Урок № _____
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Дата поведения: 06. 04.2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № 1-1
Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.
Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.
Тема урока: «Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века»
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
«Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
«Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
«Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
«Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
4.Изложение нового материала. Методика: Лекция
Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.
Так ещё в последнюю треть XIX в. воздействие творчества Толстого разнообразными способами проявилось у зарубежных писателей демократического, реалистического направления.
Воздействие писателя стало гораздо более заметным и широким на рубеже двух столетий, когда Толстой вошёл в мировую литературу не только как создатель «Войны и мира», «Анны Карениной», повестей и рассказов, но и как автор «Воскресения». Последняя книга Толстого с особенной силой раскрыла перед всем миром подлинную сущность капитализма.
Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др.
Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.
Теодор Драйзер рассказывает о впечатлении, которое произвели на него в юности книги Толстого: «Я снова усиленно занялся чтением... Дороже всех мне тогда был Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича»... Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»
В юные годы много и жадно читал Толстого Фучик. Сохранились сделанные им записи о том впечатлении, которое произвели на него «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». В ученическом сочинении «О счастье», написанном Фучиком в шестнадцатилетнем возрасте, говорится: «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»
Английский писатель Джон Голсуорси заявляет: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».
Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».
Столетний юбилей Толстого в 1928 г. торжественно отмеченный в Европе, ещё более расширил и утвердил здесь популярность Толстого. Многочисленные статьи, появившиеся в журналах и газетах, единодушно признавали, что «Война и мир» - величайший роман в мире, а Толстой - величайший из всех романистов, стоящий «на голову выше всех других писателей».
Но не только роман «Война и мир» волновал и волнует читателей всего мира. Художник, философ, моралист-обличитель, Толстой поражает величием и грандиозностью своего творческого облика. В. И. Ленин, отмечая многогранность этого творческого облика, раскрывает и исторические корни всемирного влияния Толстого: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции». Вот в чём заключается основное значение Толстого в истории мировой культуры и литературы.
Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.
5. Закрепление изученного материала:
1. В каком году был переведен на французский язык роман – эпопея «Война и мир»?
а) 1879 г.
б) 1875 г.
в) 1866 г.
2. Английский писатель Джон Голсуорси заявляет:
а) «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель
б) «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире»,- я выбрал бы «Войну и мир».
в) «Прихожу к выводу, что прав Толстой: в труде, только в труде заключается подлинное счастье!»
3. В каком году отмечали столетний юбилей Толстого?
а) 1910 г.
б) 1928 г.
в) 1876 г.
4. На каких мастеров западного критического реализма XX в. оказал благотворное влияние Толстой-художник?
а) на Анатоля Франса
б) на Теодора Драйзера
в) на Александра Пушкина.
6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом. Стр. 322-323.
Ответы направить на эл. почту: [email protected]
Урок № _____
Предмет: ОУД 02. Русская литература
Дата поведения: 07. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № 1-1
Специальность: 36.01.01 Младший ветеринарный фельдшер.
Тема программы: Особенности развития русской литературы и культуры во второй половине XIX века.
Тема урока: Контрольный тест по роману «Война и мир»
Тип урока: Контроль знаний.
Цели:
а) образовательная: контроль знаний студентов по пройденным материалам.
б) развивающая: развитие познавательных потребностей и способностей студентов.
в) воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебе.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Тестирование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
1. Когда был написан роман «Война и мир»?
а) 1861-1870;
б) 1862-1868;
в) 1863-1869;+
г) 1864-1872.
2. Когда начинается действие романа «Война и мир»?
а) в январе 1812 года
б) в апреле 1801 года
в) в мае 1807 года
г) в июле 1805 года+
3. В исторических трудах Наполеон нередко противопоставляется
Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе «Война и мир»?
а) Александр I
б) М.И. Кутузов+
в) А. Болконский
г) Николай I
4. Чьими глазами читатель видит Бородинское сражение?
а) Николая Ростова
б) Пьера Безухова+
в) Андрея Болконского
г) Анатоля Курагина
5. К какому литературному направлению относится роман «Война и мир»?
а) Реализм+
б) Романтизм
в) сентиментализм
г) Классицизм
6. Какой основной прием романа война и мир?
а) Антитеза (противопоставление);+
б) Поток сознания;
в) Иносказание;
г) Аллюзия (отсылка).
7. В каком литературном жанре написано произведение «Война и мир»?
а) Роман-воспитание;
б) Психологический роман;
в) Роман -эпопея;+
г) Социальный роман.
8. Выберите центральную тему произведения «война и мир»:
а) Тема противостояния войны и мира;+
б) Тема любви и ненависти;
в) Тема личного достижения счастья;
г) Тема становления сверхличности.
9. Кого из героев романа описывает данная цитата: «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках»?
а) Ипполита Курагина;
б) Пьера Безухова;
в) Федора Долохова;
г) Анатоля Курагина.
10. Кого из героев романа описывает данная цитата: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»?
а) Соню Ростову;
б) Элен Курагину;
в) Наташу Ростову;+
г) Марью Болконскую.
11. Почему Андрей Болконский решил уйти служить в действующую армию?
а) Андрея влекла воинская слава;+
б) В армии хорошо платили, и он хотел помочь семье деньгами;
в) Андрей хотел продолжить военную династию;
г) Он шел на войну, чтобы отвлечься от безответной любви.
12. Что Марья Болконская дала Андрею, когда мужчина уезжал на войну?
а) Деревянные дубовые четки;
б) Маленький портрет Лизы;
в) Старинный образок спасителя с черным ликом;
в) Старинный образок спасителя с черным ликом;
13. О ком из героев идет речь в данной цитате: «Он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками.»
а) О Николае Ростове;
б) Об Андрее Болконском;+
в) О Пьере Безухове;
г) О Василии Денисове.
14. Каким образом Болконский получил ранение во время Бородинского сражения?
а) В рукопашной схватке с французом;
б) Рядом с Болконским взорвался снаряд;+
в) Андрей не успел перебежать от одной батареи к другой и попал под обстрел французов;
г) По фатальной случайности Болконский ранил сам себя.
15. При каких обстоятельствах Наташа и Андрей встретились после Бородинского сражения?
а) Болконский оказался среди раненых, которых Ростовы на подводах взяли с собой, уезжая из Москвы;+
б) Андрей и Наташа встретились в госпитале, когда девушка делала перевязки солдатам;
в) Раненый Болконский находился в доме у Пьера и Наташа, узнав об этом, сама приехала к нему;
г) Ростовы, уезжая из Москвы, остановились на том же постоялом дворе, что и Андрей.
16. Кем, по мнению автора, была на самом деле сожжена Москва?
а) Растопчиным и его людьми;
б) Мародерами;
в) Жителями, которые бросили город;
г) Русскими солдатами.
17. Кто из героев романа является человеком, олицетворяющим все истинно русское?
а) Кутузов;
б) Капитан Тушин;
в) Тихон Щербатый;
г) Платон Каратаев.+
18. Кто из героев единственный считал, что русские победили в сражении под Бородино и видел истинный смысл Бородинской битвы?
а) Кутузов;+
б) Александр I;
в) Багратион;
г) Болконский.
19. О ком из героев идет речь в цитате: «он был подобен ребенку, который, воображает, что он правит».
а) Кутузов;
б) Александр I;
в) Наполеон;+
г) Мюрат.
20. Выберите кульминационный эпизод «Войны и мира»:
а) Смерть Андрея Болконского;
б) Пожар Москвы;
в) Битва под Аустерлицем;
г) Бородинское сражение.
Ответы направить на эл. почту: [email protected]