СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Дисциплина: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

 

Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.   Л. Н. Толстой и культура XX века»

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.

Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.

Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича»... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир» - величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».

Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

5. Закрепление изученного материала:

1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?

а) 1879 г.

б) 1875 г.

в) 1866 г.

2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:

а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель

б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?

а) 1910 г.

б) 1928 г.

в) 1876 г.

4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?

а) на Анатоля Франса

б) на Теодора Драйзера

в) на Александра Пушкина.

 

 

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:    работа с конспектом. Стр. 322-323.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века»»

Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература


Дата поведения: 06. 04.2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-1

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.


Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.


Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

«Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

«Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

«Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

«Литература». Форма доступа: www.gramma.ru



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.

Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.

Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича»... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир» - величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».

Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

5. Закрепление изученного материала:

1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?

а) 1879 г.

б) 1875 г.

в) 1866 г.

2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:

а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель

б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».

в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»

3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?

а) 1910 г.

б) 1928 г.

в) 1876 г.

4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?

а) на Анатоля Франса

б) на Теодора Драйзера

в) на Александра Пушкина.






6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом. Стр. 322-323.



Ответы направить на эл. почту: [email protected]















Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература


Дата поведения: 07. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-1

Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.


Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.


Тема урока: Контрольный тест по роману «Война и мир»


Тип урока: Контроль знаний.


Цели:

а) образовательная: контроль знаний студентов по пройденным материалам.

б) развивающая: развитие познавательных потребностей и способностей студентов.

в) воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебе.




Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Тестирование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».


1. Когда был написан роман «Война и мир»?

а) 1861-1870;

б) 1862-1868;

в) 1863-1869;+

г)  1864-1872.

2. Когда начинается действие романа «Война и мир»?

 а) в январе 1812 года

б) в апреле 1801 года

в) в мае 1807 года

г) в июле 1805 года+

3. В исторических трудах Наполеон нередко противопоставляется

Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе «Война и мир»?

а) Александр I

б) М.И. Кутузов+

в) А. Болконский

 г) Николай I

4. Чьими глазами читатель видит Бородинское сражение?

а) Николая Ростова

б) Пьера Безухова+

в) Андрея Болконского

г) Анатоля Курагина

5. К какому литературному направлению относится роман «Война и мир»?

а) Реализм+

б) Романтизм

в) сентиментализм

г) Классицизм

6. Какой основной прием романа война и мир?

а) Антитеза (противопоставление);+

б) Поток сознания;

в) Иносказание;

г) Аллюзия (отсылка).

7. В каком литературном жанре написано произведение «Война и мир»?

а)  Роман-воспитание;

б) Психологический роман;

в) Роман -эпопея;+

г) Социальный роман.

8. Выберите центральную тему произведения «война и мир»:

а) Тема противостояния войны и мира;+

б) Тема любви и ненависти;

в) Тема личного достижения счастья;

г) Тема становления сверхличности.

9. Кого из героев романа описывает данная цитата: «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках»?

а) Ипполита Курагина;

б) Пьера Безухова;

 в) Федора Долохова;

г) Анатоля Курагина.

10. Кого из героев романа описывает данная цитата: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»?

а)  Соню Ростову;

б) Элен Курагину;

в) Наташу Ростову;+

г) Марью Болконскую.

11. Почему Андрей Болконский решил уйти служить в действующую армию?

а)  Андрея влекла воинская слава;+

б) В армии хорошо платили, и он хотел помочь семье деньгами;

в) Андрей хотел продолжить военную династию;

г) Он шел на войну, чтобы отвлечься от безответной любви.

12. Что Марья Болконская дала Андрею, когда мужчина уезжал на войну?

а) Деревянные дубовые четки;

б) Маленький портрет Лизы;

в) Старинный образок спасителя с черным ликом;

в) Старинный образок спасителя с черным ликом;

13. О ком из героев идет речь в данной цитате: «Он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками.»

а) О Николае Ростове;

б) Об Андрее Болконском;+

в) О Пьере Безухове;

г) О Василии Денисове.

14. Каким образом Болконский получил ранение во время Бородинского сражения?

а)  В рукопашной схватке с французом;

б) Рядом с Болконским взорвался снаряд;+

в) Андрей не успел перебежать от одной батареи к другой и попал под обстрел французов;

г) По фатальной случайности Болконский ранил сам себя.

15. При каких обстоятельствах Наташа и Андрей встретились после Бородинского сражения?

а)  Болконский оказался среди раненых, которых Ростовы на подводах взяли с собой, уезжая из Москвы;+

б) Андрей и Наташа встретились в госпитале, когда девушка делала перевязки солдатам;

в) Раненый Болконский находился в доме у Пьера и Наташа, узнав об этом, сама приехала к нему;

г)  Ростовы, уезжая из Москвы, остановились на том же постоялом дворе, что и Андрей.

16. Кем, по мнению автора, была на самом деле сожжена Москва?

а) Растопчиным и его людьми;

б) Мародерами;

в) Жителями, которые бросили город;

г) Русскими солдатами.

17. Кто из героев романа является человеком, олицетворяющим все истинно русское?

а)  Кутузов;

б) Капитан Тушин;

в) Тихон Щербатый;

г) Платон Каратаев.+

18. Кто из героев единственный считал, что русские победили в сражении под Бородино и видел истинный смысл Бородинской битвы?

а) Кутузов;+

б) Александр I;

в) Багратион;

 г) Болконский.

19. О ком из героев идет речь в цитате: «он был подобен ребенку, который, воображает, что он правит».

а) Кутузов;

б) Александр I;

в) Наполеон;+

г) Мюрат.

20. Выберите кульминационный эпизод «Войны и мира»:

а) Смерть Андрея Болконского;

б) Пожар Москвы;

в) Битва под Аустерлицем;

г) Бородинское сражение.


Ответы направить на эл. почту: [email protected]




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!