Тема: «Введение»
Задачи:
- формировать общие сведения о «Методике развития речи» как науке, понимание значимости развития речи в общем интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста;
- исследовать связь методики развития речи с другими науками;
- воспитывать интерес к изучению учебного предмета «Методика развития речи».
Тип учебного занятия: вводный
Материал: учебники и учебные пособия по развитию речи детей дошкольного возраста
План:
Предмет методики развития речи и задачи курса.
Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.
Ход занятия
Организационный момент.
Беседа с учащимися.
- Как вы понимаете, что изучает МРР?
- Необходимо ли в условиях УДО развивать речь детей? С какого возраста?
- Что произойдет, если мы не будем развивать речь детей?
- С помощью чего можно развивать речь детей?
3. Выставка методической литературы, наглядных пособий.
4. Лекция преподавателя.
1. Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предмет методики развития речи - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста. МРР призвана разрабатывать средства, методы и приемы развития речи.
Перед МРР стоят фундаментальные и прикладные задачи методики как науки.
К числу фундаментальных задач относятся:
а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;
б) изучение закономерностей обучения родной речи;
в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:
- чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);
- как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);
- почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:
1. методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;
2. использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.
Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей.
Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
Различают четыре вида речевых умений:
1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,
2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,
3) умение излагать свои мысли в письменной речи,
4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.
Методика развития речи детей дошкольного возраста имеет дело с навыками и умениями устной речи.
2. Методика связана со смежными науками, изучающими язык, речь, речевую деятельность, процесс познания, педагогический процесс и т.д. Данные смежных наук позволили определить методологическую основу методики развития речи.
Методика развития речи связана с:
Языкознанием – она опирается на данные таких разделов языкознания как фонетика и орфоэпия, морфология и синтаксис.
Психолингвистикой – помогает решить такой сложный вопрос как различие и взаимосвязь понятий язык и речь.
Анатомией – строение речевых органов детей.
Детской и педагогической психологией
Дошкольной педагогикой.
Методикой обучения русскому языку в начальной школе.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Выучить основные определения темы лекции, составить схему «Задачи МРР».