Тема урока: «Нарезка овощей»
Цель: Ознакомить обучающихся с блюдами из сырых и вареных овощей, правилами первичной обработки, способами и формами нарезки овощей.
Ход урока
Орг.момент.
Сообщение темы и цели урока.
Учащиеся перечисляют известные им овощные растения. Называют части (органы) растений, которые используют в пищу.
Учитель обобщает ответы учащихся.
При использовании овощей в кулинарии из них готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда: закуски (салаты, винегреты), первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и д. р.), вторые блюда (картофель жареный или отварной, рагу, котлеты). Овощи так же используют для приготовления гарниров к рыбным, мясным блюдам и соков.
Первичная обработка овощей.
Общая схема первичной обработки для всех овощей выглядит следующим образом:сортировка→ мойка → очистка → промывание → нарезка.
Прежде всего, овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды) для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки и уменьшения отходов.
Затем их моют и чистят. Для очистки овощей используют специальные ножи, овощечистки (стр 132 рис 92). Далее овощи промывают и нарезают.
Это общая для всех овощей схема первичной обработки, но она может немного изменяется в зависимости от вида овощей.
Физкультурная минутка
Игра « Угадай плод».
Учитель кладет в коробку, любой плод, учащиеся должны, задавая вопросы, угадать его и ответить, к какому виду он относится.
Последним пунктом в схеме механической (первичной) обработки стоит нарезка, т.е. очищенные и промытые овощи нарезают. Для более быстрой нарезки овощей используются кухонные комбайны и овощерезки. От вида нарезки овощей зависит продолжительность их варки, поэтому надо следить, чтобы овощи были нарезаны одинаково.
Нужно помнить, что очищенный картофель быстро темнеет, поэтому после первичной обработки до использования его помещают в посуду с холодной водой.
Нарезать овощи можно различными способами
Я вам раздам листы с видами нарезки, давайте посмотрим, какие как можно нарезать овощи. Эти листы вы вклеите в тетрадь.
1.Соломкой, т.е. длинными тонкими ломтиками. Соломкой нарезают:
картофель для жарения во фритюре (кипящем растительном масле);
морковь, петрушку, свеклу, репчатый лук, сельдерей — для щей, борщей, рассольников, супов из овощей. Также вы можете посмотреть в учебнике на стр.133 рис.93 а
2.Брусочками (шириной до 1 см, длиной 3,5-4 см) нарезают:
картофель для жарения, приготовления супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей для бульона с овощами (рис. 93, б).
3.Кубиками.Кубики могут быть крупными(2x2 см), средними(1,5х 1.5 см), мелкими (0,5x0,5 см).
Нарезка крупными кубиками подходит для приготовления картофеля в молоке;
средними — для супов с бобовыми, крупами, овощного рагу;
мелкими— для гарнира к холодным блюдам (рис. 93, в).
4.Ломтиками нарезают картофель, морковь, свеклу в щи, борщи (рис. 93, г).
5.Кружочками используют картофель для жарения во фритюре и основным способом (в сковороде), морковь — для супов и как гарнир, кабачки и баклажаны — для жарения.
Лук нарезают мелкими кубиками (0,3x0,3 см) для супа-харчо, крупяных супов, щей (рис. 94, а). Тонкими кольцами нарезают лук для шашлыка, жарения, маринадов и т. д. (рис. 94, б).
Капусту измельчают шашками 2x2 см для щей, борщей, а также рубят соломкой для квашения и начинки.
Для украшения блюд используют сложную или фигурную нарезку овощей — звездочками, гребешками, шестеренками, розочками, бочонками, чесночками, шариками, лентами и т. д. (рис. 95).
Из моркови можно сделать фигурки, картофель и корнеплоды нарезать специальными выемками в виде орешков, бочонков.
Из овощей можно приготовить большое количество разнообразных блюд.
С древних времен овощи применяют в пищу, используют как диетическое и лечебное средство.
Вопрос: Ребята, а какие блюда можно приготовить из сырых овощей?
Салат — это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д.
Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир к мясным и рыбным блюдам.
Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей выглядит следующим образом:
1.Механическая (первичная) обработка овощей.
Учитель: Давайте вспомним механическую (первичную) обработку овощей.
Задание на закрепление материала: Расставьте в правильном порядке операции механической обработки: промывание, нарезка, мойка, очистка, сортировка.
(На столах учащихся лежат карточки с операциями механической обработки). Учитель проверяет правильность выполнения задания.
сортировка → мойка → очистка → промывание → нарезка.
2. Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.
Вопрос: Какими способами можно нарезать овощи?
Ответ: Соломкой, брусочками, кубиками, ломтиками, кружочками, звездочками, гребешками, шестеренками, розочками, бочонками, чесночками, шариками, лентами.
3.Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки (приправы).
Вопрос: Чем можно заправлять салаты?
Ответ: Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом или майонезом. Для некоторых салатов используют сметану.
Чтобы разнообразить вкус салатов, в заправки можно добавить сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы.
4.Выкладывание в салатницу и украшение.
Входящие в состав салата продукты могут быть сырыми (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук), вареными (свекла, картофель, морковь), маринованными, солеными (квашеная капуста) и прошедшими сложную технологическую обработку (колбасные изделия, копченая рыба, консервы).
Но мы употребляем в пищу овощи не только в сыром виде. А что мы еще можем сделать с овощами?
Для приготовления овощных блюд мы используем все виды тепловой обработки: варку, жарение, запекание, тушение, припускание.
III. Практическая работа
Приготовление салатов из овощей.
Подведение итогов.