СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений, предложенных в учебниках, в рамках обозначенной темы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Предмет:    ОУД  01. Русский язык.

 

Преподаватель: Шапиева  Д.Ш.

 

Тема урока: «Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений,  предложенных в учебниках, в рамках обозначенной темы»

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Предлог–служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных

от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.

 

Классификация по происхождению и строению

Непроизводные (древнейшие)

–в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у, за, над, об, под, про, для

Производные

предлоги образовались в более позднее время от других частей речи и подразделяются на:

Наречные: вблизи,

вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.

Отыменные:

посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.

Глагольные

(образованы в большинстве своем от деепричастий нежели от глаголов –

благодаря, несмотря на, спустя и др.)

 

Классификация по структуре

Простые (состоят из одного слова): в,с, к, у, над, на.

Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-за и др.

Составные

(состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличии от, в связи с и др.

 

Классификация по отношениям

Пространственные -около, в , среди, на и др.

Временные -в течение, в предложение и др.

Причинные в виду, благодаря, вследствии, в связи, из –

за и др.

Целевые –для

Правописание предлогов

Слитно Раздельно Через дефис

вследствие в течение из-за

ввиду в продолжение из-под

наподобие по причине по-над

вместо в целях

насчет (о) со стороны

вроде в меру

внутри в связи

наперекор за исключением

сверх в области

Иметь в виду (в три слова)

Предлоги: благодаря, согласно, вопреки, наперекор навстречу --- употребляются с ДАТ. Падежом.

 

Морфологический разбор предлога. Порядок разбора: 1. Часть речи. 2. Непроизводный или производный. 3. Простой или сложный. 4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные). 5. С каким падежом употреблён. 4. Правописание предлогов.

В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.

Самостоятельные части речи

Производные предлоги

Положить на счёт предприятия.

Договориться насчёт встречи.

В течении реки.

В течение дня.

Не смотря в лицо.

Несмотря на погоду.

В продолжении книги.

В продолжение часа.

Благодаря за подарок.

Благодаря подоспевшей помощи.

На встречу с другом.

Навстречу ветру.

Провели в заключении.

В заключение речи хочу сказать.

В следствии допущены ошибки.

Вследствие дождя.

Оказаться в виду острова.

Ввиду ошибки.

 

 

5.Закрепление материала

 

    1. Спишите, раскрыв скобки.
  1. (В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.
  2. Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В) роде имен существительных нелегко разобраться.
  3. (На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.
  4. Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.
  5. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.

 

2. Пунктуационно- орфографическая разминка.

  1. В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени... трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени... речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени... тысячелетий. 4. В течени... часа мы были как в лихорадк.. . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать ...ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8. Несмотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 9. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10. ..смотря на то что реч..нка обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени... всего вечера папа ..смотря на то что он ..роде бы (без) умолку и (без) устали шутил был не таким как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова...ый он говорил очень тихо ..смотря в зал.

3.Проверь себя!

Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.

  1. Смотреть (в)след уходящему теплоходу.
  2. Жить (в)близи стадиона.
  3. Сделать запрос (на)счет графика работы.
  4. Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.
  5. Болеть (в)продолжени.. семестра.
  6. (В)продолжени... фильма увидеть новых актеров.
  7. (В)заключени... сделать в сочинении нужные обобщения.
  8. (В)заключени... сочинения отсутствуют выводы.
  9. (В)течени... всего лета шли дожди.
  10. (В)виду шторма рыбаки не вышли в море.
  11. (Не)смотря на все старания, он опоздал.
  12. (В)следстви.. болезни он пропустил урок.
  13. (В)следстви... были допущены ошибки.
  14. (В)след экипажам двинулись люди.

 

 

  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
  2.  Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:  Упражнения 142,143 стр. 250.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений, предложенных в учебниках, в рамках обозначенной темы»»

Урок № _____

Предмет: ОУД 01. Русский язык.


Дата поведения: 26. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-2

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.


Тема программы: Морфология и орфография.


Тема урока: «Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений, предложенных в учебниках, в рамках обозначенной темы»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Предлог–служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных

от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.


Классификация по происхождению и строению

Непроизводные (древнейшие)

–в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у, за, над, об, под, про, для

Производные

предлоги образовались в более позднее время от других частей речи и подразделяются на:

Наречные: вблизи,

вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.

Отыменные:

посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.

Глагольные

(образованы в большинстве своем от деепричастий нежели от глаголов –

благодаря, несмотря на, спустя и др.)


Классификация по структуре

Простые (состоят из одного слова): в,с, к, у, над, на.

Сложные (состоят из двух, соединенных дефисом): из-под, из-за и др.

Составные

(состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличии от, в связи с и др.



Классификация по отношениям

Пространственные -около, в , среди, на и др.

Временные -в течение, в предложение и др.

Причинные в виду, благодаря, вследствии, в связи, из –

за и др.

Целевые –для

Правописание предлогов

Слитно Раздельно Через дефис

вследствие в течение из-за

ввиду в продолжение из-под

наподобие по причине по-над

вместо в целях

насчет (о) со стороны

вроде в меру

внутри в связи

наперекор за исключением

сверх в области

Иметь в виду (в три слова)

Предлоги: благодаря, согласно, вопреки, наперекор навстречу --- употребляются с ДАТ. Падежом.



Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора:
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.

4. Правописание предлогов.

В русском языке существуют слова, которые имеют одинаковую фонетическую структуру и схожи в написании, но относятся к разным частям речи. Определить, к какой части речи они принадлежат, можно только в контексте.

Самостоятельные части речи

Производные предлоги

Положить на счёт предприятия.

Договориться насчёт встречи.

В течении реки.

В течение дня.

Не смотря в лицо.

Несмотря на погоду.

В продолжении книги.

В продолжение часа.

Благодаря за подарок.

Благодаря подоспевшей помощи.

На встречу с другом.

Навстречу ветру.

Провели в заключении.

В заключение речи хочу сказать.

В следствии допущены ошибки.

Вследствие дождя.

Оказаться в виду острова.

Ввиду ошибки.



5.Закрепление материала


    1. Спишите, раскрыв скобки.

  1. (В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.

  2. Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В) роде имен существительных нелегко разобраться.

  3. (На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.

  4. Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.

  5. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.


2. Пунктуационно- орфографическая разминка.

  1. В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени... трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени... речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени... тысячелетий. 4. В течени... часа мы были как в лихорадк.. . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать ...ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8. Несмотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 9. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10. ..смотря на то что реч..нка обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени... всего вечера папа ..смотря на то что он ..роде бы (без) умолку и (без) устали шутил был не таким как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова...ый он говорил очень тихо ..смотря в зал.

3.Проверь себя!

Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.

  1. Смотреть (в)след уходящему теплоходу.

  2. Жить (в)близи стадиона.

  3. Сделать запрос (на)счет графика работы.

  4. Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.

  5. Болеть (в)продолжени.. семестра.

  6. (В)продолжени... фильма увидеть новых актеров.

  7. (В)заключени... сделать в сочинении нужные обобщения.

  8. (В)заключени... сочинения отсутствуют выводы.

  9. (В)течени... всего лета шли дожди.

  10. (В)виду шторма рыбаки не вышли в море.

  11. (Не)смотря на все старания, он опоздал.

  12. (В)следстви.. болезни он пропустил урок.

  13. (В)следстви... были допущены ошибки.

  14. (В)след экипажам двинулись люди.



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: Упражнения 142,143 стр. 250.





































Урок № _____

Предмет: ОУД 01. Русский язык.


Дата поведения: 26. 03. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-2

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.


Тема программы: Морфология и орфография.


Тема урока: «Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Выполнение упражнений»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: познакомить учащихся с написанием союзов тоже, также, чтобы, зато.

- научить отличать данные союзы от наречий и местоимений с частицей.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Например:

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. 
В этом предложении союз и связывает однородные дополнения.

[Высоко в небе сияло солнце], а [горы зноем дышали в небо], и [бились волны внизу о камень]. 
В этом предложении союзы а, и связывают простые предложения в составе сложного.

Союзы не имеют самостоятельного лексического значения, не изменяются и не являются членом предложения.

По своей функции в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Назначение сочинительных союзов – связывать однородные члены предложения или равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Сочинительные союзы делятся на три группы:

Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и; также, тоже, ни…ни.

Противительные: а; но; да (в значении но); однако; зато.

Разделительные: или; либо; то... то; не то... не то.

Назначение подчинительных союзов – связывать в сложном (сложноподчиненном) предложении такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного (главного) можно поставить вопрос к другому (придаточному).

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что; ибо и др.

Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы; дабы и др.

Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.

Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро; ежели и др.

Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно; подобно тому ,как и др.

Изъяснительные: что; чтобы; как и др.

Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Следствия: так что.


Правописание союзов.


Все союзы могут писаться слитно или раздельно. Союзы не пишутся через дефис – как будто, то есть, так как, потому что, если бы и другие.

Союзы тоже и также синонимичны между собой, нередко они становятся синонимами союза и.

Сравните:

Я тоже это сделаю.
Я также это сделаю.
И я это сделаю.

Сочетания то же (местоимение с частицей) и так же (наречие с частицей) пишутся в два слова. Часто при первом из них стоит (или можно добавить) местоимение самое (то же самое), при этом частицу же можно опустить.

Например:

Со мной случилось то [же] самое, что и с вами.

Необходимо запомнить написание следующих выражений:

То же…что
То же самое
Одно и то же
Точно так же, как
Все так же
Все то же

Союз чтобы (чтоб) всегда пишется слитно. Его часто можно заменить союзом для того чтобы. Сочетание что бы(местоимение с частицей) пишется в два слова; частицу бы можно опустить или переставить в другое место предложения.

Сравните:

[Мы сделали все], (чтобы праздник запомнился). – 
[Мы сделали все], (для того чтобы праздник запомнился).

Что бы мне спеть?
Что мне спеть бы?
Что мне спеть?

Необходимо запомнить сочетание во что бы то ни стало, которое пишется в шесть слов.

Союз зато пишется в одно слово и имеет синоним – союз но. Сочетание за то (предлог с указательным местоимением) пишется в два слова; местоимение то легко заменяется существительным или прилагательным, к то можно поставить вопрос «за какое?»

Сравните:

Он мал, зато удал (но удал).
Спрячься за то дерево. (за какое? – за большое дерево).

Союзы притом и причем пишутся в одно слово, они синонимичны и легко заменяют друг друга. Они синонимичны также выражениям вместе с тем и к тому же.

Сочетания при том и при чем (предлог с местоимением) пишутся в два слова. К местоимениям чем и том можно поставить соответствующие вопросы «с чем?» и «при ком?»

Сравните:

Для прогулки было холодно, притом и тучи появились на небе. -
…причем и тучи появились. -
вместе с тем и тучи появились. – 
к тому же и тучи появились.

При том заявлении приложены необходимые документы. (При каком заявлении?)

Союз итак (в значении «следовательно») пишется в одно слово, в предложении итак выступает как вводное слово. Сочетание и так (союз с наречием) пишется в два слова. Сочетание и так используется в главной части сложноподчиненного предложения, в придаточной же части ему соответствуют союзы что, чтобы.

Сравните:

Итак, я жил тогда в Одессе.
Охотники промокли и так устали, что решили заночевать в ближайшей деревне.

Союзы оттого и потому синонимичные и взаимозаменяемые, служат для связи предложений, их следует отличать от словосочетаний от того и по тому (предлог с указательным местоимением). К местоимениям того и тому можно поставить соответствующие вопросы «от какого?» и «по какому?»

Сравните:

Было грустно оттого, что праздник уже закончился. (оттого=потому)
Пошел снег, потому мы остались дома. (потому= оттого)

От того леса мы шли пешком. (от какого? – ближнего, елового)
По тому мосту ходить опасно. (по какому? – по этому, по старому)

Стоит подчеркнуть, что умение грамотно употреблять и писать служебные части речи, в том числе и союзы, необходимо каждому носителю русского языка, что говорит о внимательном и бережном отношении к русскому слову.


5.Закрепление материала


1. Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы.


1). Приют наш мал, (за)то спокоен.

2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.

4). Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.

5). Берись(за) то, что тебе по душе.

6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

7). В радости ведь то(же) нужна помощь.


2.Упражнение


 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.


1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: Упражнения 150, стр. 258




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!