СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока « Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока « Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».»

Тема урока « Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».


Тип урока: урок освоение новых знаний (урок-исследование).


Цели урока:

образовательная: познакомить с понятием прямой речи, ее схематическим изображением; выяснить из чего состоит предложение с прямой речью.

развивающая: развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительную, познавательную и творческую деятельность учащихся;

совершенствовать устную и письменную речь.

воспитывающая: воспитывать навыки коллективного сотрудничества;

способствовать сохранению и укреплению здоровью учащихся

через проведение релаксационных пауз.

Оборудование:

-Учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Москва «БАЛАСС» 2008 год.




Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы вновь отправимся в путешествие по замечательной стране Русский язык и узнаем что-то новое о русском языке.

Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония:

«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.» (на доске).

-Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания пригодятся в жизни.)

Словарные слова называют дети)

(Садятся и по слогам называют словарные слова)

-Да и в любом деле главное , доброе начало.

-Открыли тетради, записали число и классная работа.

Попробуйте отгадать, что здесь зашифровано?

-Какие ассоциации у вас возникают?

-Чему будет посвящён наш урок русского языка?

-Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях?

О каких предложениях пойдёт речь на уроке?

-Вам знакомы эти предложения? Вы знаете, как пишутся знаки препинания в таких предложениях?

-Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.



- Расскажите, что вы знаете о простом предложении и о знаках препинания в нём. 


- Простое предложение – это предложение, где есть подлежащее и сказуемое (главные члены предложения).

- Простое предложение может быть с однородными членами. 

-В простом предложении между однородными членами ставится запятая, и однородные члены могут быть связаны с помощью союзов. 

-Какие союзы вы знаете?
- В простом предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. 
- В простом предложении с однородными членами перед союзом и запятая не ставится, когда он одиночный. 
- В простом предложении с однородными членами, когда союз и повторяющийся, запятая ставится. 




-Как его отличить сложное предложение от простого?

(Сложное предложение состоит из несколько подлежащих и несколько сказуемых) 


-Какое предложение называется сложным?

(Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, на письме отделяются друг от друга запятыми) 

-Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?

(Части ложного предложения связаны между собой бессоюзной связью или союзами) 
4. Роль запятой в сложном предложении... (Запятая в сложном предложении отделяет одну грамматическую основу от другой) 



-На рассвете поднялся ветер и листья закружились в золотом хороводе.(Повеств., невоскл., сложн., состоит из 2-ух частей, соедин. союзом и и интонацией) схема

-Хочу вам предложить задания , которые вы выполните в группах;

2.Задание для группы, которая работает над простым предложением с однородными членами

Расставь знаки, найди однородные члены. Составь схемы предложений.


  1. Он боялся собак коров гусей мышей пауков и даже петухов. ____________________________

  2. Только смелые люди побеждают врагов тушат пожары и спасают людей. ________________________



Задание для группы, которая работает над расстановкой знаков препинания в сложном предложении


Расставь знаки и составь схемы предложений.

  1. В третьем дневнике я заклеил страницу с новой единицей и папа не увидел там ничего плохого.

______________________

  1. Петушок угомонился шум затих и царь забылся. _________________________



Задание для группы, которая работает над предложениями с прямой речью

Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы предложений.

1.Знайка сказал сделаем воздушный шар и полетим.

2.Гусля залез на сцену и закричал все ко мне.

-К какому виду отнесли ваши предложения? Почему?

Прочитаем ваши предложение.

-С какими же предложениями мы будем знакомиться на уроке?

С предложениями с прямой речью.

VI. Постановка учебных задач

(Формулируют учащиеся.)

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.



3.Проблемная ситуация с выходом на тему урока и цель по предположениям детей.

— Кто уже знает, что такое прямая речь

— Какие вопросы возникают?

1. Что такое прямая речь? 2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? З. Как оформить на письме предложение с прямой речью.

4.Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня вы узнаете, что такое предложения с прямой речью, как они оформляются на письме и почему получили такое название.

5. Постановка проблемы.

1.— Послушайте 2 текста, в каком из них мы узнаем более точную информацию о том, что говорит герой.

(Прямая речь –это….

2.— Из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)

Вывод: При записи прямой речи возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти трудности можно преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам поможет графическая запись предложений ( в виде схемы).



-Слова автора показывают ,кому принадлежит прямая речь. Они обычно содержат глаголы со значением речи.

-Придумайте как можно больше слов автора, вводящих прямую речь.



3.-Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

— Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы знать ее границы.)


2. Формирование мотивации к изучению темы:

-Целеполагание: сегодня мы с вами будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью. 

2) из каких двух частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.)

--А теперь нам необходимо выяснить, как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью.

На письме прямая речь заключается в кавычки.

А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», — а. «П!» — а. «П?» — а.

Прямая речь — это передача чужой речи дословно, без изменения.

6. Дидактическая игра.

-А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются ученики и им раздаются карточки (А, П, а, :, ., !, ?, « ») Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.

1. «Держите её, держите!» – запищал Мишутка. («П!»- а)

-Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

2. Печка ей отвечает: «Съешь моего пирожка». (А: «П».)

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.

3. Машенька попросила медведя: «Отпусти меня в деревню!» (А: «П!») ( пишу на доске)

Из каких сказок эти слова?

Молодцы. Итак, чему мы сейчас учились? (Русские народные сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».)

Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью. Вашему ответу помогут схемы:

(вывешиваю схемы)

Вы молодцы сегодня, хорошо работали. Оценки за урок: ….

- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложении с прямой речью?

(от места в предложении слов автора и прямой речи)

ТЕСТ

1 Укажите схему предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка

  1. «П», - а.

  2. А – «П?»

  3. «П!» -а.

  4. А: «П».

2 Какое предложении соответствует схеме

«П,» - а.

1) Старший молвил Что за диво!

2) Вы у меня в гостях сказал дедушка.

3 Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы предложений.

Куда же вы спросил Андрей ___________________________

Попугай кивнул и засмеялся Хорошо _______________

Работы проверяются учителем после урока.

VΙΙ. ИТОГ УРОКА

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам оно запомниться.

Вставьте подходящие по смыслу слова:

  • Речь, которая передаётся дословно, как ее произнесли, называется (прямой речью).

  • Слова автора показывают, (кому принадлежит прямая речь).

  • Прямая речь заключается в (кавычки).

  • После слов автора перед прямой речью ставится (двоеточие).



— Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

* Чужая речь.

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены.

Дословно.



1.Урок полезен, все понятно.-зелёный

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.-синий

3.Еще придется потрудиться. -красный

Выставление отметок

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выписать из худ. лит-ры (сказки) примеры предложений с прямой речью (7).



Прямая речь

Т е с т.

учитель читает предложения, ученики записывают в тетрадь номер предложения, в котором есть прямая речь.

1) «Я уже сделал», – сказал Дима.

2) «Пора возвращаться домой», – сказал папа.

3) Папа сказал, что пора возвращаться домой.

4) «Ждем вас опять, ребята», – сказали наши знакомые.

5) «Какое чудо!» – воскликнул малыш.

6) Мы попросили лесника проводить нас домой.

(О т в е т ы : 1, 2, 4, 5.)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!