Предмет: История 8 класс.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный этап | 1.Определяет готовность учащихся к уроку. Создает позитивный эмоциональный настрой на интерактивное сотрудничество, диалог. Обеспечивает деление класса на 3 группы, одна из которых будут эксперты, участвующие в работе класса, эксперты по пятибалльной системе оценивают работу каждого на уроке и работу групп по критериям. 2.Вступительнотакжее слово учителя об идее «просвещенного абсолютизма», автором которой являлся Томас Гоббс. До XVIII века государственная идея, которую выражал абсолютизм, сводилось к совокупности прав государственной власти. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание и осмысление власти. Вопрос: В чем заключалось новое понимание власти? Какие еще вопросы напрашиваются, чтобы глубоко понять и осмыслить тему? Учитель мотивирует учеников на формулирование вопросов, на которые они должны ответить во время уроков и на определение темы урока. Вопрос: Определите, что вы слышали, знаете по этому вопросу, и что вам предстоит узнать, а также выберите какими способами вы получите новую информацию и знания. 3.Учитель предлагает учащимся выбор в формах работы. | 1. Ученики принимают условия посадки на урок, выбирая по своим предпочтениям, интересам участие в той или иной группе. Пожимают руки одноклассникам. 2.Ученики формулируют вопросы, чтобы обозначить тему урока:1). В чем основная идея «политики просвещенного абсолютизма»? 2). Почему он нес в себе такое название «просвещенный»?3). Почему монархи выбрали этот путь? Чем он их заинтересовал?4)Каковы были итоги данной политики? Тему урока формулируют сами учащиеся «Сущность политики «просвещенного абсолютизма» и ее последствия». 3.Учащиеся самостоятельно формулируют для себя цели, записывают их в тетрадях, определяют границы знания и незнания. Ученики в тетрадях планируют способы достижения намеченных целей и выбирают формы работы. Формы работы: 1.Работа с текстами учебных пособий. 2.Работа с понятиями 3.Формулирование проблемы 4. Анализ текста 5.Ответы на вопросы 6.Формулирование вопросов друг другу. 7.Работа с наглядными пособиями 7.Составление и заполнение таблиц 8.Формулирование суждений с опорой на понятия 9. Обобщение в виде выводов 10. Работа экспертов, оценивание работы 11.Подведение итогов. Индивидуальная и групповая работа каждого ученика на уроке. |
2.Проектирование нового знания и создание проблемной ситуации | 1.Учитель предлагает ученикам дать определение ключевому понятию урока «Просвещенный абсолютизм» из набора слов и словосочетаний. (направленная, сторон, институтов, на, политика, наиболее, общества, устаревших, государственных, европейских, жизни, и , преобразовании, монархов, государств). 2.Учитель вводит учеников в проблемную ситуацию по теме и подводит их к мысли, что историография вопроса дает неоднозначную оценку эпохи «просвещенного абсолютизма».(Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев- попытка ЕкатериныII улучшить жизнь в России путем распространения передовых европейских идей; В.О.Ключевский, В.И. Семевский- различия между декларациями Екатерины II и ее реальными поступками; А.Б.Каменский, Н.И.Павленко- реформы ЕкатериныII были направлены на всемирное укрепление абсолютистского государства). Учитель направляет действия учеников на анализ проблемы, ее обоснование, обобщение и необходимость прийти к выводам. | 2.Ученики составляют определение понятия «Просвещенный абсолютизм» - политика монархов ряда европейских государств, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества и государственных институтов. 2.На основании рассказа учителя по историографии вопроса, ученики выделяют основное противоречие данной эпохи, обозначить главную проблему урока. Ученики формулируют проблему: политика «просвещенного абсолютизма» носила противоречивый характер. Просвещение и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. Идеи политики не находили понимания у общества, они не привели к улучшению жизни народа, т.к. были направлены только на интересы, в первую очередь, сословий с высоким имущественным цензом. |
3. Актуализация опорных знаний | 1.Учитель спрашивает учащихся, какое слово является ключевым в понятии «просвещенный абсолютизм»? На основании текста параграфа в учебном пособии выделить другие термины, связанные со словом «преобразование», дать им определение и оперировать понятийным аппаратом во время всего урока. | 3.Ученики должны ответить -«преобразование». Ученики, работая с текстом учебника, выделяют следующие понятия, связанные с эпохой «просвещенного абсолютизма», записывают их в тетрадях и дают им определения). Век просвещения- Уложенная комиссия- Наказ- Межевание земель- Секуляризация- Физиократы- . |
4.Изучение новых знаний | 1.Далее учитель подводит учеников к пониманию того, что Просвещенный абсолютизм был вызван в Европе и России объективными причинами, в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной сферах, так и духовной жизни общества. 2.Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения. Перед вами портреты философов-просветителей Европы и в хаотичном порядке указаны их взгляды. Соотнесите к каждому портрету просветителя его главные идеи. Сделайте вывод, какие идеи объединяли взгляды просветителей? Вопрос: Какие идеи просветителей прошли испытанием временем и почему они сохранили свою актуальность в современном обществе? | 1.На основании текста учебников и Интернет-ресурсов выявите основные причины появления политики «просвещенного абсолютизма» в Европе:(Ученики работают с текстом, выявляют причины и формулируют их). 2.Ученики выполняют тестовое задание на соотношение личности и ее взглядов; на обобщение. Джон Локк- Монтескье- Вольтер- Руссо- Адам Смит- Ученики выполняют задание на актуализацию знаний, выделение главного: - закон один для всех; - разделение властей; -незыблемость естественных прав человека; - частная собственность; -распространение знаний, образованность личности т.п. Отвечают на вопрос, почему эти понятия сегодня в современном обществе являются значимыми? Идет обмен мнениями. Одни делают выводы, другие формулируют собственные суждения письменно в тетрадях, озвучивают их. |
5.Применение новых знаний, обобщение и систематизация | 1.Учитель предлагает 2 группам задание. Третью группу составляют эксперты, которые также могут участвовать в обсуждении вопросов темы, в конце урока они оценивают работу 2-х групп по определенным критериям. Докажите на фактах и приведите к ним аргументы, что политика Просвещения носила двойственный характер: с одной стороны, несла в себе либеральные идеи, с другой - феодальные пережитки и имела два варианта - российский и западноевропейский. Группы получают задания по жребию. | 1.Первая группа получает задание: на основании учебника, Интернет-ресурсов составить таблицу «Внутренняя политика Екатерины II», к каждому либеральному положению подобрать конкретный факт, а к фактам охранительного характера сформулировать положения охранительного аспекта; в соответствии с содержанием таблицы сделать вывод об особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России в период правления Екатерины II. (Ученики выполняют задание на конструирование таблицы, анализ материала, его синтезирование, обоснование, аргументированность). Вторая группа получает задание: на основании содержания учебника по Всеобщей истории составить конструктор таблицы и заполнить ее «Политика просвещенных монархов Европейских государств». Рассмотрев портреты, указать имя монарха, государство, в котором он правил, основные реформы и их значение. (Ученики выполняют задание на аналогию, обоснование, соотношение, знание фактического материала, его анализ, работа с иллюстрациями). |
6.Контроль и самоконтроль полученных новых знаний | 1.Подведем итоги. Определите общее и различие в политике «просвещенного абсолютизма». Перед вами ключевые понятия, используйте их в составлении суждений. 2.Организация работы с наглядным материалом. Екатерина II считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения. Какие детали художник Д.Г. Левицкий использует для того, чтобы раскрыть эту мысль в своей картине? Д.Г. Левицкий назвал свою работу «Портрет Екатерины II», а как бы вы назвали данную картину и почему? Учитель подводит учеников к пониманию того, что в России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана к жизни просветительскими взглядами Екатерины II, ее представлениями о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие. | 1.Две группы переходят к сравнению: общее и различие в политике «просвещенного абсолютизма» в российском и европейском вариантах. Ученики от каждой группы поочередно подходят к доске и формулируют тезисы, при этом необходимо использовать предложенные учителем заранее ключевые понятия к каждому тезису: Общее: 1.____идеи просветителей______________________ 2._____абсолютные монархии______________________ 3.______феодальные пережитки_____________________ 4._____модернизация_______________ 5.____развитие торговли, промышленности____ 6.____все сферы жизни общества__________ Различия: 1.___сословные разграничения_________ 2._____крепостностничество______ 3.__________реакционность политики______________ 4.______насильственные методы_________ 5. патриархальность городского населения и крестьянства____ 6._отсутствие национальной буржуазии____ 2.Ученики отвечают, что назвали бы картину «Наказ Екатерины», т.к. перед нами не просто портрет, а идея. Художник дает своеобразный наказ императрице. Именно так дворянская интеллигенция представляла себе монархическую власть в идеальном ее виде. 3.Задание. Группы задают друг другу вопросы: 1.Как вы думаете, почему Екатерина II вынуждена была прибегать к реакционным мерам в проведении политики Просвещения? Можно ли было ей обойтись без насильственных мер? Свой ответ обоснуйте. 2.Почему в странах Европы просвещенные монархи стремились уничтожить податные привилегии дворян, а в России Екатерина II принимает для них «Жалованную грамоту» и начинается для дворян «Золотой век»? Чем было вызвано разное отношение монархов к дворянству? 4.Задание. Ученики обеих групп поочередно должны сделать выводы по теме в соответствии с поставленной проблемой; раскрыть последствия политики «просвещенного абсолютизма»: Учащиеся обобщают пройденный материал, делают выводы, определяют последствия политики «просвещенного абсолютизма».Делают выводы о реализации поставленных целей и задач на уроке. |
7.Рефлексия и подведение итогов урока | 1.Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. 2.Учитель предлагает ученикам, работавшим индивидуально, поставить себе самостоятельно оценки за работу на уроке по критериям, указанным экспертами. 3.Учитель на доске выводит варианты теги. 4.Учитель конкретизирует домашнее задание и дает на выбор ученикам индивидуальные задания. Благодарит за работу на уроке. | Задание. Эксперты подводят итоги работам двух групп и индивидуальной работы одноклассников по определенным критериям по пятибалльной шкале, формулируют конечный результат своей работы на уроке. Критерии: 1.Знание фактического материала 2.Доказательность и обоснованность 3.Формулирование вопросов и суждений 4.Выступление с места 5.Владение ораторским искусством 6.Сплоченность группы 7.Умение делать выводы и обобщения 3.На доске указаны варианты:(ученики по желанию заполняют свой вариант в тетрадях и зачитывают). -сегодня я узнал…. -мне было интересно понять, что… -я научился… -я смог…. -меня удивило… - мне захотелось… -мне было сложно |