу фундаментальных задач относятся:

а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;

б) изучение закономерностей обучения родной речи;

в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

- чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

- как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

- почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

1. методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;

2. использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей.

Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

       Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

       Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

       Различают четыре вида речевых умений:

1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,

2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,

3) умение излагать свои мысли в письменной речи,

4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.

Методика развития речи детей дошкольного возраста имеет дело с навыками и умениями устной речи.

2. Методика связана со смежными науками, изучающими язык, речь, речевую деятельность, процесс познания, педагогический процесс и т.д. Данные смежных наук позволили определить методологическую основу методики развития речи.

Методика развития речи связана с:

Языкознанием – она опирается на данные таких разделов языкознания как фонетика и орфоэпия, морфология и синтаксис.

Психолингвистикой – помогает решить такой сложный вопрос как различие и взаимосвязь понятий язык и речь.

Анатомией – строение речевых органов детей.

Детской и педагогической психологией

Дошкольной педагогикой.

Методикой обучения русскому языку в начальной школе.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание.

Выучить основные определения темы лекции, составить схему «Задачи МРР».

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!