СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Дерево в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания детей о пользе деревьев в жизни людей

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Дерево в жизни человека»»

Тема урока: «Дерево в жизни человека»

Цели:  обобщить знания, полученные при изучении тем:  «Дерево в жизни человека», «Разнообразие деревьев», «Вторая жизнь дерева»                                               повторить:  виды деревьев (хвойные и лиственные), как устроено дерево, как оно зимует и растёт;

познакомить с практическим применением древесины разных пород деревьев;

расширить круг знаний учащихся в различных областях: истории, литературы, изобразительного искусства;

воспитывать у детей любовь к родной природе, потребность охранять её.

Ход урока:

  1. Организация на урок.

Учитель: А сейчас проверь, дружок

                 Ты готов начать урок?

                 Всё ль на месте,

                 Всё ль в порядке

                 Ручка, книжка и тетрадки?

                 Все ли правильно сидят?

                 Все ль внимательно глядят?

                 Каждый хочет получать только лишь отметку  «5».

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

У.: Назовите тему урока сами.


Для этого вам нужно разгадать загадки

  1. Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (слайд 3)

  1. Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза) (слайд 4)

  1. В Крыму, над морем,

Как в дозоре, стоят колоннами,

Всегда зелёными,

Деревья хвойные,

На диво стройные. (кипарис) (слайд 5)

  1. У нас одёжки колки –

Всё иголки, да иголки.

Звери шутят: «Дядя Ёж

На неё слегка похож» (ель)(слайд 6)

  1. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)(слайд 7)

6.Что за дерево стоит –

   Ветра нет, а лист дрожит (осина)(слайд 8)

У.: Что вы прочитали  в горизонтальной строке под № 1 ? Какова тема нашего урока?

Дети: Дерево.

  1. Повторение пройденного. Обобщение и систематизация знаний.

У.: О каком дереве идёт речь?

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки  (Лиственное дерево)

Лиственные деревья. (слайд 10)

1.клён                           3. ольха                         5. дуб

2. берёза                       4.липа                            6. осина

- Какое дерево используется в производстве спичек? (6)

- Какое дерево наиболее долговечно? (5)

- Какое особенно любят пчёлы? (4)(слайд 11)

- У какого листья с пятью лопастями? (1)

У этого дерева кора остаётся холодной  даже в самый жаркий день? (2)

- На этом дереве образуются мелкие шишечки с мелкими орешками? (3)(слайд 12)

У.: Зимой и летом

      Одним цветом. (хвойное дерево)

- Расскажите о хвойных растениях, чем они отличаются от лиственных.

Хвойные растения (слайд 13)

  1. ель                              3. лиственница                    5. кедр

  2. сосна                          4. пихта                                 6. Можжевельник

4. Узнай дерево по описанию

  1. Красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоёй. Хвоинки длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в пять хвоинок. В шишках орешки, из которых получают масло. (кедр)

  2. Это долговечное и самое крепкое дерево в лесах. Ствол мощный. Листья распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, иногда всю зиму висят поблёкшие, тёмно-коричневые. (дуб)

  3. Отличается от всех остальных хвойных тем, что каждую осень сбрасывает хвою. Хвоя мягкая, нежная, располагается пучками. (лиственница)

  4. Очень красивое стройное дерево с серо-серебристой корой. Листья сложного строения. Цветёт белыми цветами.  Ягоды собраны в кисти. (рябина) (слайд 19)

5. Практическая работа «Части дерева»

У.: Назовите основные части дерева. (корень, ствол, крона)

Задание: Раскрасьте на рисунке крону зелёным цветом, ствол – коричневым, корни – чёрным.

- Какие ещё части растений знаете? (ветви, листья, цветы, плоды)

6. Динамическая пауза

7. Как растут деревья.

- Расскажите, в какое время года дерево растёт лучше? (летом)

 -А когда вообще не растёт? (зимой)

 -В какое время суток растёт быстрее?

 -С какой скоростью растёт дерево?

  -Что можно узнать по спилу дерева? ( сколько ему лет, какие были годы роста: благоприятные или нет)

10. Вторая жизнь дерева

У.: Ребята, а как вы понимаете выражение  «вторая жизнь дерева» ?

Инсценировка басни К.Ушинского «Спор деревьев».

Ведущий: Заспорили деревья между собой: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

 - Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится, листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой.

   Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

- Не хвастай много дубище,  что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху, а моё румяное яблочко и на царском столе бывает.

   Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает:

- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт зима и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю.

Учитель: Ребята, а как вы решите спор деревьев, кто из них лучше?

Дети: Нельзя говорить: одно дерево лучше, а другое хуже. Каждое дерево хорошо по-своему и приносит свою пользу.

Учитель:  После того, как дерево срубят, у него начинается вторая жизнь. Подумайте и скажите, какой бывает вторая жизнь дерева?

Ответы детей:

-  Почки берёзы, цветы липы, кору дуба и др. используют как лекарственное сырьё.

-  Орехи кедра идут на изготовление  кедрового масла.

- Многое из того что нас окружает сделано из древесины :мебель, музыкальные инструменты, лыжи, кухонная утварь.

-  А ещё из дерева сделаны дома, постройки, заборы и т.д.

- А в России какое дерево считается исконно-русским?(берёза)

- Очень много стихов и песен русский народ посвятил берёзе. Прочитайте их.

Чтение учащимися стихов о березе.

(Дети читают стихи С. Есенина, А. Прокофьева и др. авторов)

13.Физкультмитнутка

- Какую роль в природе играют леса?

Дети:  - Леса являются для животных домом.

            - Леса считаются лёгкими нашей планеты, потому что очищают воздух          и обогащают его кислородом.

Учитель: Расскажите о правилах поведения человека в лесу.

Учащиеся: - В лесу надо вести себя тихо, чтобы не потревожить животных.

-                    -  Нельзя бросать мусор.

                      -  Нельзя разводить костры.

                      - Нельзя ломать ветки, срубать деревья и рвать траву.

14. Подведение итога урока. Рефлексия.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ: КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Учитель: Дети, как вы думаете, что нужно делать, чтобы леса на нашей планете никогда не исчезли и радовали нас?

Дети: Нужно каждый год сажать новые деревья: около дома, у школы, в парке.

С.Маршак  «Праздник леса»

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса,

Рубку и палубу, рёбра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья – лететь в небеса

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка скрывает бельчат.

Чащу, где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!