Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 8 «А» классе.
Дата проведения: 21.12.2021 г.
Тема урока: Склонение личных местоимений единственного и множественного числа.
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представлений о склонение личных местоимений единственного и множественного числа, а также формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
-образовательная: учить распознавать местоимения в тексте; способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с местоимениями единственного и множественного числа, осознанию и осмыслению знаний о местоимениях, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
- коррекционно – развивающая: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма; любознательности, расширению кругозора обучающихся.
- воспитательная: воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе ; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Оборудование: презентация, карточки, словарное слово, учебник «Русский язык. 8 класс» Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2004 г.
Ход урока:
Организационный момент
Дыхательная гимнастика (психологический настрой работу)
Приветствие учеников. Настрой на работу.
- Посмотрим, как вы трудились дома. Проверим д/з.
Проверка домашнего задания.
Стр. 115 упр. 158
(выборочно проверить домашнее задание)
Минутка чистописания. Словарная работа.
Абонемéнт – Право пользования чем-либо в течение определенного срока, а также документ, удостоверяющий это право.
А-бо-не-мент – 9 б., 9 зв., 4 гл., 5 согл., 4 слога. Ударная гласная в слове вторая –е.
Словосочетания со словарным словом: Библиотечный абонемент. Абонемент в спортивный зал. Абонемент в бассейн.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Слайд 2, 3.
- Ребята, а какие части речи мы с вами изучали на уроках письма? (имя существительное, имя прилагательного, глагол, местоимение)
- Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)
- О каких местоимениях идет речь? (о личных местоимениях)
- Ещё как они называются? (местоимения-существительные) Почему? (в речи они употребляются вместо имени существительного)
- Как изменяются местоимения? (по лицам, числам, падежам)
- Назовите местоимения 1 лица?
- Назовите местоимения 2 лица?
- Назовите местоимения 3 лица?
Грамматический разбор предложения.
В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки (Они) медленной опускались на землю.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим работу над местоимениями. Будем совершенствовать наши знания по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа».
- Как вы понимаете слово «склонение»? (изменение по падежам)
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
Объяснение нового материала.
Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются) и отвечают на падежные вопросы, что и имена существительные).
Например: с. 114-116 и слайд 5
Склонения местоимений 1-го лица:
Падеж | Вопросы | Единственное число | Множественное число |
И. п. | кто? | я | мы |
Р. п. | кого? | меня, у меня | нас, у нас |
Д. п. | кому? | мне, ко мне | нам, к нам |
В. п. | кого? | меня, про меня | нас, про нас |
Т. п. | кем? | мной, со мной | нами, с нами |
П. п. | о ком? | обо мне | о нас |
Склонения местоимений 2-го лица:
Падеж | Вопросы | Единственное число | Множественное число |
И. п. | кто? | ты | вы |
Р. п. | кого? | тебя, у тебя | вас, у вас |
Д. п. | кому? | тебе, к тебе | вам, к вам |
В. п. | кого? | тебя, про тебя | вас, про вас |
Т. п. | кем? | тобой, за тобой | вами, за вами |
П. п. | о ком? | о тебе | о вас |
Склонения местоимений 3-го лица:
Падеж | Вопросы | Единственное число | Множественное число |
муж. род | жен. род | ср. род |
И. п. | кто? что? | он | она | оно | они |
Р. п. | кого? чего? | его, у него | её, у неё | его, у него | их, у них |
Д. п. | кому? чему? | ему, к нему | ей, к ней | ему, к нему | им, к ним |
В. п. | кого? что? | его, про него | ее, про нее | его, про него | их, про них |
Т. п. | кем? чем? | им, с ним | ей, с ней | им, с ним | ими, с ними |
П. п. | о ком? о чём? | о нём | о ней | о нём | о них |
Физкультминутка.
Если услышали местоимение – топнули;
Существительное – хлопнули.
Шар, стул, ты, мороженое, оно, цветок, ему, слон, мне, карта, вас.
Закрепление изученного материала. Работа доски.
Слайд 2.
По цепочке на доске записать словосочетания, определить падеж местоимения.
Играю с ним (Т.п.), думаю о ней (П.п.), приходил к нему (Д.п.), на груди у него (Д.п.), горжусь ею (Т.п.), отвечаю тебе (Д.п.), встречался у них (Р.п.), рассказал о вас (Т.п.).
Карточка для слабоуспевающих.
Найди местоимения в словосочетаниях и подчеркни их.
Играю с ним, думаю о ней, приходил к нему, на груди у него, горжусь ею, отвечаю тебе, встречался у них, рассказал о вас.
Гимнастика для глаз.
Работа на карточках. Слайд 7.
- Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного мама личные местоимения. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.
Карточка №1 (1 Гр.)
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму . Мама заслужила это.
Карточка №2 (2 гр.)
Мама! … ласковая и добрая. С … всегда легко и весело.
Спасибо …. за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о … ,
береги … . …. заслужила это.
Выбери местоимения: Она, её, с нею, она, о ней, ей.
Карточка №3 (3 гр.)
Найди местоимения в тексте.
Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и весело. Спасибо ей за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги её. Она заслужила это.
Проверка. Слайд 3.
Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П.п.), береги её (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.
Работа с учебником.
Склонение местоимений 3 лица. Таблица с. 115
С. 119 Упр. 164
Задание.
- Спиши. Местоимения из скобок ставь в нужном падеже.
Тишка.
Жил у (мы) зайчонок. Звали его Тишка. Он повсюду ходил за (я), заглядывал в корзинки, словно спрашивал: «А здесь что у (ты)?»
Однажды мне пришлось познакомиться с (он) острыми зубами. Тишка укусил меня за палец.
Была у (мы) забава: я поднимала коврик, а он лапами стучал по нему. Пыль летела во все стороны.
Подрос Тишка, и я отнесла (он) в поле. Когда заяц убегал от (я) в сой лес, головки клевера кивали (он) вслед.
(По С.Мартьяновой)
Проверка.
Жил у меня зайчонок. Звали его Тишка. Он повсюду ходил за мной, заглядывал в корзинки, словно спрашивал: «А здесь что у тебя?»
Однажды мне пришлось познакомиться с его острыми зубами. Тишка укусил меня за палец.
Была у нас забава: я поднимала коврик, а он лапами стучал по нему. Пыль летела во все стороны.
Подрос Тишка, и я отнесла его в поле. Когда заяц убегал от меня в свой лес, головки клевера кивали ему вслед.
Итог урока.
Местоимение – часть речи? (Да)
Личные местоимения ед.ч. склоняются? (Да)
Личные местоимения мн. ч. склоняются? (Да)
Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет)
Мы, вы, они – это местоимения ед.ч. (Нет)
В русском языке шесть падежей (Да)
Домашнее задание (запись на доске, у учащихся в дневниках).
с.121 упр. 167
- Прочитайте задание
- Задайте интересующие вопросы.
- Денисов и Гавриличева списать текст, найти местоимения в тексте и подчеркнуть их.
Оценка знаний (выставление оценок с комментариями).